Практические путешествия со Светланой

Путешествие по северу Баварии. Третий выпуск

Ашаффенбург

День второй. Воскресенье.

В этот день у нас была очень насыщенная программа – три объекта по нашей музейной карточке, а также сам город. Я заранее заказала брошюры (заказала 27 марта, а получила их уже 28 марта; номера достопримечательностей указаны в соответствии с картой), поэтому примерно представляла наш маршрут. Так как осмотреть планировалось довольно много, то мы решили выехать пораньше, чтобы уже до 9 часов быть в городе.

Позавтракали мы привезенными с собой припасами – овсянкой и бутербродами с сыром. Не представляю, где бы мы завтракали в столь ранний час, не прихвати мы с собой еды.

Наша улица утром – безлюдная, тихая, уютная, слегка уходящая вверх или вниз, смотря в какую сторону смотреть, освещалась молодым солнцем. Здесь совсем не по-мюнхенски, совсем по-другому, тише и провинциальнее.

До вокзала нам ехать 8 минут, а в 7 утра нужный трамвай (№5) ходит два раза в час – 7-03 и 7-33, поэтому мы поехали на первом. Bayern Ticket за 31 евро был уже куплен вчера, поэтому проблем с оплатой проезда у нас не возникло.

Поезд отправился вовремя (мы выбрали прямой поезд на Ашаффенбург, который отправлялся в 7-37 и должен был приехать в 8-42), но счастье длилось не долго – вскоре в нашем вагоне, на втором этаже сработала пожарная сигнализация, и стало пахнуть дымом. Никаких объявлений не было, зато на ближайшей остановке началось выяснение положения дел. К счастью, дела наши были не так безнадежны, поэтому через какое-то время мы все-таки отправились в путь. Но вовремя приехать нам уже было не суждено – мы прибыли в Ашафенбург в 8-56.

Выйдя из поезда, пройдя до вокзала, мы увидели указатели направо на автобусный вокзал. Поначалу мы не увидели ни одного нужного нам автобуса (изучив схему транспортной системы, мы планировали сесть на №3 и доехать до самого парка, до остановки Schőnbusch), но потом заметили, что все куда-то бегут – оказалось, что отходил №54, который нам тоже подходил – на нем нам надо было доехать до остановкиNilkheimer Hof. В 9-02 автобус начал движение, провез нас по центру, а уже в 9-11 мы вышли у парка и у старинной капеллы. Вокруг – ни души! А впереди – поля свежей травы и желтых цветов.

Сначала мы подошли к капелле, оказалось, что этоNilkheimer Chapel, построенная еще в 1720 году (но самая первая часовенка на этом месте была создана еще в 8 веке н.э.).

Затем воспользовавшись Google-maps,мы наметили примерный маршрут, так как на тот момент карты парка нигде не было.

В столь ранний час в парке было свежо, а из посетителей только бегуны. Вскоре мы дошли до обозначенной на карте железной дороги. Оказалось, что это не грандиозное строение, которое надо проходить под низом, а просто пути, которые легко преодолеть взмахом ноги. Через несколько минут мы увидели и карту, было около 9-30. Интересно, что на самом плане было написано, что его бумажную версию мы можем получить в музее, центре для посетителей или в ресторане. Но нам нигде карты не предлагали, а сами мы карт не видели.

Мы не очень представляли себе масштабы парка, поэтому я все время немного торопилась и боялась опоздать на экскурсию во дворце. Напрасно я это делала. Мы прошли через №22 Salettchenи № 24 Dőrfchen. Если первый – просто небольшой домик, то вот на деревеньку надо обратить внимание – это комплекс нескольких домиков (тут хочется добавить игрушечных, настолько они маленькие), а также загон с тремя мохнатыми буйволами с длинной-длинной челкой! До чего же они милые! Но близко они не подходили, да и висело объявление – не кормить.

Далее мы прошли через каскады (№25), а уже в 9-47 были у дворца. Можно было так не бежать и не беспокоиться. Но такова уж моя натура.

Дворец крошечный, но очень симпатичный как внутри, так и снаружи. Экскурсия – каждый час, длится 20 минут. Мы вошли во дворец, нас встретила милая бабуля-смотрительница. Сначала она сказала, что мы можем подождать на улице, ведь погода такая чудесная (светило солнце, голубое небо – чудо, а не погода!), а затем прийти без нескольких минут 10. Так мы и сделали.

