Практические путешествия со Светланой

Путешествие по северу Баварии. Восьмой выпуск.

Замок Лауэнштайн.

День седьмой. Пятница.

Мы встали 8 утра, так как наш поезд был только в 9-36 (BambergLudwigsstadt, поезд на JenaSaalbf). Позавтракали мы кашей, но зато с собой взяли много еды – воду, чай, конфеты, бананы, бутерброды и даже кусок индейки. Почему так много? Потому что мы не были уверены, что там где-то можно будет поесть. И правильно сделали, что взяли с собой так много еды – она нам почти вся пригодилась.

При подготовке этой поездки я не нашла ни одного отзыва, поэтому мы ехали почти что в неизвестность. Известно было лишь то, что ехать надо до станции Lüdwigsstadt, а затем около 3км идти пешком.

Так же я смогла установить, что в Schiffermuseum, что напротив станции есть туринфо (Tourist-Informationderfränkischen Rennsteigregion), а еще недалеко от вокзала есть скалы –GEOTOP-Dachschieferbruch Oertelbrucham Trogenbach.

Также я выяснила, что там находится знаменитая конфетная фабрика - ConfiserieBurgLauensteinGmbH, при которой есть магазин и кафе. А так как сайт я прочитала неверно, то и неверно решила, что и то, и другое, а еще и конфетная мастерская (GläserneManufaktur), где можно самому попробовать смастерить конфету, находится на LauensteinerStrasse 41, что тоже рядом с вокзалом.

Кроме этого я узнала о пешеходном маршруте Märchenpfad Lauenstein, длиной 4,3 км.

Более того я выяснила, что автобус 8328, который бы мог довести нас до замка ходит несколько раз в сутки, и эти несколько раз не совпадают с нашим расписанием. Расписание автобуса можно посмотреть здесь.

В итоге я нарисовала себе следующий план – выходим из поезда, идем пить кофе с пирожными, затем замок, затем пеший маршрут, затем скалы.

В реальности же все вышло совсем не так, но ничуть не хуже.

Мы купили Regio-TicketFranken-Thüringen за 26 евро, так как не собирались пользоваться общественным транспортом, в остальном у билета точно такие же правила, как и у BayernTicket.

При посадке в поезд будьте внимательны – вам нужна именно та часть поезда, которая следует на JenaSaalbf, иначе вы уедете в другую сторону.

Дорога красивая и приятная – желтые луга, зеленые лесистые горы. После BadStaffelsteinслева на горе виднеется огромный монастырь, очень красиво подсвечивающийся вечером. Поля засеяны солнечными батареями, которые как подсолнухи поворачивают свои панели за солнцем. В Кронахе стоит большой замок и собор, уютные улочки привлекают внимание. Но особенно заметно, как меняется природа – появилось много гор и скал, покрытых еловым лесом. Мне они напомнили любимую Карелию. А еще природа здесь только начинает просыпаться – еще не отцвели магнолии и другие цветы.

Из поезда в 10-36 мы вышли одни. На нас пахнуло холодным влажным воздухом и почему-то стало казаться, что мы в Норвегии. Оказалось, что вокзал находится на вершине горы, и музей, что напротив (если судить по карте) – находится внизу. Мы же стояли наверху и обозревали окрестности.

Чтобы спуститься, надо пойти сначала направо, затем по Siedlungstrasseналево и спускать по ней до конца, довольно долго. По пути мы разглядывали домики – каждый украшал свой дом или сад как мог – цветами ли, клумбами ли, садовыми ли скульптурами. А еще дома здесь с черной крышей и стенами – отделаны шифером.

Мы поднялись в музей и спросили, где здесь туринфо. Две девушки были явно удивлены нам, но встретили весьма радушно, дали карты, визитку с координатами, чтобы мы звонили, если заблудимся, и объяснили следующее:

1) самый короткий путь до замка – вдоль шоссе – 3 км.

2) можно пойти через лес и Ebersdorf, но это долго и там довольно грязно (указатели на 8-километровый путь мы видели у вокзала)

3) а самое главное – кафе и магазин этой кондитерской фабрики находится через 5 км, а тут, на Lauensteinstrasse 41 только административное здание.

