Практические путешествия со Светланой

Путешествие по северу Баварии. Тринадцатый выпуск

Парк Фантази. Festspielhaus. Район St. Georgen. Отъезд в Мюнхен

День двенадцатый. Среда

На последний день нашего посещения мы наметили довольно обширную программу. Вещи мы собрали еще с вечера, а так как никто не приезжал в квартиру, то нам разрешили оставить чемоданы в квартире и не переносить их в квартиру наших замечательных хозяев.

В 9-03 мы сели в автобус 373 на Eckersdorf (ехать всего 13 минут), чтобы доехать до парка Фантази. Баварский билет мы купили еще вчера, поэтому об оплате проезда думать не приходилось.

Обратите внимание, что автовокзал в Байройте довольно большой, поэтому приходите заранее, чтобы найти нужный вам автобус в нужном направлении. Схема автовокзала – в фотографиях.

На место мы приехали в 9-20, перешли дорогу и сфотографировали обратное расписание. На первый взгляд автобусов ходит много, но ходят они очень редко и с большими перерывами, поэтому внимательно читайте расписание и выбирайте себе подходящий автобус (фотографии расписания – в папке с фотографиями).

Прежде всего мы прошли немного назад вдоль высокого забора, чтобы сразу попасть в замок Фантази, владелицей которого была дочка МаркграфиниВильгельмины – Фридерика. Сейчас в замке находится музей садового и паркового искусства. В нем мы пробыли час – с 9-30 до 10-30. В музее бесплатные камеры хранения (закрываются на ключ без монетки).

Музей – чудесный, новый, смотрится легко и непринужденно, а если вы проходили историю садового и паркового искусства в университете, то ваша душа подтолкнет вас к немедленному проведению экскурсии для своих спутников – настолько все организовано четко и с умом: про развитие садов и парков, про их виды в различные исторические периоды, про скульптуру, про воду в парках, про садовую мебель, про оранжереи – про все, что можно встретить в садах и парках, а также про книги и модные журналы о модных парковых стилях! А еще мы очень порадовались, что этот музей был последним в нашем путешествии – ведь примеры приводились все уже знакомые нам – сад Эрмитаж, сад в Шляйсхайме, Нимфенбург, Английский сад, сад в Файтсхёххайме, сад Шёнбуш, а также фотографии зимнего сада Максимилиана Второго в Мюнхене, в Резиденции.

Конечно же, часть музея была посвящена истории парка Фантази (фотографии стендов – в фотографиях). Из интерьеров сохранился только белый зал, но зато знаменитый деревянный зал в технике маркетри можно увидеть в восстановленном, «новодельном» виде – очень красивый кабинет со множеством деталей, по сложности исполнения я бы сравнила его с нашей янтарной комнатой.

А еще мне очень понравились сувениры в магазине – на экспозиции была представлена затея для рукодельниц – склеивание объемного цветочного букета из бумажных цветов, которые надо вырезать. И что вы думаете? Точно такую же вещь можно купить в магазине – всего 3,90, а у вас и сувенир, и медитативное занятие, и красота в итоге.

Парк Фантази занимает 117 га. По размерам он больше Эрмитажа, поэтому я решила, что мы посетим его в последний день, когда у нас будет больше времени. Но на весь парк спокойным прогулочным шагом мы потратили всего лишь час. Парк оказался пейзажным, с совсем небольшим количество затей, основное количество которых расположено рядом с друг другом. Мне особенно запомнилось озеро с черными лебедями, а также часть рядом со дворцом – каскады со скульптурными группами (фигуры фонтана в ужасном состоянии), а также места для уединения и памятные доски, в том числе посвященные и победе русских войск над Наполеоном, в тенистых аллеях и тупиках.

Парк Эрмитаж, хотя и меньший по размеру (50 га), мне показался более насыщенным и интересным. Если бы я сейчас планировала маршрут, то, пожалуй, поехала бы в Эрмитаж в более свободный день, чтобы никуда не торопиться и погулять с чувством, дождаться включения фонтанов. Или бы приехала в Байройт в воскресенье пораньше, чтобы пораньше выехать в парк и иметь больше времени на его осмотр.

Кроме нас в музее была еще одна пара, а в парке – еще человек 6. Но даже несмотря на то, что туристов – днем с огнем не сыщешь, парк ухоженный, не запущенный, мусора нет, дорожки в отличном состоянии, есть парковка. И вот это мне нравится – даже несмотря на то, что посетителей мало, парк поддерживается в отличном состоянии.

В 11-36 мы сели на автобус и в 11-49 уже были на автобусном вокзале. Мы заметили, что на Максимилианштрассе появились палатки, и решили пойти посмотреть. Это оказался рынок французских товаров. Цены – заоблачные: 1кг сыра от 24 евро, был сыр и за 39 евро. Также были сласти, хлеба и колбасы. Мы все-таки решили купить кусочек сыра, менее 200гр которого обошлись нам в 4,30.

Мы пришли домой, перекусили оставшейся курицей и овощами, оставили рюкзаки и пошли гулять по городу – досматривать то, что не успели досмотреть. Из дома мы вышли в 13.

Прежде всего мы пошли Spitalkirche – она наконец-то оказалась открыта. Не очень богатое, но интересное убранство церкви, пожалуй, стоит того, чтобы в нее заглянуть.

Затем мы пошли в Stadtkirche, которая работает с 9 до 18. Так вот скажу я вам, что лучше бы я туда не заходила. Ну не принимаю я современного искусства в церквях, особенно такого, как в этой церкви.

И не понимаю, зачем это надо. Ради чего? Молиться рядом с таким не хочется, хочется это поскорее убрать и уничтожить. Что это – пресловутая свобода самовыражения или все-таки деградация? Я склоняюсь ко второму.

Затем мы пошли к номеру 7 и 9 на карте, где нашли не только дом, в котором жил Вагнер, но и очень интересный памятник ему.

После этого мы подошли к Новой Резиденции – в этот день погода выдалась просто волшебная – яркое солнце, голубое небо, и все заиграло по-новому – яркие цветы на клумбах, струи фонтанов. Мы сделали кружок по Hofgarten, а затем пошли искать могилу Вагнера, которую в прошлый раз нам не дал осмотреть дождь.

После этого, по Максимилианштрассе мы направились к ZOH. По пути мы встретили несколько памятников Вагнеру, металлический макет города, а также прикольную сосисочную, где булочка и две сосиски стоят 2,60 – очень вкусно!

В 14-20 мы сели на 305 автобус, чтобы доехать до Festspielhaus. В 14-27 мы вышли на остановке Gartenstadtи оказались перед парком, а впереди – театр.

Парк – красивый, зеленый, с водоемами, а еще и очень тихий. Так как день выдался жарковатый, то так и хотелось прилечь на скамеечку и поспать, ну или хотя бы посидеть на ней. Так, очень медленно и с перерывами мы гуляли по парку и вокруг театра. До 14-50 мы просто отдыхали, а затем стали осматривать окрестности. В парке три бюста: слева – Козиме Вагнер, а справа – Вагнеру, а за ним чуть вверх – Ференцу Листу.

Рядом с бюстом Вагнера мы нашли выставку под названием «Байройтский фестиваль и «евреи» с 1876 по 1945». Честно говоря, тема нас обескуражила – было бы понятно, если бы рассказывалось о театре, его проекте, истории и строительстве, но вот рассказа о представителях еврейского народа мы никак не ожидали. Тексты довольно странные и с определенным уклоном, их можно найти в фотографиях (я снимала только английскую часть), также довольно много стендов было посвящено актерам и музыкантам, которые когда-то участвовали в «Вагнеровском фестивале», но из-за своего происхождения перестали быть частью этого действа. Не могу сказать, что выставка показалась мне очень интересной, я бы больше хотела узнать о самом театре и истории фестиваля, а также о постановках, которые в нем ставились.

В 15-49 мы начали наш путь от театра в район St. Georgen. У этого района есть свой собственный сайт, на котором я нашла карту района с маршрутом. Я не очень представляла себе, что мы можем там увидеть, но сходить было интересно.

В 16-13 мы уже были на Matrossengasse, улице, которую мы позже прозвали «Матросской тишиной». Улица это маленькая и узкая, с крохотными домиками, которые смотрят друг другу в окна, но самый главный объект, который выходит на эту улицу – тюрьма.

Как оказалось, многие достопримечательности, отмеченные на плане так или иначе относятся к тюрьме или министерству юстиции. Самая главная достопримечательность – бывший дворец – теперь руководство тюрьмы, а в нем находится очень красивая потолочная роспись, большую фотографию которой можно увидеть на экспозиции музея Гогенцоллеров в замке Плассенбург в Кульмбахе. Самого Святого Георгия можно увидеть на барельефе, который находится на стене здания на Markgraffenstsrasse.

Большая часть домов в этом районе исполнена из того же светлого, но потемневшего со временем камня, из которого построены и дома в центре Байройта. Наверное раньше, когда старинных домов было больше, казалось, что город одноцветный и единый.