В итоге на экскурсии мы были вдвоем. При предъявлении музейной карты нас попросили показать паспорта. Двери в музей закрыли, наши рюкзаки мы оставили внизу. Мы заранее предупредили, что не очень понимаем по-немецки, поэтому чудесная смотрительница говорила медленно и просто.

Удивительно, что дворец сохранился во время войны, а вместе с ним и мебель, и обстановка. Дворец двухэтажный, по несколько залов на каждом этаже. Каждая комната – чудо, как хороша! Реставрация проводилась в 1990-е, были заменены тканевые обои и обивка мебели, поэтому все яркое, свежее. Обои – произведение искусства, но еще более удивительно, как обои на стенах плавно «перетекают» в обивку мебели – словно единое полотно – ветви с цветами и плодами вишни, цветочные мотивы. А еще нам показали… туалет! Нечасто показывают эту тайную комнату.

В 10-20 мы вышли из музея и пошли осматривать левую часть парка, ту, что за дворцом. Скульптуры были еще закрыты деревянными ящиками, но зато мы осмотрели павильоны. Конечно, мы посмотрели отнюдь не все достопримечательности –№10, 11, 12, 13, 14 мы не посещали.

После мы переключились на достопримечательности в правой части парка. С этого берега пруда открывается замечательный вид на сам дворец. А еще можно поднять на холм, пройти по горбатому мостику, соединяющему два холма, дойти до смотровой башни (на нее не пускают) (№6, 7).

Не пропуститеSpeisesaal №29, что неподалеку от лабиринта№30 (мы заходить в него не стали, памятуя о времени и о «эту булочку мы уже видели»).

Зато мы зашли в Besucherzentrum №31, чторядом (работает с апреля по сентябрь, только по сб и вс, а также праздничным дням с 11 до18; цветочный сад работает ежедневно с июня по сентябрь ежедневно). Пред ним – роскошные яркие благоухающие клумбы, рядом – оранжерея, в которую не пускают, а внутри – выставка о парке. Все материалы на немецком, мы обошли ее (не вчитываясь) с 11-11 до 11-20. Запомнилась пара экспонатов – движущийся макет карусели – оказывается, ее внизу не лошади тянули, а люди толкали! А также фигура солдата с раскрытым ртом Maulaff (из грубой лексики – человек, который стоит с раскрытым ртом и глупым выражением лица; использовался в играх – надо было закидывать ему в рот предметы; здесь представлена копия, а оригинальная фигура в замке Йоханнесбург). На экспозиции были также представлены настоящие, оригинальные сфинксы с Красного моста (№10), поэтому мы решили туда не идти, раз сфинксов мы уже видели, а мост высмотрели издалека.

Мы хотели проехать на автобусе №3, поэтому вышли из парка (и тут же увидели цаплю!) и направились к остановке. Идти от остановки до входа в парк – 5 минут, но вот незадача – на часах было около 11-35, а ближайший автобус был в … 13-08! (расписание автобусов можно посмотреть здесь). Конечно, ждать так долго мы не хотели, поэтому решили пойти пешком по KleineSchönbuschallee. Точнее сначала мы решили пойти по парковке (большая просторная парковка, но бесплатная или нет – не знаю) и попросить кого-нибудь нас подвезти, но никого не было.

В 11-43 мы начали движение, но вскоре поняли, что надо бы отдохнуть, поэтому с 11-57 до 12-15 мы отдыхали на скамейке и ели свою еду – овощи и курицу. По аллее идти приятно – широкая земляная дорога, тенистая, по обеим сторонам – деревья, есть скамейки, урны. Кто-то бежит, кто-то идет, кто-то едет на велосипеде. Также мы развлекали себя разговорами и рассматриванием местных коттеджей. Нам даже встретился один памятник – то ли могила, то ли поклонный крест.

В 12-30 мы оказались у указателя на Altstadt. Оказалось, что аллея – 2,4 км. Затем по указателям мы вышли на мост над Майном. Вид на замок очень красивый, но вот река вида непривлекательного, купаться в ней не хотелось. Но нам это было и не нужно. Мы шли дальше.

Сначала мы вышли на Dalberstrasse(немного в гору), и у меня дух захватило от такой красоты! Малюсенькие домики, вывески – все такое игрушечное, очаровательное! Мы посмотрели №7 (дом Райгерсберга), 5 (городской театр) и 6 (я бы долго искала нарисованные на здании солнечные часа, если бы муж не показал мне столб по среди площади и цифры на земле), а уже после отправились по Schlossgasseк №4. Церковь Божьей Матери очень необычная – боковой фасад скромный, с готической башней, а центральный фасад – барочный, да и внутренняя отделка поражает своей красотой. Но вот росписи достаточно современные, грубые, крупные, но впечатляющие.

Идя по этой улочке, мы тут и там видели ресторанчики с заманчивыми предложениями и вкусными ароматами. Но мы шли вперед – нашей целью был туристическо-информационный центр, который работал в воскресенье с 11 до 15. Спешили мы туда не просто так – в информационном пакете лежало письмо, что предъявителю сей бумаги положен подарок. Конечно мне было интересно, что это может быть! В 12-56 мы вошли в бюро информации. Отдали письмо, и нам предложили выбрать себе подарок – ручку или брелок. Я выбрала брелок. А еще здесь можно было взять карту города и бесплатные наклейки с символом города – с очертанием замка Йоханнесбург.

В этот день на площади рядом с замком и информбюро был с гастролями рыбный рынок из Гамбурга. Так как он уже не один раз был у нас в Мюнхене, то мы знали, что нам нужно – нам нужен был лосось, приготовленный на огне. Все остальные маринованные, соленые, жареные во фритюре и подаваемые в бутербродах рыбы и морепродукты нас не интересовали. Мы хотели лосося! И мы его нашли! Тарелка, состоящая из булочки, восхитительного слегка сладковатого соуса, салата айсберг и самой рыбы стоила 9 евро. Мы взяли две порции, сели в павильоне и были безумно счастливы! Мягкая нежная сочная рыба, по которой мы так скучали! И соус – идеален к лососю! Если вы побываете на таком рынке – обязательно попробуйте! Эта тарелка сделала нас не просто счастливыми, но и утолила ностальгию по рыбному туризму в Финляндию.

Пробыв на рынке до 13-15, мы направились к Помпеянуму (№9), но сначала посетили №10 – довольно скромный монастырь Капуцинер. Затем наш путь лежал по тенистому парку, волнообразная дорожка которого вывела нас к Frühstuckstempel (13-30) – небольшому павильону в классическом стиле, откуда открывается замечательный вид на Майн и замок.

Отсюда за несколько минут мы дошли до Помпеянума, куда вошли в 13-34, предъявили нашу карточку, оставили рюкзаки на кассе и пошли наслаждаться (камер хранения и гардероба нет, но туалет есть).

Нечто похожее я видела в Петродворце в Царицыном павильоне – павильоне только что после реставрации в помпеянском стиле. Тогда он произвел на меня очень большое впечатление. Помпеянум впечатлил меня не меньше – построенный по мотивам римских вилл, он весь словно пронизан солнцем, теплом и морским воздухом. Он выглядит очень легким и очень радостным.

В первом зале можно прочесть информацию о Haus des Sallust (Casa di Sallustio) и увидеть его пробковую модель 1840 года в масштабе 1:50 (всем, кому интересно, могу предложить прочесть информацию об этом доме и модели здесь и здесь. Тексты на немецком, но с картинками)

В самом Помпеянуме восстановлены не все помещения, утраченные во время войны. Поэтому можно своими глазами оценить разрушительную силу бомб. Восстановленные залы очень радостные, красивые. Есть кухня, особенно меня впечатлила темная комната с фигурой Вакха – освещение сделано таким образом, что скульптура оживает, словно бы выходит на вас из темноты. Внимание привлекают и комнаты с лежанками, а также туалет (Lavatory).

Отдельная галерея посвящена реставрации Помпеянума. Вот что интересно – за два дня вдали от Мюнхена я заметила любопытную вещь – в каждом музее рассказывают о реставрации, о том, как ужасна война и какие разрушения она несет. В Мюнхене я такого акцента не заметила, хотя по музеям мы ходим там довольно много.