Поначалу я расстроилась, что мы не посетим кафе и не поедим пирожных, ведь я страшная сладкоежка, но потом решила, что их конфеты можно легко купить в Мюнхене в Karstadt или Galeria Kaufhoff. Обычно одна конфета (продают поштучно, а не на вес) стоит 0,70, но на распродажах (после Рождества и Пасхи) их можно купить за 0,35. Также зачастую в этих магазинах есть отдельные уголки, где можно купить конфеты, у которых скоро закончится срок годности со скидкой 50% или же просто найти такие товары с ценником на полках. Мы пробовали эти конфеты – очень вкусные.

Из музея мы вышли в 11 и пошли вдоль шоссе. По пути мы встретили Aldi, Netto, Edeka – продуктовые магазины. Вдоль трассы есть пешеходная асфальтовая дорожка, а машины ездят нечасто, хотя и попадаются грузовики. Идти довольно легко, а вскоре показался Лауэнштайн, что прибавило нам бодрости.

Мы прошли по мосту, после чего нам надо было подниматься наверх. Тут я увидела объявление, которое гласило, что скоро будут давать пирожные и конфеты. Меня это заинтересовало, и мы стали подниматься в ожидании, когда же наконец-то дадут пирожные.

После моста начинается довольно тяжелый подъем по асфальту, без пешеходной части. Домики маленькие, местами развалившиеся, но почти все отделаны черными чешуйками шифера.

В 11-45 (до 11-50) мы подошли к зданию на ImWinkel 1, которое оказалось мясной лавкой компании “PartyserviceMetzgereiStauch” (четверг 8-45 до 12 и с 15 до 18; пятница с 8-45 до 12-00 и с 14-30 до 18-00; суббота с 7-30 до 11-30). Мы зашли внутрь, и наши глаза разбежались от обилия мяса, колбас и паштетов в стеклянных банках – целый шкаф! Мы не удержались и купили два – “WildschweinBratwurst” (2,80 за 190гр) и “DieFeineLeberwurst” (2,30 за 190гр).

Но надо было подниматься дальше. Вскоре дорога раздвоилась – мы пошли налево, по более пологой части и не прогадали – вскоре мы увидели то кафе (на часах 12-00), что нам обещал указатель - “Café Bauer”! А еще указатель гласил, что здесь делают конфеты (FrankenwaldConfesirieBauer), а на все оставшиеся пасхальные сласти – скидка 50%!

Усталости как не бывало – я взлетела по лестнице и оказалась в пустом помещении, где слева были прилавки с конфетами, рядом – крутящиеся шоколадные медведии кран с шоколадом, а вокруг меня – банки с шоколадом, которые я начала открывать и пробовать! Я была тем жадным дракончиком на шоколадной фабрике из мультфильма «Сладкая сказка»!

Потом мы зашли в магазин, сняли рюкзаки, чтобы ничего не испортить и начали осматриваться. Конечно, сначала мы пошли к пасхальной корзине, где выбрали себе коробочку. Да, цены здесь выше, чем на конфеты в сетевых магазинах, но адекватные, если говорить о конфетах ручной работы из Karstadtи GaleriaKaufhoff. А выбор – глаза разбегаются! И продукцию этой кондитерской “FrankenwaldConfesirieBauer” в Мюнхен не привозят, во всяком случае, я не видела, а конфеты у них – обалденно вкусные!

О ценах: коробка конфет 300 гр – 19-00; 200гр шоколадных конфет-яичек с разными начинками – 5 евро; кексы по 300гр – шоколадные и ореховые – 3,90, шоколадная божья коровка – 0,35, а еще есть разнообразные наборы (1,5 кг – 55,50), шоколадные фигурки и так далее, и так далее… Выбор огромный и все хочется попробовать!

После того, как мы расплатились, нас еще и угостили шоколадным яичком на выбор!

Нам все так понравилось, что мы решили зайти внизу в кафе. Подергав дверь, которая не поддавалась, мы заметили автомобиль, подъехавший к кафе. Оттуда вышла женщина и сказала нам, что сейчас кафе откроет для нас.

В кафе чрезвычайно мило – уютные столики и стулья, а вид – на зеленые лесистые горы! Мы были абсолютно одни! А помещение такое большое – интересно, хотя бы летом тут есть туристы? Мы прочитали меню и поняли, что фирменное блюдо этого ресторана – Windbeutel – заварная булочка с разными начинками. Мы хотели взять одну сытную – с творожным сыром, лососем, яйцом и салатом, но его надо было заранее заказывать. Поэтому мы взяли самую большую сладкую булочку – “WindbeutelXXL” (5,40), а еще HeisserOpa (4,00) и RussicheSchokolade (4,00).

Несмотря на то, что мы были единственными посетителями, нам все принесли, как положено – нашлось и мороженное, и сливки, и фрукты. Горячие напитки нам очень понравились – в меру сладкие, согревающие, ароматныe. А когда принесли главное блюдо, я не удержалась и ахнула от восторга – настолько оно было огромное! А какая вкусная – заварная булочка, взбитые сливки, мороженное, вишневый сироп с вишней, свежая клубника, немного шоколадного соуса – с ума сойти можно, какая красота и вкуснота! Мы съели ее на пополам и были страшно довольны!

А еще в кафе есть веселые правила поедания этого супер блюда и правила поведения в ресторане (в фотографиях).

Пробыв в кафе-кондитерской до 13-10, мы пошли в замок. Выйдя из кафе, мы заметили дорогу, резко уходящую вверх и ведущую в замок. Но идти по ней вверх – очень тяжело, поэтому мы пошли по указателям на замок. Эта дорога медленно и плавно поднимается вверх, асфальтовая, идти по ней не слишком трудно. Также обратите внимание на импровизированный музей лыж, а перед ним на столб, на котором висят разные указатели - один из них желтый с лесовичком – указывает начало MärchenpfadLauenstein, а также там висит указатель на Fischerbachmühle (это название кафе, где продают продукцию Lauenstein).

К 13-20 мы пришли в замок и сразу отправились в кассу, проходя вдоль мощных стен замка.

Кроме нас в замке была еще только свадьба, но ее экскурсия не интересовала, поэтому мы были единственными посетителями. Начало экскурсии было в 13-45. Мы взяли бесплатные билеты по карточке и пошли немного пройтись по замку.

Прежде всего мы сдали наши чемоданы в ящичный гардероб. Если выйти из кассы, то надо идти вдоль стены слева, а затем завернуть в нишу, зайти в дверь со знаком «00» и там обнаружить ящики. В кое-то веки ящики просто огромные, в них отлично помещаются большие набитые рюкзаки (ящики по 1 евро). Рядом – туалет. Кафе или ресторана при замке нет.

Мы прошлись по замку и немного вокруг его, восхищаясь водостоками в виде драконов, красивыми сказочными башнями, рвом с водой на горе и волшебными видами на лесистые горы вокруг.

За те 25 минут, что у нас было, мы обошли весь замок.

Началась экскурсия на немецком языке. Я должна сказать, что до этого дня я вполне успешно понимала 80% говорящегося, но в этот день я поняла 10%. Может быть сыграла роль дикция нашего экскурсовода, а может быть близость Тюрингии как-то влияет на язык, но факт остается фактом – надо было читать текст на английском (текст экскурсии в фотографиях), на русском текста не было. Зато можно было фотографировать.

В замке было очень холодно, поэтому экскурсия прошла очень и очень быстро. Какое-то время замок принадлежал частному лицу, юристу ЭрхардуМессмеру, который собирал средневековые вещи и с удовольствием занимался замком, сделав из него отель и выставочные залы, где выставлял предметы из своей коллекции. В замке не сохранились первоначальные интерьеры, но воссозданы комнаты – мебель, посуда, а также есть замечательная коллекция доспехов, оружия, ламп и замков. Остались потолки и немного росписей.

Но не этим славен замок Лауэнштайн – в нем огромное количество потайных ходов, два из которых нам показали! Первый – в шкафу: надо открыть шкаф, отодвинуть одежду, отодвинуть «стенку шкафа» и перед вами – тайный ход! Из этой комнаты мы выходили тоже не совсем обычно – за картиной оказалась дверь!

Замок нам очень понравился, в нем хочется быть прекрасной дамой с обожающим вас рыцарем. А чтобы мечту сделать былью нет ничего проще – в магазине продаются шлемы для рыцарей и высокие головные уборы для дам.

Из замка мы вышли в 14-15, но пошли на этот раз по той дороге с крутым уклоном – идти по ней вниз очень даже легко!

Сначала мы зашли на парковку рядом с детской площадкой (спустившись из замка мы повернули направо), где была большая карта нашего пешеходного маршрута. Мы сфотографировали ее и сверили с той картой, что была в брошюре, которую нам дали в замке.

Как я уже сказала, начало маршрута – перед музеем лыж. Надо следовать указаниям лесовичка, и тогда все получится. В 14-34 мы начали свой путь.

Дорога очень разнообразная – часть ее проходит по лесу, а значит по узким лесным тропам с шишками и палками, часть – по асфальтовой дороге, часть по лугу. Маршрут не показался нам слишком легким, особенно поначалу (если смотреть на план, то мы обходили его против часовой стрелки и правильно сделали – начни мы его с другого конца, он показался бы нам намного сложнее), когда мы спустились в лес, а затем поднимались наверх. Но тишина, единение с природой, свежайший воздух, волшебные виды на замок – все это вознаграждало нас за трудный подъем и влажные от росы ноги.

В 14-58 мы дошли до второй остановки, где был первый красивый вид. Здесь же мы нашли скамейку, чтобы перекусить, и пробыли там до 15-25. Встав, мы увидели впереди овец и решили подойти посмотреть. Овцы очень нами заинтересовались, стояли и выжидательно смотрели на нас, а потом поприветствовали громогласным «Бееее!». Мы стали рвать траву и кормить их. Они очень смешные и милые, с густой мягкой теплой шубой – стоит только руку туда засунуть, как сразу становится тепло! А еще был маленький барашек – такой чудесный, словно игрушечный.

Мы шли по лесу, который очень напоминал наши леса – высокие сосны, ковер из еловых иголок, а вокруг – черничники! Но еще холодно, даже завязей ягодок нет… Лес сменился лугом, а потом мы вышли на дорогу, на которой можно было поиграть на лесном ксилофоне, составленном из разных пород дерева.

Дорога стала асфальтовой,наши ботинки потихоньку сохли. Мы встретили указатель вправо на лесную дорогу, говорящий, что надо пройти 800 метров до ThüringerWarte, но не поддавайтесь на этот обман – впереди будет дорога намного лучше.

В 16-06 мы подошли к остановке “WeisseFrau” – сама по себе легенда очень интересна, но особенно хорошо место. Представьте себе тишину и лес. Вы сидите на краю горы на волнистой скамейке, повторяющей очертания вашего тела. Вокруг – никого, а впереди – замок на фоне голубых далей и зеленых гор. Это волшебное чувство, атмосферу не передаст ни одна фотография! Вот здесь надо было устроить пикник, а не там, где мы его устроили. Уходить с этой скамейки не хочется, вид притягивает и очаровывает. Ради таких моментов стоит проходить многие-многие километры и забираться в безлюдные места!

Мы пробыли там до 16-18, после чего пошли по асфальтовой дороге к смотровой башне. Башня работает с 8 до 18. Есть стоянка для автомобилей.

Дорога хорошая, асфальтовая, идти приятно и легко.

Мы пришли к башне в 16-30.

Вход – платный: 1 евро со взрослого, но кассира нет – деньги кладете в ящик, все построено на доверии и честности. Внизу и на пролетах лестницы – выставка с фотографиями, рассказывающая об истории башни. Начало возведения «смотрового окна в ГДР»(Тюрингия была в ГДР)было положено 3 апреля 1963 года (об этом напоминает небольшая табличка у фундамента башни, но мы ее, правда, не заметили), а закончена башня была к 17 июня.Башня невысока, всего 26,5 метров, но стоит она высоте 678 метров, на вершине холма Ратценбер, поэтому башня возвышалась над границей на 200 метров. Строительство башни вызвало немалый интерес у жителей ФРГ – только в первый день пришло 6000 – 7000 желающих посмотреть через границу на страну-соседа. За 5 первых лет существования башни ее посетило около 180 000 человек.

Для меня так и осталось загадкой, что западная Германия хотела увидеть – как русские в палатке в лесу делают ядерную бомбу? Бред какой-то.

Вид с башни открывается красивый – природа всегда красива, но ничего кроме лесов, голубых далей и небосвода – не видно. Да, конечно, раньше было видно еще стену (жалко, что от нее ни кусочка здесь не оставили, а ведь как было бы интересно – вот тебе и башня, и стена, а так только башня, а о стене напоминает лишь широкая лесополоса другого цвета). Поэтому мы посмотрели на виды, посмотрели круговую карту, на которой обозначены направления, в которых должны быть те или иные места, взяли на память бесплатные открытки, да и пошли дальше в 17-00.

Дорога свернула в луга, но осталась широкой и сухой. Меня безумно порадовал указатель на Windbeutel-wanderpfad– все-таки какие молодцы - расклеили везде объявления, привлекают посетителей.

Я надеюсь, что у них хотя бы летом торговля идет лучше, ведь продукция – отличная. Еще меня удивляет, что они не привозят свои конфеты в Мюнхен, я думаю, что они пользовались бы спросом. Где бы они точно пользовались популярностью, так это в России – в такое кафе, с таким видом, да при замке, очереди бы стояли из желающих, места бы на год вперед были расписаны!

Вдруг лесовичок указал в лес, мы последовали за ним. Спуск был довольно крутой, зато потом – озеро с чистейшей водой и бункер (бункер ли?). Наша дорога пошла вдоль края горы. Мы нашли выступы спрессованной голубой глины, а затем заметили подобные выступы на противоположной скале.

Дорога была каменистая, а желтые опавшие листья создавали осеннее настроение. Затем дорога стала сужаться, превратилась в узкую тропочку и пошла резко вниз (поэтому я бы не хотела начинать маршрут отсюда). В 17-55 мы вновь стояли у кафе-кондитерской.

Честно говоря, мы уже так устали (несмотря на малый километраж, день был утомительным именно из-за подъемов и спусков), что решили попробовать поймать машину, чтобы доехать до Aldi – нам надо было сходить за продуктами. И нам повезло! Почти у шоссе мы поймали машину, которой управлял молодой турок. Мы поделились с ним нашими впечатлениями, а он докинул нас до магазина, совершенно бесплатно. В 18-08 мы уже были в магазине.

Так как Aldiвезде одинаковый, то мы быстро нашли нужные нам продукты – овсяная каша, хлеб, сливочное масло, две упаковки куриных грудок, пару шоколадок, огурец, 1кг помидор, два жаренных сыра на завтрак, кофепады, связку бананов – все это обошлось нам в 21,75.

Пробыв в магазине до 18-21 мы поплелись на вокзал, куда дошли только в 18-50. Поезд был только в 19-22, поэтому мы еще успели попить чаю с бутербродами.

Дома мы были около 20-40.

***

Немного истории.

Изначально земли современного Лауэнштайна принадлежали области Орлагаус. В начале второго тысячелетия территория была колонизована монахами Бенедиктинцами из Заальфельда, что в верховьях реки Заале.

В легенде о Мантельбурге можно подчерпнуть новые сведения о замке: в ней говорится, что замок Лауэнштайн был основан в 915 году королем Конрадом Первым, в качестве укрепления против сербов, или, как их также называли, венденов. Однако точно известно, что самая старая сохранившаяся часть замка датируется XIIвеком и обычно относится ко времени Хенрикуса де Левинштайна или именуемого также как Хенрикус фон Кёниц. В 1250 году замок перешел графам Орламюнде, поэтому зачастую старейшую часть еще называют «частью Орламюнде».

Затем замок переходил из рук в руки, им владели графы фон Шварцбург и графы фон Мансфельд, а в 1506 году замок перешел рыцарям Туна. С 1551 по 1554 год, во время владения замком Кристофа фон Туна, была возведена главная часть замка, которая сейчас именуется «частью Туна». Эта часть замка считается прекраснейшим образцом средненемецкого Ренессанса и заслуживает особенного внимания.

В 1622 году замок и земля в округе были приобретены Маркграфом Бранденбургским-Кульмбахским-Байройтским, но затем замок и земли переходили из рук в руки и успели побывать как во владении Баварии, так и Пруссии.

Старинный замок полон своих тайн и потайных ходов. Ходы показывают в ходе экскурсии, о чем я уже писала. Лестница лаза, что спрятан за шкафов проходит через пять этажей «Туна-части» и заканчивается в подвале. Но и это еще не все! Раньше в подвале начинался туннель, который вел из Лауэнштайна в Фалькенштайн и Людвигсштадт и был призван помочь владельцам замка испариться в случае опасности.

Говорят, что этот туннель связан с легендой. Впервые она была рассказана еще в 15 веке и гласит следующее: Катарина Орламюндевыросла и провела свою юность в одиночестве в замке Лауэнштайн. Когда ей исполнилось 18, то она стала женой своего кузена, графа Орламюнде, и отправилась к нему в замок Плассенбург, что в Кульмбахе (этому замку будет посвящен 12 выпуск), где подарила ему двух чудесных детей – мальчика и девочку. Но, семейное счастье было недолгим – умер вскоре ее супруг. Катарина выбрала себе нового мужа – Альбрехта Гогенцоллерна, Бургграфа Нюрнбергского. Но родители Альбрехта были против этого брака и постоянно досаждали Альбрехту, поэтому он написал Катарине, что с удовольствием вступит с ней в брак, если четыре глаза не будут следить за ними, разумея своих родителей. Но Катарина неверно поняла любимого, потому что не знала об его разговорах с родителями, и подумала, что он намекает на ее детей – двухлетнюю девочку и трехлетнего мальчика. О, несчастные! И она проткнула им головы иглами, дабы умертвить их, а затем похоронила детей в монастыре Химмелькрон, неподалеку от Кульмбаха. Чтобы получить прощение за свой тяжкий грех, Катарина отправилась в Рим, паломницей, где дала обещание построить неподалеку от Нюрнберга монастырь под названием «Небесный трон» и провести за монастырскими стенами остаток своей жизни. Однако, Катарина прокляла род Гогенцоллернов и пообещала, что будет являться в образе Белой Дамы, тем самым принося несчастья. Впервые она появилась в 1486 году в Плассенбурге; затем она явилась Принцу Людвигу Фердинанду в 1806 году перед битвой при Заальфельде, в которой он погиб. Говорят, что иногда в этом тайном ходу можно слышать звуки и шаги, которые, возможно принадлежат Катарине, посещающей места своей юности и детства. Но так как никому не хочется с ней встречаться, то все как можно скорее спешат покинуть в этом случае замок…

Знатные владельцы замка менялись множество раз, а в 1896 году замок был выкуплен юристом, доктором ЭхрхардомМессмером и его братом Густавом. Они превратили замок в отель, открывшийся через два года. Замок достался новому владельцу в ужасном состоянии, поэтому требовался срочный ремонт, для которого пригласили двух архитекторов из Галле: Теодора Лехманна (1861-1923) и ГустафаВольффа (1858-1930).

Было решено придать замку стиль позднего историзма. Если в 16 веке замок был типичным замком в стиле Ренессанс, то новый владелец решил придать ему более романтический вид, создав образ рыцарского замка. И хотя новый облик замка был достаточно далек от его исторического образа, это не помешало создать такие чудесные уголки, как, например, «Зал Орламюнды».

В бывших хозяйственных помещениях перед замком новый владелец открыл ресторан “BurgfriedzumLauenstein”. В самом замке доктор Мессмер открыл отель и выставочные залы, в которых разместил антикварные вещи из собственной коллекции: мебель, предметы быта и искусства. Была даже создана собственная плотническая мастерская, чтобы изготавливать мебель в историческом стиле.

Отель в замке пользовался большой популярностью у людей искусства и интеллектуалов. Здесь бывали такие известные люди как поэт ИоахимРингельнац (1883-1943), социолог Макс Вебер (1864-1920), художница ГабриэллаМюнтер (1877-1962).

В 1944 году некоторое время в замке под арестом содержался немецкий адмирал Вильгельм Канарис, повешенный позже по решению специального суда "третьего рейха".

Замок отошел Баварии в 1962 году, и сегодня музей демонстрирует остатки коллекции доктора Мессмера, предметы быта, доспехи и мебель.

***

Дополнительные ссылки о замкеЛауэнштайн:

Официальная брошюра о замке

Шоколадная фабрика Lauenstein. Немецкий шоколад, сделанный с любовью!

Про замки Lauenstein и Seehof – много фотографий внутреннего убранства замка

20 самых красивых средневековых замков Германии: №10. Замок Лауэнштайн - BurgLauenstein

Пешком по Франкенвальду. День первый. Лауенштайн - Стайнбах-ам-Вальд.