Запомнилась мне роскошная Ordenskirche, с очень необычной скульптурной композицией в алтаре – Бог Отец и Бог Сын, а также улица, на которой она стоит – длинная, с небольшими однотипными домиками. В ней есть что-то ненастоящее, искусственное, она выглядит, словно декорация к фильму.

Также здесь находится дом, в котором родился писатель Max von der Grün.

Но даже тут, в этом пустынном районе есть турецкая община, турецкий магазин и даже улицы переведены на турецкий.

Что еще поразило в этом районе – мусорные пакеты, валяющиеся горами на улицах. Просто горами! Что же у немцев, денег нет на мусорный контейнер?

В целом, я могу сказать, что, конечно, этот район не первоочередная достопримечательность, возможно, стоило вместо прогулки пойти в катакомбы, но что сделано, то сделано, да и погода была очень хорошая для прогулки.

В 17-06 мы подошли к вокзалу. Мне очень хотелось посмотреть Christuskirche, которая неоднократно привлекала мое внимание своей необычной архитектурой – низкий остов и высокие, словно шапки гномов шпили. Но вот досада, она работала до 17! А мы пришли к ней в 17-14.

Мы дошли до дома к 17-30, положили вещи и отправились в кафе, которое приметили во время нашего променада – Bistro Asia Bonsai. Изначально мы планировали поесть в районе St. Georgen, но потом решили прийти сюда. Нас привлекли низкие цены на комплексные обеды из двух блюд.

В кафе мы пробыли с 17-59 до 18-36. Мы заказали два обеда – А4 и А9, а также два пива – всего 19,20.

Сначала нам принесли суп. Небольшая мисочка вкусного острого супа с курицей. Я подобные вещи люблю, поэтому суп пришелся мне по вкусу. Затем принесли основные блюда. Спрингроллы – небольшие жаренные роллы с какими-то овощами внутри – хрустящие снаружи, мягкие внутри, к пиву – отличная закуска. Утка с макаронами и ростками бобов нам тоже понравилась – мясо очень мягкое, а по макаронам и проросткам мы уже успели соскучиться. Утка с рисом и кокосово-ореховым соусом с овощами – блюдо на любителя, очень необычный соус, сладковатый, с ярким кокосовым вкусом. Порции очень большие, еда вкусная и сытная, так что это место могу смело рекомендовать тем, кому за время путешествия по Баварии сосиски и кнедели уже надоели, а также тем, кто любит азиатскую кухню.

После ужина мы пришли домой и дособирали вещи.

В 20-00 за нами заехали наши хозяева, погрузили нас в машину и отвезли на вокзал, а еще проводили до поезда и посадили в него. Замечательные, добрые, отзывчивые, очень радушные и теплые люди. Они так хорошо к нам отнеслись, я бы сказала, по-отечески, что нам даже было жалко уезжать. Надеюсь, что мы еще с ними увидимся, ведь мир – очень тесная штука.

Пока мы ждали нашего поезда, они рассказали нам, что туристы в большом количестве бывают только на время фестиваля, а все остальное время – тишина, лишь редкие птицы залетают в Байройт.

Обратный путь нам предстоял довольно долгий – с двумя пересадками, три часа. Радовало то, что народу в поезде немного. План пути был следующим: в 20-29 мы выезжали на прямом поезде в Нюрнберг, чтобы оказаться там в 21-22. В Нюрнбере в 21-38 мы пересаживались на поезд до Ингольштадта, куда должны были бы приехать в 22-24, и лишь в 22-35 мы садились на поезд до Мюнхена, где по расписанию мы должны были оказаться в 23-38.

Сейчас я думаю, что наше пребывание в Байройте я бы организовала несколько по-другому. Прежде всего я бы раньше приехала в Байройт, а затем поехала в парк Фантази, после чего бы прошла по Maximilianstrasseдо Новой Резиденции, чтобы посетить музей, а уже после прогулялась бы по городу и поела. А во второй день рано утром поехала в Эрмитаж, спокойно погуляла, дождалась включения фонтанов, затем на автобусе доехала бы до Festspielhaus, после чего отправилась на экскурсию по катакомбам, а уже после этого поела, еще немного прошлась бы и поехала домой. Но, что сделано, то сделано, и мы не жалеем о нашей программе.

Итак, за эти четыре дня мы потратили 256,38, что в среднем 64,095 в день.

***

Дополнительные ссылки для программы в Байройте: