Практические путешествия со Светланой

Путешествие по северу Баварии. Двенадцатый выпуск

Кульмбах

День одиннадцатый. Вторник

В нашей квартире очень крепко спалось, поэтому мы просыпались еще до будильника, что значительно ускоряло сборы. Не стал исключением и этот день.

Позавтракав горячим сыром (мне очень нравится набор Камамбера из Aldiдля жарки) и вкуснейшими булочками из кондитерской в Марктредвице, мы поспешили на вокзал. Мы хотели прийти пораньше, чтобы найти в автомате новый билет – Franken-Hopper-Ticketза 22 евро на двоих. Мы никогда его раньше не брали, но сайт DB подсказал нам, что для этой небольшой поездки такой билет будет самым выгодным.

Поначалу мы не смогли его найти, поэтому подошли к стойке информации и купили там, но потом еще полазили по автомату и нашли нужный нам билет в графе Gesamtesticketangebot. Так что готовьте мелкие деньги, приходите заранее и ищите этот чудесный билет!

Ехать до Кульмбаха всего ничего (наш поезд отправлялся в 9-02, а прибывал в Кульмбах в 9-35), да и в нашем вагоне-поезде как всегда почти никого не было. Карта города с пешеходным маршрутом у нас уже была (спасибо заказанным брошюрам, заказал 31 марта, получила 5 апреля), поэтому волноваться было не о чем.

День выдался достаточно холодным – температура по прогнозу не должна была подняться выше 10 градусов, поэтому мы решили для экономии времени и ног, да и чтобы не замерзнуть, подняться к замкуПлассенбург, нависающему над городом и являющемуся главной достопримечательностью, которую видно уже при подъезде к городу, на специальном экспрессе, который стоит 1,80 на человека в одну сторону и отправляется от Zentralparkplatz. Мы шли по Sutteи, придя на нужную площадь, обнаружили, что на ней – ремонт и все перекопано. Поэтому мы решили, что искать автобус не будем, а пойдем пешком. Как выяснилось позднее, автобус типа «маршрутка» останавливался рядом с туринфо, на улице Klostergasse.

Зато мы сразу окунулись в старинный и очень симпатичный городок, проходили мимо домиков и башен, любовались их красками и формами.

Подъем в замок непродолжительный, да и не очень утомительный, особенно если делать перерывы и сидеть на скамеечках, что встречаются по пути. Во двор замка мы пришли в 10-06.

Пока мы оглядели двор, изучили карту, заглянули в фонтан, полюбовались видом с бастиона, оценили барельефы в «Красивом дворе», дошли до кассы и изучили весь ассортимент музейного магазина (а изучать было что – огромное количество оловянных игрушек, фигурок и украшений на елку от 2 евро), натикало уже 10-35. Это время с которого начался осмотр музея.

Небольшая организационная часть: туалеты имеются, как и ящичный гардероб. Кафе нет, поэтому еду берите с собой, а еда вам понадобится – музей огромный! У музейного магазина есть столики и стулья, поэтому перекус пройдет в тепле и комфорте. А еще одевайтесь тепло – в музее холодно.

Как оказалось, музей состоит из 3 частей. В каждую часть – своя пластиковая карточка, которая опускается в свой турникет перед дверью. То есть три турникета и три карточки.

Часть первая, левая дверь. Музей армии Фридриха Великого и музей Гогенцоллеров. Выставка про легенды Германии и церковь.

Первый музей – мужской рай: оружие, оружие, оружие и еще все, что связано с армией – форма, снаряды, сабли, мечи, штыки, знамена, портреты полководцев, манекены в военной форме. На мой женский взгляд – тоска, но я уверена, что интересующимся и увлекающимся – понравится.

Церковь – небольшая, довольно скромная капелла с красивым алтарем.

Выставка про легенды – плакаты в разных залах с изображением того или иного мифологического существа и рассказ о нем.

До этого момента все тексты и пояснения – на немецком.

Затем начинается музей Гогенцоллеров. Часть комнат отведена под самостоятельный осмотр – здесь вы встретите многочисленную посуду с огромными пивными кружками, мебель с множеством сложных украшений, волшебную кровать со скульптурой, портреты, генеалогические древа… А часть комнат – только с экскурсией. Все тексты и этикетаж – на немецком, но есть текст на английском (текст в фотографиях). Наша экскурсия начиналась в 11-15 – до этого времени мы уже успели осмотреть все то, что можно было осмотреть самостоятельно.

Нам очень повезло – мы были единственными посетителями музея и единственными экскурсантами. Нашим экскурсоводом был мужчина средних лет, очень приятный, который, как он выразился, воспользуется случаем и потренирует свой английский, поэтому экскурсия была на английском!

Рассказывал он безумно интересно, с большим количеством любопытных деталей, отвечая на все наши вопросы, был очень внимательным и предупредительным. Экскурсия рассказывает о доме Гогенцоллеров, о том, как они смогли так возвыситься и дорасти до императорского трона, а также о том, какое место в их жизни играл Кульмбах и замок Плассенбург (а также экскурсия затрагивает историю самого замка). Я сейчас не буду вдаваться в подробности, но скажу, что для тех, кто интересуется историей – эта экскурсия просто находка! Так что приходите в замок и требуйте экскурсовода, который вел экскурсию по музею Гогенцоллеров 9.05 в 11-15 на английском языке!

Надо сказать, что так как Плассенбург горел и был тюрьмой, то интерьеров не сохранилось, но экспозиция состоит из макетов, карт, картин, репродукций, предметов интерьера, а также здесь можно увидеть гобелен с изнанки, что очень необычно и любопытно!

Нам экскурсия очень понравилась. Она продлилась до 13-30, и после нее мы, конечно же, хотели есть. Поэтому до 14-10 у нас был перерыв. В музее раньше было кафе, но сейчас оно не работает. Зато есть столы и стулья, где можно посидеть и поесть, а также испить горячего чаю, так как в замке очень холодно.

После этого мы взяли карточку для второй части, для правой двери. В этой части мы также были одни. Первый этаж посвящен краеведению – стенды с информацией об истории Кульмбаха, каменная кафедра, богато украшенная каменной резьбой из старинной церкви, оловянный танец смерти в разделе про разрушение города, различные часовые механизмы. Затем мы поднялись на второй этаж и там увидели различные предметы для стрельбы, мишени, мебель, сундуки, выставку телефонных аппаратов и прочие предметы. На этом же этаже была представлена обстановка жилища крестьян и местных дворян. Самое красивое в этих залах – мебель и расписные деревянные потолки.

Затем мы поднялись на третий этаж и увидели экспозицию, которая совсем была нам не интересна – археология: зубы мамонтов, кости, захоронения, аммониты, горшки, черепки, украшения, а также камни, которые использовались при облицовке стен Нового замка в парке Эрмитаж.  Затем шло собрание жучков-паучков и бабочек. Собрание внушительное, некоторые экспонаты поражают воображение своими размерами или окраской.

А вот затем началась очень интересная выставка, на которую бы у нас, в Петербурге, точно был бы спрос – выставка про ведьм, инквизицию и прочих магических личностей. Здесь были и вампиры, и оборотни, и голем, и череп единорога, и волосатые люди, и крампусы. Все это подкреплено реалистичными экспонатами, рассказами, легендами, книгами (например, можно было полистать и почитать «Молот ведьм»). Особенно мне запомнился рассказ про ведьминский эксперимент на горе Брокен (именно там происходит ежегодный шабаш ведьм) 18 июня 1932 года. Все тексты – на немецком.

Бродя по этой, да и не только этой экспозиции, я думала о том, что как обидно – ведь научные сотрудники старались, придумывали тему, создавали план, подбирали экспонаты, вышло у них очень здорово, а посетителей - ноль! Абсолютно пустой замок, ни души. Только мы и крампус. Жалко труд музейных сотрудников. Наш экскурсовод сетовал, что Кульмбах чувствует себя забытым и заброшенным, что туристов крайне мало, поэтому очень сильно удивился, когда я рассказала, что на форумах в интернете русское сообщество всерьез обсуждает и город, и экспозицию замка. У меня же все больше складывается впечатление, что немцам культура и музеи – до лампочки, вот в горы сходить, пивка выпить – это да, это пожалуйста, а в музей – в самом крайнем случае. Или мы просто ходим в нетуристическое время?

Так как после экскурсии мы были несколько утомлены, то в экспозицию особо не вчитывались, а прошлись и получили именно зрительные впечатления. Мы закончили осмотр около 15 часов.

Спустились, взяли третью карточку, прошли через двор и слева нашли вход в третью часть музея – в музей оловянных фигур. Здесь мы пробыли с 15 до 16 часов, но если вы фанат этого вида искусства и готовы часами рассматривать детали и выражения лиц – то лучше запланировать времени побольше – четыре обширных этажа ждут вас!

На самом деле музей впечатляющий, я до этого никогда ничего подобного не видела, поэтому меня прежде всего поразила масштабность – огромные макеты с немыслимым количеством стойких оловянных солдатиков, да и не только их. Тут и сражения, и колизей, и сцены в Египте, и кусочек Африки, и киты – чего только нет! Также здесь находится самый большой в мире макет с оловянными фигурами – “Conraditag” (1995/1996) – 19385 фигурок (!), на последнем, четвертом этаже (сражение и разрушение Кульмбаха 26 ноября 1553 года во второй Маркграфской войне носит название Conraditag (или Konraditag)). Есть даже сражение на Березине, а также сцены из «Звездных войн», аниме и прочих современных фильмов.

Хорошо бы принести с собой бинокль, чтобы разглядывать дальние части макетов – я уверена, что можно увидеть множество интересных деталей!Что приятно – пояснения к некоторым макетам есть на английском.

Кроме макетов с оловянным фигурам можно увидеть и оловянные крышки от пивных кружек, украшенные различной росписью.

На последок перед выходом можно взять бесплатные открытки с изображением сцен с оловянными фигурами.

Весь день в музее мы были единственными посетителями, мы ни разу ни с кем не пересеклись, и не встретили других экскурсантов. Пустует замок…

После того, как мы досмотрели музей и забрали свои вещи, мы решили осмотреть город.

Выйдя из замка мы сразу направились к №5 – к евангелической Petrikirche мы подошли к 16-18.

Вход в нее с центрального входа. Церковь довольно скромная, но зайти стоит. Отсюда мы стали дальше двигаться по маршруту, по возрастающей. Маршрут проложен таким образом, что вы проходите по самым интересным местам, узким улочкам и, конечно же, можете увидеть самый красивый вид на замок!

Городок очень понравился – чистый, аккуратный, уютный.

Роскошная ратуша, интересная архитектура (особенно у №3 – LangeheimerAmtshof – крышався усеяна маленькими башенками), милые башенки и чудесные памятники в самых неожиданных местах – у ратуши, на углу ObereStadtиSpitalgasse, на углу Gasfabrikgässchenи F.-Hornschuch-Strasse.

На пешеходной улице Langgasse 19 мы заглянули в пекарню, которая привлекла нас выставленными на витрине кексами или как их здесь называют Guglhupf. Мы купили один маленький за 1,25 – лимонный. Съели его и поняли, что надо брать еще, потому что вкус у него был просто божественный – сама нежность! Мы вернулись и взяли еще пять разных маленьких кексов – лимонный, шоколадный, с яичным ликером, ореховый и мраморный. Все они были хороши, но лучше всех был лимонный! Так что будете в Кульмбахе – загляните сюда и наградите себя за туристические подвиги лимонным гугльхупфом!

А мы шли дальше по маршруту, любовались домиками и ярким фонтаном на Holzmarkt, заглянули в мясно-колбасный магазин на Marktplatz, ужаснулись ценам и к 17-14 подошли к №3, откуда открывался интересный вид на город.

Нет, он был не такой красивый, как с крепости, но по-своему обаятельный, с видами на местные дворики.

Отсюда мы отправились в ресторан при пивоварне Mönchshof. На карте не отмечена пивоварня и ресторан, а отмечен Музей пива, хлеба и специй. Три разных музея под одной крышей, в каждый – отдельный вход и отдельный билет, но если комбинировать, то получается дешевле. Сотрудники музея советуют закладывать на каждый музей по 1,5 часа. Также я читала, что в пивном музее наливают пиво, в хлебном дают ломоть хлеба. Но мы решили, что нельзя объять необъятное, но откушать на пивоварне стоит. Рядом, кстати, с воротами в пивной сад, есть супермаркет напитков (Getränkemarkt), где можно купить бутылочку пива с собой. Цены нормальные.

Ресторан большой, а посетителей было мало (мы пришли в 17-38), но зато нас быстро обслуживали, и мы нашли себе место без хлопот. На первый взгляд цены в меню отталкивают, однако если присмотреться повнимательнее, то не все так страшно. Мы, например, поели на 22 евро и остались очень довольны – мы заказали бокал музейного пива, EKU 28 (одно из самых крепких пив в мире)и одно блюдо на двоих:FrankischesTapasBrettl
AlteKüche.

Музейное пиво – светлое, мне не понравилось, на мой взгляд – кислит. Зато второе пиво – темное, крепкое – в моем вкусе! Только пейте его осторожно – оно медленно, но верно приводит в состояние опьянения, когда ноги не ходят.

А теперь о нашем блюде – изначально оно было рассчитано на одного человека, но мы успешно поделили его на двоих и не остались голодными: жаренная картошка, квашенная капуста, горячая красная капуста, три сосиски, два шницеля, два кусочка sauerbraten, кнодель. Очень большое блюдо, очень вкусная и сытная еда. А еще мы попросили принести нам хрен и нам принесли свеженатертый хрен и кетчуп – ну очень вкусно и идеально к шницелю!

Мы пробыли в ресторане до 18-43, после чего мы очень медленно и спокойно, через ярмарку вдоль железнодорожных путей пошли на поезд, по пути увидев памятник заводской трубе (трубы именно такой конструкции были на фабрике в Бамберге).

Мы успели вовремя и в 19-18 сели в нашу часть поезда и поехали в Байройт.

По дороге мы заметили, что в Neuenmarkt-Wiesberg есть музей паровозов. Интересно, много ли там посетителей?

***

Дополнительные ссылки для путешествия в Кульмбах:

Музеи Плассенбурга

Официальный сайт Кульмбаха и брошюры

Обсуждение Кронаха и Кульмбаха на форуме Карловых вар

Транспорт в Кульмбахе

Автобусы в Кульмбахе

Официальная брошюра о музеях в замке Плассенбург