Великий Князь Московский Дмитрий Иванович Донской.
«Не тщись покорять чуждое племя, но противоборствуй всякому, кто твое племя поработить тщится!.. Аще немощен возрастом, но аз реку: сними ярмо басурманское с земли Русской, Димитрий. И еже един ремень того ярма порвешь, благо ти будет. И преемству своему закажи остатние ремни рвать. Вольный народ силен; угнетенный — день ото дня слабее становится!..
Дмитрий Донской.
Знаменательное соседство.
В конце 70-х годов прошлого века, волею судьбы автор оставил стезю школьного учителя и неожиданно поступил на работу в орденоносное НИИ технической химии, вошёл под своды высокой науки и влился в многотысячный коллектив НПЛО «Союз». Работа на ВПК тех лет считалась престижной и уважаемой. К тому же, это были молодые, лучшие годы жизни. Но речь пойдёт о другом.
Дело в том, что НИХТИ территориально располагался по соседству с исторической реликвией России – Николо-Угрешским монастырём, что находится в г. Дзержинском Московской области. Приезжая на работу,в течении 20 лет я проходил мимо древнейших стен, свидетелей великих исторических событий. Крепостных стен, сооружённых в 1380 по воле Великого Князя Московского Дмитрия.
Фото автора. 70-е годы.
В атеистические времена монастырь находился в полном запустении и небрежении, вид имел самый неприглядный. Достаточно сказать, что на территории монастыря размещались теплицы, куда нас, инженеров, иногда посылали на сельхозработы. В зданиях монастыря размешалась фотография, медучреждение, гостиница. Но жизнь брала своё, и мало-помалу, монастырь стал оживать, начался ремонт зданий, преображалась территория, всё не имевшее отношение к религиозной жизни убиралось.
Креста на вас нет…
Наступил день, когда с высоты третьего этажа, где размещалась одна из комнат лаборатории, я увидел в окно удивительную картину: над обновленным позолотой куполом монастыря кружит вертолёт,а на самом куполе копошатся верхолазы, происходит установка креста. Огромный, но издалека кажущийся маленьким, крест то приближался к куполу, то отдалялся от него, в то время, как верхолазы пытались удержать крест и направить в приготовленное место. На фоне синевы неба движущийся и сверкающий на солнце золоченный крест представлял завораживающее зрелище. Полчаса упорной и сноровистой работы и крест, наконец, вознесся над куполом.
На фото слева купол без креста, справа с установленным крестом.
…В минуты водружения креста я не мог знать, что религиозная картина – явление для меня знаковое, что тема Николо-Ургешского монастыря спустя много лет воскреснет и продолжится, войдет в творческую жизнь.
Не простое название.
Разумеется, я заинтересовался притягательным названием монастыря: почему «Николо», почему «Угрешский»? И в ответ услышал то ли легенду, то ли быль древней Руси. В 1380 году на этом самом месте, перед тем как отправиться на битву с войском Мамая, стояли войска Великого князя Дмитрия Донского. И вот в ночь перед битвой князю снится сон, в котором является икона святого Николы Чудотворца и сообщает радостную весть: войска Мамая будут разбиты и победа будет за русским войском.
Эта весть согрела, «угрела» душу воеводы, придала уверенность в победе, вселила новые силы.Так и случилось. Враг был разбит,победа осталась за Великим Московским княжеством. Благодарный князь Дмитрий повелел на месте явления чудодейственной иконы возвести монастырь, который со временем стал называться «Николо-Угрешским».
Современный вид Николо-Угрешского монастыря.
В энциклопедии читаем следующее: «Нико́ло-Угре́шскиймонасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, основан в конце XIV века. Находится на площади Святителя Николая в подмосковном городе Дзержинском.Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию, именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.
Великий Князь Московский Дмитрий Иванович Донской.
Многострадальна и величественна история Николо-Угрешского монастыря, однако, перейдём к теме повествования
Википедия.Дми́трийИва́нович (др.-рус. ДмитрейИвановичь( 12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389, там же), прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский (с 1359 года), великий князь Владимирский и князь Новгородский (с 1363 года). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены, княгини Александры Ивановны.
В правление князя Дмитрия Донского Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Великое княжество Владимирское стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния ушли Тверское и Смоленское княжества. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой. Также был построен белокаменный Московский Кремль. Жизнеописание князя и сведения о его правлении подробно изложены в анонимном памятнике литературы XIV века «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского».
Преподобный Сергий Радонежский благословляет святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Художник А. Кившенко.
Однако, удастся ли обнаружить в микрокосме рождения Дмитрия Донского предпосылки выдающихся побед и успехов в объединении русских земель?
Рождение происходит в знаке «Стрелец» с характерной особенностью: на Моменте рождения отметился Нисходящий лунный узел, подчеркивая необычную индивидуальность рожденного. Картина-символ такова: «В старой северной деревне человек вырубает кусок льда в замёрзшем пруду, чтобы использовать его летом».Этот человек – будущий Дмитрий Донской. Почему в старой деревне? Почему именно в северной? Образ «старой деревни» - образ Руси середины XIV века.
Микрокосм символического рождения Дмитрия Донского.
Указание на Север, указание на врождённую духовность будущего Великого князя. В картине символ означает предусмотрительное использование природных ресурсов для обеспечения будущих человеческих потребностей. Таким образом, Дмитрий обнаруживает ценность предусматривания будущих потребностей Руси , ключевое слово деятельности –запасание впрок. Что и явилось предпосылкой для Московского княжества стать одним из главных центров объединения русских земель. Как говорится, «каким родился, таким и пригодился».