Помпеянум двухэтажный, но на втором этаже залы неотреставрированные и служат для проведения временных выставок. В наш приезд была … выставка этрусков, которую мы уже видели в Мюнхене! Вот так – выезжаешь из Мюнхена, а и рынок тот же, и выставка та же!

В Помпеянуме мы пробыли до 14-01, вышли и прошлись по Saint German Terrasse. У Помпеянума удивительно хорошо – день был довольно теплым, солнечным, вокруг росли цветы, алоэ, было такое чувство, что мы на море! Посидеть там было бы так приятно, но мы еще должны были успеть в замок, а его размер внушал нам ужас, мы думали, что никогда его не обойдем.

В замок мы шли по красивым аллеям через №8 (Теодорские ворота), правда мы их как-то не заметили... Вид и солнце радовали глаз, настроение было на высоте!

В 14-30 мы взяли билеты в замок Йоханнесбург, положили вещи в ящике за 1 евро и отправились на экспозицию. Экспозиция довольно разная – это и современное искусство, и живопись Кристиана Шада (для его работ вскоре откроется отдельный музей), и мебель, и горшки и кружки, и лаковые миниатюры, изделия из стекла и фарфора (посуда с фруктами на месте ручек и с мушками) – одним словом, всего понемножку. Все пояснения – на немецком.

Большего всего в музее мне запомнились четыре вещи. Первая – макеты замка на разные периоды времени. Вторая – самая большая в мире коллекция моделей из пробки (Korkmodellsammlung; 45 моделей). Я никогда не видела ничего подобного! Эта экспозиция стала для меня настоящим открытием! Огромный Колизей, разнообразные арки и ротонды, Пантеон. Рядом со многими моделями висят зарисовки или фотографии, чтобы можно было сравнить; есть небольшой фильм, но также на немецком. Третья вещь – замковая церковь с необыкновенно красивым алтарем из камня. Нам очень повезло, что мы пришли за несколько минут до экскурсии (они проводятся каждые 10 минут) – идет рассказ об алтаре, о сюжетах, и нужные части подсвечиваются – очень наглядно, образно и понятно. Четвертая вещь – туалет (туалетный день у нас был), который была замаскирован под… стопку книг! Да, такого я еще нигде не видела!

В итоге мы вышли из замка в 15-38. А мы боялись… Как я поняла, сейчас музей на реставрации, и открыта только часть экспозиции, так что, вполне возможно, что когда его откроют, надо будет закладывать гораздо больше времени на его посещение, а переносные стульчики понадобятся чаще.

Напротив двери в музей – дверь в ресторан, где также можно продегустировать и купить вина. Но мы не заходили.

Когда мы выполнили обязательную программу, посмотрели все музеи по карточке в Ашаффенбурге, мне стало намного легче и спокойнее. Мы отправились в садик у замка и удобно устроились у куста сирени. Но тут мы заметили, что все едят мороженое! День был жаркий, поэтому нам тоже захотелось, и мы пошли искать! Нашли быстро – на рынке был лоток с мороженым. Очередь – огромная, но двигалась быстро. Мы взяли в два рожка пять шариков и это стоило нам 7,50. Мороженное было безумно вкусным – шоколадное, ромовый изюм и карамель! Брать надо именно сливочное, не водяное и не смеси. Мы вернулись на нашу скамейку и стали наслаждаться жизнью. Вскоре приехала восточная свадьба и мы наблюдали за их красавицей невестой и нарядными гостями. В таком блаженстве под сенью ароматной сирени мы пробыли до 16-30.

Дальше мы пошли по тихой Pfaffengasse, где повстречали весьма загадочную церковь, напоминающую лекционный зал своим убранством – стулья полукругом и кафедра.

Но нашей целью были №17 – Stiftsplatzи №18 – ратуша (совершенно неинтересное современное здание). Но наше внимание в большей степени привлеклаStiftsbasilika.

Она очень большая и красивая, с красивым коридором с арочными окнами снаружи, чудесной башней. Внутри она богато отделана, прекрасный алтарь и надгробные плиты. А еще есть Kreuzgang – он работает с 13 до 17 и вход стоит 1 евро. Не поскупитесь – романтическое место, очень красивое и запоминающееся – вы шагаете по надгробным плитам, в центре двора – распятие, с каждой новой стороны – новый вид на монастырь и церковь. Еще до 17 работает капелла Марии, в которую ведет небольшая лестница. Сама церковь работает до 18. В церкви мы пробыли примерно до 17 часов, а затем немного пройдя вперед по Stiftsgasse направились к №16, а затем к №12 – небольшой забавной башне (17-10) на перекрестке.

Нашей новой целью был небольшой парк Schőntal с озерами и руиной. Надо сказать, что Ашаффенбург очень зеленый город, много парков, есть даже отдельная брошюра по паркам города. Когда мы вошли в сад, то слева увидели большой ТЦ, рядом с которым стояла подвижная скульптура, изображающая какое-то насекомое – очень здорово! Парк мне понравился – живописные озера и заросли цветущих рододендронов, романтическая руина на которой восседают птицы. Дошли мы и до кабаре, но ничего любопытного там не увидели, а вот рядом была магнолиевая роща – как жаль, что магнолии уже отцвели, я представляю, какая там красота, когда все деревья в цвету!

В 17-20 мы подошли к Sandkirche (№15). Внутри она богато украшена, но шла служба, и мы решили не мешать.

К этому времени мы были еще не слишком голодные, но решили пойти куда-нибудь перекусить, ведь еще предстояла обратная дорога. На примете у нас был ресторан тайской кухни Siam, к которому мы подошли в 17-30. И хотя ресторан только что открылся, пара столиков уже была занята, а через час свободных мест уже не было!

Ресторан небольшой, очень уютный и красиво украшенный. Есть даже своеобразная беседка для большой компании. Мы выбрали столик для двоих. На нем стояли цветы и горела свеча, а под стеклянной столешницей была искусная деревянная резьба на восточные мотивы.

Меню (на немецком) обширно и разнообразно – есть и супы, и салаты, блюда из курицы и говядины, но мы взяли утку в кисло-сладком соусе за 14,50. Также ресторан славился своими коктейлями – выбор огромный (фотографии меню в папке с фотографиями)! Мы взяли Mai Siam и Molokei – каждый по 6,90. В итоге мы поели на 28,30.

Коктейли большие и безумно вкусные, а еще – красивые! Mai Siam – кисленький и красный, аMolokei – сладкий и оранжевый. Наслаждение!

Затем принесли утку. Порция очень большая, состоит из плошки риса и тарелки с нарезанным филе утки в соусе и с овощами. Это восхитительное блюдо – утка идеальна, нежнейшее мясо и хрустящая корочка, которая просто тает на язычке! Мы были очень довольны, и этого блюда для нас, не очень голодных, хватило с лихвой.

Мы пробыли в ресторане до 18-45 (заказ сделали в 17-57), после чего отправились на вокзал пешком через парк и зеленый бульвар (между улицами Weiβenburgerи Friedrich), увидели еще один интересный фонтан (два лица, пускающие струи) и в 19-10 уже были на вокзале.

Наш поезд должен был быть в 19-17 и уходить с 6 пути. Но в итоге мы уехали в 19-44 и с 7 пути. Официальная причина – человек на путях. Но для DB эта причина такая же частая и обыденная, как «по семейным обстоятельствам» для записки в школу, поэтому верить этому бы я не стала.

В итоге мы приехали в Вюрцбург только в 21 час.

Скоротать время в пути помогла дорога – по пути распложены городки с причудливыми пятиконечными башенками, напоминающими Прагу, а еще волнообразные скалы, у подножия которых растут виноградники. Форма скал так похожа на волну, что сразу представляешь себе, как здесь когда-то было море, что оно точило и омывало эти скалы, а вот теперь мы едем по дну бывшего моря и любуемся бывшими берегами.

***

Дополнительные ссылки для подготовки поездки в Ашаффенбург:

Официальный сайт города Ашаффенбург

Общественный транспорт города Ашаффенбург

Цель в Германии. Ашаффенбург по пути в Баварию.

Официальные материалы о музеях, которые можно посетить в Ашаффенбурге по музейной карточке