Практические путешествия со Светланой

Путешествие по северу Баварии. Десятый выпуск.

Переезд в Байройт. Парк Эрмитаж. Резиденция.

День девятый. Воскресенье.

Встав рано утром, позавтракав кашей и доев то, что можно было доесть, чтобы меньше везти, мы отправились на вокзал. А по пути рассуждали – откуда берутся вещи? Если в Вюрцбург мы приехали с двумя рюкзаками, чемоданом и наполовину заполненной сумкой, то сейчас сумка была забита битком, а дно расстёгнуто, чтобы увеличить объем. А вещей стало больше всего на две бутылки и коробку конфет. Ну и еда конечно, хотя и из Мюнхена мы выезжали с провизией.

В этот день нам нужно было купить BayernTicketза 31 евро, так как нам надо было воспользоваться не только поездами, но и автобусами в Байройте. Так как было утро воскресенья (наш поезд отправлялся в 8-38, а прибывал в 9-56), то на вокзале не работало ничего. И этот момент надо непременно учитывать – разменять деньги на покупку билетов просто негде, а купить можно только в автомате, который не принимает купюры в 100 и 500 евро.

Придя на платформу, мы узрели поезд из двух вагонов. Одна часть ехала в Hof, а другая в Bayreuth – будьте внимательны, надо сесть в свою часть. Куда едет поезд можно узнать на его «лбу», а также зайдя внутрь и посмотрев на электронное табло, на котором высвечивается станция назначения. Также есть поезда, у которых пишется эта информация над дверью или рядом.

Народу было совсем немного, поэтому мы выбрали места со столиком, привязали чемодан встроенной в сиденья резинкой и приготовились к пути.

Дорога прошла незаметно, а в Байройт мы приехали поездом только из нашего одного вагона.

Наша квартира находилась по адресу Kämmereigasse 12, как оказалось – в самом центре, рядом с пешеходной зоной и автобусным вокзалом (мы заплатили за нее с 7 по 10 мая 217 евро). От вокзала, даже с чемоданами мы дошли довольно быстро – на место пришли к 10-16, даже раньше, чем мы договаривались с хозяевами. Но вскоре подошли и они, все показали, спросили, будем ли мы стирать и через 15 минут принесли нам сушилку для белья.

Квартира просто огромная – ванна с туалетом, спальня с двумя отдельными кроватями и шкафчиками, гостиная с диванами и телевизором, большая кухня с кухонным уголком и столом, а также стиральной машиной. А также книги и игры для детей. Эта квартира больше, чем у нас в Мюнхене. Есть и плита с 4 конфорками, и утюг, и доска, и быстрый wi-fi, множество посуды, кофемашина, а также кофе и чай. Хозяева – очень приятные и общительные, радушные люди, поэтому мы немного подзадержались, разговаривая с ними, и вышли несколько позднее, чем планировали (правда мы еще кофе с кексом из нашей поездки в замок Лауэнштайн поели – кекс волшебный, мы пожалели, что купили в кондитерской у замка только один).

От дома до автобусного вокзала – несколько минут ходьбы. Мы сели на 322 автобус в 11-45 и доехали до остановки Eremitage - на месте мы были в 12-03. Парк размером 50 га. При входе стоит план, чтобы лучше сориентироваться (план в фотографиях). На первый взгляд парк кажется большим, но не дайте себя напугать – все близко, а также много указателей.

Мы решили идти не по главной аллее, а по соседней, через беседку с драконом наверху. Затем мы дошли до павильона с золотой квадригой – павильон чудесный, волшебной красоты, жаль, что мы не попали на пуск фонтанов.

Тут хочется сделать небольшое отступление о фонтанах. Работают они редко, каждый час по несколько минут, поэтому вода – грязная, в ней много водорослей и какой-то зеленой гадости. Неужели так дорого включать фонтаны постоянно или хотя бы почаще, чтобы вода утекала и сменялась? Не понимаю.

Стены павильона тоже очень красивые, отделаны камнями, а наверху – золотые бюсты и зубастые маски из камней между ними.

В 12-25 мы подошли к Старом замку=Эрмитаж. Экскурсия по нашей карточке была бесплатна, да и начиналась она в 12-45 (а закончилась в 13-43). Поэтому мы положили вещи в ящики, а сами пошли пройтись вокруг, чтобы не терять время. Рядом – беседка, несколько скульптур, а также бывший Парнас – гора из булыжников с проходами, на которых раньше были скульптуры муз и Аполлона, но их сейчас нет. Сам Эрмитаж очень интересный – он и каменный, и деревянный, в нем совмещены самые разные стили, а еще внимательно смотрите на стены – не все булыжники так просты, как кажутся – некоторые из них – лица.

Экскурсия проходила на немецком, но также были тексты на английском (тексты в фотографиях). Надо сказать, что экскурсия была интересная, с юмором, но не всегда понятная. Самое яркое впечатление экскурсии – гроты! Вы заходите во дворец и оказываетесь в павильоне, который весь украшен раковинами, камнями, скульптурами и фигурами. А потом включают фонтаны – это такой восторг! Я так соскучилась по родным и любимым гротам и шутихам в Петродворце, что эти фонтаны и разные трюки с ними вызвали у меня бешенный восторг!

Затем были комнаты, из которых больше всего запомнилось две – кабинет из зеркал различной формы (обратите внимание на потолок и пол), а также китайский кабинет, который весь украшен декором, а на потолке можно найти саму МаркграфинюВильгельмину! Вильгельмина была большой мастерицей и искусницей – она чудесно рисовала пастелью – одну из ее картин можно увидеть здесь, а еще три – в Новом дворце в Байройте. Также показывали кухню.

После экскурсии мы погуляли по парку, осмотрели всю левую часть плана. Особенно мне понравились гроты (но мы не попали на включение фонтанов), а также притаившийся в кустах дракон.

К сожалению, вскоре начался дождь, стала надвигаться туча, поэтому правую часть парка мы пробежали галопом, но зато успели на автобус 302 в 14-31 (обратите внимание, что в будние дни и вечером выходных дней ходят одни автобусы, но они могут не ходить днем в выходные дни, и их замещают другие автобусы (расписание 302 и 322 от парка в фотографиях)). Так что если прибавить еще 30 минут к нашему времени, то можно окончательно досмотреть парк без спешки и совершенно спокойно. Сначала я расстроилась, что мы не досмотрели, что надо было еще немного времени погулять, но потом пошел такой ливень, что вся моя тревога и разочарование сразу прошли.

Надо сказать, что в таком прекрасном и живописном парке людей кот наплакал. На экскурсии было всего 10 человек, включая нас. Меня это удивляет. Неужели никому ничего не надо? Откуда такое безразличие к культурному наследию?

В 14-50 мы вышли на остановке Wanfried, чторядом с виллойВанфрид (где жил Вагнер и рядом с которой он похоронен). Мыподошли к вилле, осмотрелифасад, а потом начался ливень! Тропический ливень, стеной! Мы спрятались под крышу павильона, что справа от музея, надели накидки, открыли зонт и стали ждать небольшого затишья. Меня поразило, что многие туристы были вообще без всего – без зонтов и накидок, а ведь дождь обещали!

Дождь не прекращался, поэтому мы очень быстро пошли в музей. В 15-10 мы были во дворце (Новая резиденция) и взяли билеты. Во дворце все устроено очень хорошо – есть места для зонтиков, есть ящики для рюкзаков, а также есть кафетерий – столы и стулья, где можно поесть свою еду, а также есть кофейный автомат, где все по 1евро.

А теперь о музее. Самое главное – ничего не пропустить. Разделим музей условно на две части – часть с кассами и часть бес касс.

В части с кассами есть все вышеперечисленные удобства, туалет на втором этаже (надо ехать на лифте), а также выставка байройтского фаянса, на которой помимо многочисленных кружек и тарелок есть любопытные блюда в виде винограда и кабачков. Затем надо выйти из музея, повернуть налево и пройти через турникет, подняться по лестнице и оказаться в парадных комнатах. Комнаты очень красивые, их стоит посмотреть. После того, как вы попадете в самый главный большой зал с потолком, декорированным синей полосой и золотой лепниной, вы можете пойти как направо, так и налево – без разницы, так как выход по той же лестнице, по которой вы и поднимались.

Удивительное чувство, когда ходишь по пустым парадным залам в одиночестве. Свет слегка приглушен и в залах довольно холодно, а самое главное – пусто. И вот вы ходите, рассматриваете декор, а затем слышите музыку – звуки доносятся из музыкальной комнаты… Среди всех залов особенно запомнился пальмовый зал – по потолку летают драконы, а из пола вырастают золотые пальмы и растения. А еще загляните в замочную скважину в конце зала – вы увидите залы, в которые не пускают. И конечно же пастельные картины Вильгельмины. Также в этой части расположена очень любопытная и пикантная выставка – лаковые миниатюры и различные изображения эротического, но галантного характера.

Теперь о части без касс. Сначала экспозиция, посвященная истории дворца, много дат и имен, портретов, гравюр и книг. Но вот вся информация, как и все пояснительные тексты во дворце – на немецком. Затем – турникет. После турникета три зала для самостоятельного осмотра – чудесная живопись – жанровые сцены, натюрморты… Все остальные залы осматриваются только с экскурсией.

Экскурсия входит в билет (то есть для нас – бесплатно) и проводится на немецком языке каждые 30 минут (так гласил плакат). Есть тексты на английском, но с большим количеством ошибок (они в фотографиях). Наша экскурсия начиналась в 15-45 – до этого времени мы успели поесть, осмотреть историческую экспозицию и художественную галерею. Экскурсию проводила FrauLattas – она говорила очень понятно, очень четко и внятно, так что было абсолютно все понятно, с другой стороны – эмоционально и с чувством, так что не было скучно. Мы осмотрели череду нарядно украшенных залов, множеством цветов и растений на стенах и потолке, декор помещения под фарфор, а также мраморную ванну. Последними залами экскурсии были гроты – это восхитительно красивые и необычные помещения, украшенные рожей, сложенной из камней и раковин со всего света, и замаскированные под пещеру.

В музее мы пробыли до 17-05. За это время ливень закончился, поэтому мы достали карту Байройта, которую получили вместе с остальными брошюрами (я заказала из 30 марта, а получила 1 апреля), и решили сначала осмотреть Hofgarten. Но вот беда – подход к центральному водоему со скульптурами был почему-то огорожен, и мы вернулись обратно, на площадь перед дворцом, где стоит красивый и сложный многофигурный фонтан, вокруг которого можно долго ходить и долго его рассматривать.

Почувствовав голод, мы решили, что пора перекусить. Мы решили пойти в ресторан, о котором прочитали в одной из брошюр – MannsBrau, куда мы пришли к 17-22 и где пробыли до 18-28.

Ресторан очень небольшой, нам повезло, что было место. А еще он очень колоритный – поэтому если вам хочется побывать в месте для местных, то вам точно сюда. За столами сидят пожилые мужчины, которые общаются и играют в карты на деньги. Некоторые – со своими пивными кружками. В центре зала – круглый стол. Новые дедушки, приходя, подсаживаются туда, заказывают пиво и начинают вникать в разговор. Каждый входящий стучит по столу в знак приветствия. Надо ли говорить, что мы очень выделялись из толпы и были совсем не похожи на местных…

Меню обширное и на разных листах, поэтому мы читали его долго. Сначала мы заказали суп-пюре из спаржи за 3 евро. Большая вкусная сытная тарелка супа, который подавался с солеными гренками или зажаренным луком (было не очень понятно) и взбитыми сливками. Очень вкусный суп! Также мы заказали два пива – MannsBock(3,20) и DunkelSpezial(2,60) – оба пива вкусные, первое – светлое, густое, необычное. На горячее мы взяли кордон-блю с картофельным салатом и просто салатом (10-00), а также кабанятину с салатом и кноделями, но попросили заменить их на картофельный салат (11,50). Овощной салат оказался моим любимым «Витаминным» салатом, который я так люблю готовить дома сама! Порции горячего – большие, сытные и очень вкусные. Кабан – сама нежность, а картофельный салат – похож на наш оливье. Затем я взяла Bier-likőr (2,50 или 2,70 – цена на грифельной доске и в меню была разная!), который подавался теплым и со взбитыми сливками – вкусный, ароматный, сладкий, с легким вкусом трав. Мы сидели очень довольные, неспешно болтали, нам все нравилось, пока не принесли счет. Его сумма нас несколько обескуражила – 35,10. Мы заплатили, а затем стали думать, попросили принести нам меню – не сходилась сумма на несколько евро! Тогда мы попросили принести чек, но нам сказали, что чеков не дают – вот вам бумажка с цифрами. Мы долго ее читали, и у нас возник вопрос – откуда в чеке блюдо за 13,50? Оказалось, что картофельный салат стоит дороже кнеделей, но вот никто нас об этом не предупредил! Эта ситуация оставила неприятный осадок, и мы вышли несколько расстроенными.

Домой мы пошли через Stadtkirche, но она закрывалась в 18 часов. Тогда мы решили дойти за несколько минут до дома, бросить вещи и пойтибродить по улицам дальше. Так мы и сделали. В 18-51 мы зашли домой на несколько минут, а затем вернулись на улицу.

Наша квартира находилась очень удачно – в самом центре. Центр же Байройта – крошечный – если действовать по плану, обозначенному на карте красной линией, то часа точно хватит, чтобы все обойти. Все очень и очень близко.

Байройт произвел впечатление города без жителей – на улице – ни души. Ладно нет туристов, но где жители? Никого нигде нет – ни в музеях, ни на улицах… Неужели все сидят по пивным?

Мы побродили по улицам, сфотографировались с динозавром на главной пешеходной улице Maximilianstrasse, вышли к опере, которая закрыта, нашли памятник Вильгельмине, а также ее бюст в сквере напротив оперы (Kanalstraße - Opernstraße).А потом нам стало скучно, и мы решили дойти до пивоварни Maisel.От оперы до пивоварни мы дошли с 19-23 до 19-45 – очень неспешным шагом по пешеходной улице, рассматривая старинные фотографии города на специальных стендах. На этих стендах была информация на английском.

Сама фабрика – обычноe краснокирпичное здание, но мне безумно понравился ресторан Liebesbier – я словно снова оказалась в Москве, телепорт! Модное заведение с камином, композициями из бутылок, через стекло видны баки для пивоварения и бочки. А выбор – разные-разные сорта пива! Глаза разбегаются! Я наконец-то чувствовала себя в своей тарелке, на своем месте. Я была так счастлива, и я поняла, как я соскучилась по таким молодежным местам, как мне опостылели уже эти пивные с рульками и сосисками, что я хочу снова ощутить это состояние движухи, энергии! Мы заказали два пива – СhocoPorterи PaleAle (каждое пиво по 0,3л – 3,50). Второе – фруктовое, а вот первое – с шоколадной ноткой, очень вкусное!

В ресторане мы просидели до 20-30, уходить мне не хотелосьсовсем, но надо было идти домой. Еще немного поплутав по улицам, мы пришли домой в 20-50. Чудесный был день!

***

Дополнительные ссылки для подготовки прогулки по Байройту:

Официальная брошюра о Hofgarten

Официальная брошюра об опере

Официальная брошюра о достопримечательностях в Байройте, которые можно посетить бесплатно по музейной карточке

Официальный сайт города

VGN – общественный транспорт Байройта

Русскоязычный жж о Байройте (рассказывает житель Байройта+  много фото)

HofgartenundSchlossEremitageinBayreuth - видео

Байройт, город Вильгемины и Вагнера – рассказ путешественников

Эрмитаж: летние ночи в парке

Полдня в Эрмитаже Байройта

Столица музыки - Байройт

Маршрут по городу и много исторической информации на русском языке