А что на этот счёт скажут историки? С.М. Соловьев :«В 1389 г. умер великий князь московский Димитрий, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Димитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной. Заслуга Димитрия состояла в том, что он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Димитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшено написанного жития его...Важные следствия деятельности Димитрия обнаруживаются в его духовном завещании; в нем встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своей отчиной. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля». |
Перейдём к рассмотрению Управителя жизни и судьбы Юпитера. Планета находится во «Льве», в Доме «Наследство» стабильно и гармонично поддержанная Марсом, Сатурном и Плутоном (трины). Отсюда следует убеждённость, что Дмитрий проявит стремление к развитию, оптимизм и самоуверенность, выгоды получит через наследства и общие финансы. Обнаружено предположение о склонности к «работе в фирме похоронных принадлежностей», а также в «совете по налоговым вопросам», возможность стать «финансовым посредником».
Если вдуматься, то это соответствует действительности: в первом случае участие Дмитрия Донского в многочисленных кровопролитных битвах, во втором случае, в общении с ханами Золотой орды по «финансовым вопросам», кому, какую и в каком количестве платить дань…Картина-символ Юпитера представляет «Любительский церковный хор поет религиозные гимны». И тут попадаем в самую точку, поскольку символ означает ощущение совместности, объединяющее людей в служении коллективному идеалу. Символ выражает идеализированную совместность.Таким образом, на жизненном пути Дмитрия Донского поддерживало чувство совместности с народом.
В.О. Ключевский:«Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Молодость (умер 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнившая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского, и летопись с заметным подъемом духа говорит о нем, что он был «крепок и мужествен и взором дивен зело». Биограф-современник отметил и другие, мирные качества Димитрия - набожность, семейные добродетели, прибавив: «...аще книгам не учен сый добре, но духовные книги в сердце своем имяше».
Следует отметить, что в рабочем микрокосме рождения Дмитрия на положение Юпитера приходится дата разрыва с митрополитом киевским и всея Руси Киприаном, после чего следует двухлетний период заключения договоров Дмитрием Донским,ЧТ «Суд» (38)(см. ниже). Показателен символ картины Дома «Наследство», означающий необходимость преодолеть подчинение моде в морали.Каким образом, Дмитрию Донскому предстояло создать собственную мораль, собственное отношение к жизни на Руси.
В микрокосме привлекает внимание факт попадания даты Куликовской битвы на «Злую фортуну» («Крест судьбы») и положение Чёрной луны. Первый факт указывает на то, что Куликовская битва явилась для Дмитрия Донского тяжёлым испытанием. Второйфакт - на период самовыражения, усиления контактности, независимости и коренного изменения.
Рабочий вариант микрокосма рождения Дмитрия Донского.
Кстати, в чём именно заключается «коренное изменение»судьбы Дмитрия Донского? ЧТ «Коренное изменение» (67) соседствует с ЧТ «Коммерция и коммуникация» и означает способность распознавать интегрирующий Принцип в сердцевине всего существования и отдавать ему должное. В индивидуальном смысле этот принцип – Самость. Иными словами, Дмитрий Донской начинает ощущать присутствие духовного объединяющего фактора, внутренняя преданность начинает поляризовать сознание.
Солнце рождения соседствует с ЧТ «Сотрудничество» (28), что указывает на то, что «жизненная энергия» князя будет нуждаться в сотрудничестве. При этом символ картины Солнца обнаруживает, сознание, способное превзойти конфликты и давления личной жизни, а символ картины ЧТ «Сотрудничество», означает понимание, что на любом уровне существования ты не одинок, что есть некая «общность» - видимая или не видимая, - поддерживающая твои усилия.
Символ картины «Карьера и Профессия», равнозначный «Славе и Репутации», означает фундаментальное человеческое стремление расширить социальный горизонт, узнать о результатах коллективных усилий и новых способах жизни.При этом«Профессия», находится в «Скорпионе», что предполагает проявление силы воли и ярких эмоциональных импульсов.
В важнейшей сфере отмечаем союз пары ЧТ «Удача» (5) и «Любовь» (8), что воспринимается как «удача в карьере благодаря поддержанию высокой репутации».
Обратимся к Дому «Место жительства»Дмитрия Донского, к Московскому Кремлю, к «духовному и материальному наследству» (IV). Здесь обнаруживаем ЧТ «Счастье» (Колесо Фортуны), по соседству с ЧТ «Порезы» (30) и «Мошенничество (47). В чём же видится трудное счастье Дмитрия Донского, судя по всему, доставшееся в наследство от семьи?Картина-символ любопытна: «Утиный пруд и выводок утят», что следует воспринимать, как понимание естественных границ.Психоаналитик поясняет: «Чтобы жить в повседневном мире, нужен мир и внутренняя удовлетворённость своей сущностной судьбой». В этом ,по-видимому, и заключалось счастье жизни и судьбы Дмитрия Донского.
Символ картины Дома «Философия и Религия» (IX) обнаруживает полную власть личности в моменты требующие решения, а символ картины Дома «Вхождение в отношения с обществом» открывает готовность принять последствия отказа следовать автократическим паттернам агрессивного общества.
И в заключении.
Читаем: «Дмитрий Донской, как один из любимых национальных героев, всегда почитался Русской Православной Церковью (РПЦ). В годы Великой Отечественной войны его имя носила танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии в 1944 году на пожертвования верующих и переданная Красной армии. В 1988 году РПЦ причислила Дмитрия Донского к лику святых. В 2004 году РПЦ был учрежден Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского трех степеней. Им награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внесшие вклад в развитие взаимодействия между РПЦ и Российской армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим.