Ничего не меняй, кроме себя
Счастлив тот, кто живет своими
мыслями и чужими чувствами.
(парафраз Л. Толстого)
Слушай, а ведь я тебя не воспитывал. За то, что ты ныне такой, самостоятельный и успешный, образованный и целеустремленный, низкий поклон тестю моему - передай, не поленись. Не знаю, рассказывал ли он тебе в соответствующем возрасте о воспитании мальчиков в индейском племени и античной Спарте – два классических и антагонистических примера. Давай уж я задним числом заполню брешь отцовского недостования – тебе интересно, а мне для очистки совести.
Значит так.
Краснокожие никогда не били своих пацанов – ударить, значит унизить. Потому так гордо стояли сыны Великого Маниту у столба пыток.
Спартанцы воспитывали у будущих воинов пренебрежение к боли путем привыкания – за любую провинность на алтарь и бичевали, покуда статуя божества не засочится кровью. История мусолит такой факт - будто мальчишка лисенка украл и спрятал его под туникой. Пока родитель вел дознание, а звереныш грыз похитителю живот, тот держал на мордахе смайлик – мол, ничего не ведаю, и все путем.
Тебе какой метод более по душе?
Правильный ответ – ну их к черту злобных тварей под рубашкой и столбы пыток.
«Мы пойдем другим путем», - сказал маме студент Ульянов и вон как далеко утопал по костям возлюбившего его народа.
Впрочем, у каждого свой крест.
И какой же русский не любит быстрой езды?
И какой же американец не боится вьетнамцев?
На кровавой разборке двух цивилизаций образованные и нашпигованные, вооруженные до зубов янки драпали очумело при малейшей опасности, бросая раненных и оглашая окрестности истошными воплями, а полуголые и голодные, с примитивным оружием дети Меконга, сжигаемые напалмом, умирали молча, но выстояли и победили. Как бельмо в глазу, а точнее проклятие дядюшки Сэма война во Вьетнаме, сколько б Джон Рембо его ни отмазывал на экране. Впрочем, ложь в западном мире - обычная практика: политики с журналистами успевают надуть публику и друг друга раз десять до завтрака и во время.
Хотя, тьфу на Америку – беспринципная нация и не пример. Суть ее – интересы бизнеса и ничего личного, то бишь мораль безнравственности; все остальное – выдумки литературы и кино….
Вернемся к нашим баранам.
Как сохранить чувство собственного достоинства, обитая в современной среде? Может статься, что и никак. А может, единственный выход – жениться и демонстрировать перед супругой. Главное – чтобы не шибко умная попалась, но догадалась, о каком достоинстве идет речь.
Впрочем, не хочу оскорблять женатых людей – мои жизненные катаклизмы носили личный и по большей части надуманный характер, ничего не имеющий общего с эпической картиной человеческого несчастья. Разводы и временные депрессии мои – это не трагедия Нюры Карениной. К тому же не могу не заметить, что расставался со своими благоверными, не унижая ни их, ни своего достоинства – по-людски. И это самое ценное, что было меж нами – не считая детей, конечно.
Пребывая в поиске равновесия за пределами семьи и брака, очень не сразу уяснил: пока живы, мы не знаем, чего заслуживаем в жизни, но чувство собственного достоинства и есть то самое, что удерживает на плаву нашу личную сущность – кстати, легко дается и ничего не стоит. Оно ничуть не ущемляется выбором жизненной концепции «как карта ляжет». Его еще можно считать наградой и в случае непредвиденного летального исхода.
Хорошо! Сговоримся. Посмотрим,
Что осталось на свете. Пойми:
Ни надменным, ни добрым, ни бодрым
Не хочу я ходить меж людьми.
Чем гордиться? Чего мне ломаться?
И о чем еще стоит гадать?
Дело кончено. Времени масса.
Жизнь идет. Вообще – благодать!
Я хотел, чтобы всё человечье,
Чем я жил эти несколько лет,
Было твердо оплаченной вещью,
Было жизнью... А этого нет.
Я мечтал, чтоб с ничтожным и хилым
Раз в году пировала гроза,
Словно сам Громовержец с Эсхилом,–
Но и этого тоже нельзя.
Спать без просыпу? Музыку слушать?
Бушевать, чтобы вынести час?
Нет!.. Как можно смирнее и суше,
Красноречью у камня учась.
(П. Антокольский)
Павел Григорьевич как всегда прав - все неприятности нашей жизни происходят от слов. Значит, будем учиться красноречию у камня! Кстати, скупость в словах - первый признак мужского достоинства.
Вот тебе истина без доказательств – унижают не люди и обстоятельства, а собственные недостатки. Пример самый простой – твое курение есть саморазрушительная неспособность быть довольным жизнью без никотина. Разве не так? Пусть мусульмане считают эту привычку непокорностью Богу, а христиане сваливают на первородный грех, я склонен думать, что причина зависимости - твое невежество в этом вопросе: если б ты знал, что теряешь, выкурив сигарету, сам бы бросил и других убеждал.
Жду не дождусь твоего просвещения, а пока ломаю голову, над названием этой главы – как договорились, последней.
«Заключение» - слишком просто и звучит по тюремному.
«Сделай себя мужчиной» - суть-то в этом, но как-то двусмысленно.
«Эволюция души и разума» - можно и так, но уж больно помпезно.
Помню эту эволюцию в себе, да и в тексте, должно быть, заметил ты – мысли скачут с темы на тему, задерживаясь лишь для того, чтобы почесаться, плюнуть и заверещать. Кого-то напоминают – верно? Да я и не отрицаю родства с приматами - это читатели священных писаний Богом деланы. Но не склонен завидовать - на самом деле, мы есть то, что о себе думаем.
Отсюда по поводу еще одна истина – человек редко присутствует там, где на самом деле находится. Вечно копается в прошлом или заглядывает в будущее, а просто спокойно побыть в настоящем и задуматься, редко кому дано.
Хотя, наверное, здорово обобщил. Современные молодые люди, выросшие под кислотными облаками, очень возможно ни в чем не копаются и никуда не заглядывают: выпил, выкурил, овладел – монтана! Или как у вас теперь приветствуют пик наивысшего блаженства?
Ну что ж, пора, как говорится,
Начать сначала тот же путь.
Слегка взбодриться — ламца дрица!
И повториться в ком-нибудь.
Ремонт не срочен и не скучен.
Бывал же я переобучен
Раз двадцать на своем веку.
Бывал не раз перекалечен —
И нынче, лекарем подлечен,
Хоть слушателей развлеку!
В чужих владеньях партизаня,
Чужим подругам послужив,
Чужие вынесу терзанья,
Согреюсь у костров чужих.
Не о себе речь завожу я,
Но верю в молодость чужую,
Свой давний опыт истребя.
Себя играть — даётся просто.
Но ведь заманчивей раз во сто
Играть другого — не себя!
Другой — вон тот, двадцатилетний,
В линялых джинсах, волосат,
Меж сверстниками не последний,
Кто не оглянется назад;
Московский хиппи или битл,
Какой ни выбери он титул,
Как часто моды ни меняй,
Какой заразе ни подвержен,
Как ни рассержен, как ни сдержан —
А смахивает на меня!
(П. Антокольский)
Прекрасно понимаю, что каждый человек индивидуален, но….
В мире немало апатичных людей, ничего не подвергающих сомнению, не испытывающих непреодолимого желания, безумную и неослабевающую необходимость разобраться в законах Вселенной. Незачем, считают, выдумывать всякую ерунду: как существуем, так и ладно - не нами заведено. На свете, говорят они, все может быть - вон медведь в берлоге себе живет и книг не читает. Про остальное, мол, знать не знаем, и знать не желаем, а скажут – не будем запоминать.
Иные считают, что нет такой проблемы, которую невозможно решить с помощью бани, водки или чтения библии.
Для кого-то эти утверждения истинны, другие ищут радикальные меры. Или образно – есть в чаще людской полянки, на которых обитают отшельники, отринувшие суету, но ищущие свои лазейки из темницы обыденности.
Что касается меня, то в последнее время эти поиски ни грамма не раздражают. Не могу даже представить – как это в моем положении можно быть недовольным жизнью? Ведь я люблю свою работу - люблю за то, что она дает возможность знакомства с новыми людьми и живого общения. Очень даже мне по душе, как теперь протекают дни - от непринужденного выполнения служебных обязанностей и наслаждения прекрасными видами Пятиозерья к диалогам с интересными собеседниками.
В ходе раздумий над этой работой (теперь я о рукописи) не раз ловил себя на мысли, полной искренней благодарности зигзагу судьбы, что привел меня в санаторий, будто юношу в страну чудес Нарнию или старца в страну утраченной молодости и сбывшихся надежд - благодарности за мою бесконечную удовлетворенность жизнью. Никогда прежде не ощущал себя до такой степени не обремененным происходящим в душе и окружающем мире. Хотя, будь верующим, насторожился: известно – когда Бог хочет свести с ума, начинают исполняться все желания. Но слава Создателю – не грешен!
Люди, как правило, считают счастье чем-то вроде мгновенной вспышки, которая может случиться вдруг, как негаданная удача, если повезет чуть-чуть. Однако я убежден, счастье возникает совсем иначе – это не что иное, как следствие работы над собой. Не надо ни с чем бороться, кроме собственных недостатков, пускаться в путешествия на край Земли – счастье можно отыскать в себе, если выбрать верное направление.
Отсюда такая мысль – все невзгоды-печали нашего мира создают несчастные люди. Не только в глобальном масштабе, как в случае с Черным Бараком Белого Дома и мутантами Киева, но и личностном. Взять хотя бы мою жизнь – все, кто пытался мне навредить, плохо кончили или живут.
Но не будем о скверном – июнь на дворе!
Время, спаявшее зори на небе, когда утро зарождается вечером. Время шиповника и сирени - воздух чист и благоухает. Время полыхающих голубизной небес, зеркального блеска целительных вод лечебных озер, дикого счастья дикой природы. Время безумия сбывшихся надежд. Но покой и воля окрест….
Ночами на озере крякают утки, играя «салочки» в теплой воде. Рассвет начинает распевка птиц, в котором солируют соловьи. Потом солнце из-за горизонта тьму раздвигает и колобком на небо чистое - залюбуешься! - робкое нежаркое еще дрожит, запутавшись в еловых иголках. Воздух окрашен в зыбкие утренние тона – не цвет, а его предчувствие: вздох о розовом, намек о прозрачном.
Сама Дивия, славянская богиня природы, пригубив золотой прозрачный бокал шампанского счастья, встала на цыпочки, потянулась до хруста засохших веток под ветром: да посмотрите же на меня – какая я! Тут же бабочки открывают салон красоты над травою муравчатой и цветами лазоревыми в радужных бриллиантах росы.
Ничего себе женщины похожи на них. Они считают, что санаторий – не оправдание быть некрасивой. Черт знает, какие силы удерживают их, чтобы прямо на пляже не сбросить остатки одежд и закружить в колдовском вихре вакханок.
А когда пронесется, отшумев, веселый солнечный день, тени длинные растянутся по земле, роса падет, от цветов запах идет - дурманит и кружит шальные головы. С озера веет вечерней прохладой, лес стихает, к потемкам готовясь - будто прошел кто, волоча подол по шуршащим листьям, и пальцем погрозил: не шалить!
Вот и кончился день, зорями отгорев, отблистав бликами на водной ряби - погас, напоследок судорожно вздохнув. Ночь пришла в Пятиозерье - растворились все краски. Черное небо из края в край засыпано звездами – маленькими мигающими бисеринками, сами по себе висящими в пустоте. Между стволами тускло мерцает озера гладь.
Звенят комары. Сердца наших барышень заходятся от полной луны – словно бегом с горы. И, боясь спугнуть тишину, шмелем гудит мужской шепоток: «Не покидай меня, безумная мечта …». Как устоять? И осипшим сопрано: «Люби еще меня, сладкий мой …». Так может сказать только женщина, испытавшая разом четыре оргазма.
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
(С. Есенин)
Создается впечатление, будто край Пяти Озер нарочно создан и сбережен Природой для себя самой. Да, она – Вечный Двигатель, но ведь и Ему требуется передых.
А отдыхающие, будто избранные в раю. И кстати, слово «рай», пришедшее из персидского языка, дословно означает «сад, обнесенный стеной». Как наш санаторий!
Но не будем мешать: пусть себе любятся - идем дальше.
Открою тебе еще одну тайну.
Когда в десять лет дочитал многотомник «Всемирная история», со мной приключился метафизический кризис….
Думаю, в возрасте не усомнишься - ты и сам рос смышленым не по годам. Помню грудничком тебя – уже тогда смотрел на мир умными и встревоженными глазами, словно не впервой тебе было рождаться, и теперь даже не знаешь, стоит скандалить по этому поводу или радоваться вместе с нами. А может, хотелось других родителей?
Помню, серебреный рубль дед подарил маленькому дошколенку. А помнишь ли ты, как потратил его? Если нет, подскажу. Что первым выносят из горящего дома? Что берут с собой на необитаемый остров? Ну, конечно, любимую книгу. И ты разменял презренный металл на книжку у соседского мальчишки по прозвищу Бегемот. Вспомнил?
Так вот, захлопнув последний том «Всемирной истории», я расстроился, что с победой социализма в глобальном масштабе эпоха войн, великих людей и величайших подвигов навсегда канула в Лету. Ну, надо же испортить такую малину! А мне что осталось? Мне-то что делать? Для чего я родился? В чем смысл моего существования?
Известно – жизнь жестока к мечтателям, но в чем же они провинились?
Самое странное, что не случилось ничего такого, что могло бы спровоцировать этот кризис, но чувство обиды переполняло вопросами – как же так? и за что? Больше всего мне хотелось тормознуть ход Истории, нажав на стоп-кран вроде тех, что установлены в электричках. А еще лучше – повернуть ее (не электричку, Историю) вспять, во времена Гектора и Ахилла, где я совсем и не собирался махать мечом. Мое дело – сидеть на троне, завернувшись в тогу, и учить этих античных уму-разуму с высоты моего знания Всемирной истории. Слава мне!
И красоте ума человеческого – кто б воспел!
Естественно, поиски реверса и стоп-крана развития человечества были напрасны. Но, наверное, именно желание вернуться в эпоху, где все живут сегодняшним днем, а мне ведом их завтрашний, и было началом стремления понять этот мир и предугадать возможные пути его эволюции. Но такое не сразу пришло.
Когда же мне было десять, я мог лишь грустить и мечтать. Самое противное состояние – это когда не знаешь, чем голову занять. Но придумал - если не могу быть «там», то могу быть похожим на тех, кто «там». И тут же из книг толпы героев для подражания - у Ахилла меч быстрый, у Гектора ноги, у Робинзона…..
Как приятно струиться сквозь время, когда могучие государства создаются и рушатся в голове за один вечер, но вот беда - не угнаться за всеми! Если б можно разделиться, охотно бы так и сделал, чтобы не упустить ничего положительного. Но потом придумал такую затею - сегодня я в роли гладиатора Спартака: говорю как он, хожу как он, думаю и поступаю…. Завтра – князя киевского Святослава…. разбойника Робина Гуда…. разведчика Штирлица….. и т. д.
Это была не просто игра. Входя в роль Юлия Цезаря, думал, что способен разрешить все проблемы не только древнего Рима, но и современного мира, обитатели которого – несмышленыши: должны меня слушаться и поражаться моей прозорливости.
Причем, в голове было четко и ясно, как реформировать наши законы, чтобы «догнать и перегнать». А на практике – школа, институт, служба, и так далеко было мне до Кремля.
Не падай, надменное горе!
Вставай, молодая тоска!
Да здравствует вне категорий
Высокая роль чудака!
Он будет — заранее ясно —
Смешон и ничтожен на вид,
Кольцом неудач опоясан,
Дымком неустройства повит.
А кто-то кричит: «Декламируй.
Меча не бросай, Дон-Кихот!
В горячей коммерции мира
Ты мелочь, а всё же доход.
Дерись, разъярясь и осмелясь,
И с красным вином в бурдюках,
И с крыльями ветряных мельниц,
Ты этим прославлен в веках.
Недаром, сожженный как уголь,
В потешном сраженный бою,
Меж марионеток и кукол
Ты выбрал богиню свою!
Она тебе сердце пронзает,
Во всем отказав наотрез».
Об этом и пишет прозаик,
Когда он в ударе и трезв.
(П. Антокольский)
Однажды прекрасной ночью, из чреды бессонных на пограничном озере Ханка, когда не ведал уж, на каком я свете (когда пульсировало в голове: к черту жизнь! спать! спать! заснуть и не просыпаться никогда), вдруг постиг одно объединяющее качество моих героев. Старик, это чувство собственного достоинства! Не надо никаких кумиров из глубины веков: я – единственный и неповторимый, герой всех героев….
Что тут сказать? Все стало совершенно просто удивительно прозрачно и ясно, как в родниковой воде. Все открылось, как в солнечный полдень. В ушах забили торжественные колокола, и глаза прозрели доселе невидимое. Вот же лампа Аладдина и пещера Али-Бабы! Вот чего мне в жизни так не хватало! Все дороги вели к самопознанию, все ветры трубили славу уму, мятежному и пытливому.
Сразу обрел внутреннее спокойствие и одновременно бодрящую лихорадку созидания, а театр одного актера прикрыл за ненадобностью. Даже обидно – десять лет отчаянных поисков душевного равновесия всевозможными способами, и одна-единственная мысль, мелькнувшая вдруг в затуманенной голове. Если бы не она, возможно до смерти уморил себя постами без сна. Представь – и тебя бы не было…..
Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля — извечно те же.
Поэтому живи текущим днём.
Благослови свой синий окоём.
Будь прост, как ветер, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
(М. Волошин)
Дальше мир стал вращаться в нужную сторону.
Многие верят, что мир вращается лишь потому, что у него есть ручка, которую крутят либо Бог (надо молиться!), либо сами они – своими желаниями, энергией, волей. Мне эти версии не импонируют: первая – по атеистическим соображениям, вторая - гиперактивностью и бестолковой алчностью. И еще – кажется, Прутков говорил, что нельзя увидеть свое отражение в текущей воде. А мне было нужно и очень хотелось!
Куда же направить безудержную энергию?
Ответ пришел к седым волосам – искать себя, делать себя, чтобы было гордиться чем, умирая. Чтобы не было мучительно больно…. Чтобы улыбнуться этому миру напоследок – ну что, мол, любезный, согнул ты меня? Черта с два!
И еще….
Говорят, человечеству все по силам за исключением двух вопросов – ты меня любишь? кто из нас главный? Эти проблемы – любовь и контроль – никого не оставляют равнодушным: о них спотыкаются, ломают карьеру, губят жизнь…. Ты же не будешь отрицать, что лишь сердечные раны и стремление к власти способны держать нас в постоянной напряге? Все наши мысли тянутся к этому, как металлические стружки к магниту.
И как с ними быть?
Ответ очень прост – в любой ситуации не теряй своего достоинства.
Чтобы научиться спокойствию, как основе стойкости к передрягам обстоятельств, полезно выработать в себе разумную долю отстраненности от окружающего мира. При этом самодисциплина нередко опрокидывает обычный земной порядок.
Будешь смеяться, но однажды решился на такой эксперимент. Дело было в стройотряде на АЯМе (Амуро-Якутская магистраль) в тайге близ Золотинки. Работу заканчивали поздно, и уже по темну отходили ко сну, совершив водные процедуры под умывальником на свежем воздухе. После захода солнца летом в Якутии случаются комары. Так вот, я себе моюсь, не спеша обтираюсь, а эти беспощадные твари облепили голое тело с ног до головы. Я терплю, народ в экстазе, а на вафельном полотенце красные пятна крови. И так каждый вечер….
Спросишь - зачем?
Такова наша жизнь – разве бывает, что вокруг никто не жужжит, не пытается нас отвлечь, вывести из равновесия, прокусить штанину, сожрать с потрохами? А человеку озлиться много ли надо - покажи средний палец, он и бросится на обидчика. Вот я и решил – чем раздражаться и бросаться на комаров, не потерпеть ли мне неудобства в течение нескольких минут по принципу: что бы ни случилось, буду спокоен.
Бойцы стройотряда считали, что я воспитывал в себе мужество, на самом деле это были уроки самодисциплины - выдержать сейчас этот, в общем-то, не смертельный физический дискомфорт, чтобы в будущем уметь пережить в спокойствии нечто более разрушительное. Например, душевные неурядицы, которые стерпеть еще сложнее, чем физические – как то ревность, гнев, страх, разочарование, одиночество, стыд и скуку.
Поначалу укусы здорово чесались, но усталость брала свое – и я засыпал. Потом пришло привыкание, и даже состояние легкой эйфории, как после бани – тело горело, заряжаясь энергией. Ты не поверишь, но это правда! Как после веника из крапивы. Или иглотерапии.
Хочу прояснить: все мы – марионетки обстоятельств. Как только что-то происходит - немедленно реагируем. Но тогда в тайге Восточной Сибири взял и не подчинился рефлексу – сделал нечто, что никогда раньше не делал. И в результате – не заболел малярией, а сумел убедить себя, что невозможное нынче, завтра станет мне по силам.
Теперь отвечу на вопрос – почему самопознание продуктивней религии.
Верующие всего мира исполняют свои ритуалы с покорностью в организме, не имея никакой гарантии, что однажды из этого что-то путное выйдет, а их усердие никак не поощряется при жизни. Так стоит ли умываться, коли не с кем целоваться?
Изучая и совершенствуя себя, получаешь результат налицо здесь и сейчас – как укус комара. Еще в бытность на грешной Земле увидишь плоды осознанной работы над своею натурой. И отойдешь в мир иной без страха, а то еще и с удовлетворением, все самое ценное унося с собой: ведь главное богатство человека – его духовное совершенство.
Как тебе эта мысль?!
И пусть не пытаются убедить попы, что все от Бога, и вера в это – рационально объяснимое явление, никогда с ними не буду согласным. Однозначно: человек - дитя природы, а религии – его фантазии.
Почему же зову тебя в церковь?
Потому, что Православие – наша культура, это наследие наших предков. Окреститься – значит сделать им шаг навстречу. Ейбо, устал повторять, а ты словно за гвоздь штаниною зацепился – ни с места! И не сверкай глазами, а то обуглюсь!
Давай размышлять.
Чаще всего люди обращаются к Богу в преклонном возрасте. Причиной тому тоска по несбывшимся в жизни целям, страх одиночества, думы о близкой кончине – хочется верить во что-то волшебное вопреки интеллекту и здравому смыслу. Думаю, и ты оставил себе лазейку – мол, доживу до твоих лет, тогда и…. Компромисс называется.
В свое время религия, завязав жечь ученых на площадях, согласилась с шарообразностью Земли и гелиоцентризмом нашего мира. Теперь далай-лама предлагает верующим всех религий выбрать любые понравившиеся концепции тибетского буддизма и интегрировать их в собственную духовную практику. Компромисс называется.
Мы с тобой найдем таковой?
Думаю, выражение твоего лица сейчас – ну и умору иногда услышишь от некоторых престарелых! Знаешь что, дорогой, сотри улыбку и сделай так – подними руку вверх… выше…. выше… а потом резко брось ее вниз и скажи: «Хрен с тобой! Едем в Петровку!».
Чего ты боишься? Врать не придется: поп же не спросит, веруешь или нет – получил (плату), окропил, окрестил… и гуляй, Витя! Зато после крещения каждый получит свое: я – гармонию, ты - спокойствие, а дочки–внучки – волшебного покровителя. И кстати, раз уж на то пошло – крестных родителей.
Если ты со мной не согласен, давай пойдем на компромисс – поступи, как я прошу. Синапсы моего мозга настолько перегружены попытками установить закономерную общность бытия и проблем наших предков, нас и наших потомков хотя бы в пределах пяти поколений, что любое движение навстречу облегчает задачу.
Но разве мир не одинаков
В веках, и ныне, и всегда,
От каббалы халдейских знаков
До неба, где горит звезда?
Все та же мудрость, мудрость праха,
И в ней – все тот же наш двойник:
Тоски, бессилия и страха
Через века глядящий лик!
(Д. Травин)
Кстати, если б угораздило нас жить в Индонезии, где нарекают детей удивительно просто – Первый, Второй, Третий (на их языке и вне зависимости от пола) и т. д., то звался бы ты сейчас Первый Агарков, и в тезках у тебя ходили Федор, Людмила и Вероника.
Но вернемся к заявленной теме.
Никто на свете не заслуживает влачить жалкое существование, но в обществе, как ни прискорбно, есть и бедные, и богатые. Очень многие поставлены в унизительное положение, привыкли к нему и считают нормой. Кстати, ученые подсчитали, что Земля производит достаточно, чтобы удовлетворить все людские потребности, но недостаточно, жизнь доказывает, чтобы удовлетворить нашу жадность.
А пока…. Верующие смиряются – все от Бога, ибо сказано: кому велено чирикать, не мурлыкайте; кому велено мурлыкать не чирикайте. Непокорные идут в бандиты. Единственное, что может примирить и уравнять адекватных людей – чувство собственного достоинства. Надо лишь помнить, что ни счет в банке, ни прикид от Версаче не делают человека умнее или духовно богаче. Ни чины, ни звания…. Кстати, наш начмед, слава ему, со мной не здоровается и точит наваху – никак уважаемый достигнуть не может, что в моем возрасте чтят лишь суть человеческую.
Внешне, может быть, да – дурачат людей брендовы вещи. А еще законы, по которым живем, и которые никому не нравятся: как только примут их, тут же перестают уважать. Российский менталитет называется.
Но есть и общеземной диагноз – собственный комплекс неполноценности.
А ведь каждый мечтает о своем, и время – таинство: что-то завтра преподнесет.
Запарился жить безвестным и бедным? Потерпи и, может быть, станешь легендой. По большому счету, чтобы известным стать прямо здесь и сейчас, достаточно на видном месте оставить свой след: «здесь был имярек» - например, в сортире или подъезде….
Такие вот мысли - толи бегом убежавшая молодость шлет приветы с иронией, толи брюзгливая старость вступает в права. Но еще не забыл начало главы и о заявке на другой путь.
Давай обсудим….
Изначально – жил да был мир, и жил да был я, безнадежно оригинальный, следовательно, единственный в своем роде. Мир родил меня, я открыл его для себя - мир показался убогим. Богу известно, сколько я бился, его переделывая – уйму сил, нервов, здоровья напрасно ухлопал! А потом возроптал: Всевышний, у тебя совесть есть? трудно сразу внушить – мир гармоничен, это я весь в изъянах?
Вот так открыт был тернистый путь - принялся за себя!
В десять лет мечтал покорить белый свет – стать полководцем и пройти путь монголов от океана до океана, или генсеком и водрузить знамя коммунизма над планетой, в крайнем случае, назло всем умереть молодым и красивым. А если ничего не удастся, то на самый распоследний - все до основания развалить, а уж потом…. Не зря в моем дневнике учителя строчили доносы родителям: «не хватает усидчивости». В школе действительно плохо сиделось, но взял эту фразу в качестве жизненного девиза.
И надолго….
Теперь мне за шестьдесят, время съело выцветшие мечты - универсальной формулы развития человечества не открыл, в генералиссимусы не протырился, в коммунизме разочаровался, и со смертью теперь хочу встретиться как можно позднее. Потерял счет разочарованиям, а мир непокоренный, как жил, так и будет цвести даже после моей кончины. От этой мысли сильно хочется родиться обратно, да и американский юмор торопит, намекая на реинкарнацию – «стоит ли дальше жить, если мы можем похоронить вас сейчас всего за десять долларов?».
О, как мы любим лицемерить
И забываем без труда
То, что мы в детстве ближе к смерти,
Чем в наши зрелые года.
Еще обиду тянет с блюдца
Не выспавшееся дитя,
А мне уж не на кого дуться
И я один на всех путях.
Но не хочу уснуть, как рыба,
В глубоком обмороке вод,
И дорог мне свободный выбор
Моих страданий и забот.
(О. Мандельштам)
Зато, похвастаюсь, я сейчас, ни капельки не торопясь, никогда никуда не опаздываю – это привычка, выработанная годами. Она позволяет мне себя считать хозяином всех обстоятельств.
И давай подобьем итоги - что же такое чувство собственного достоинства? какие ему присущи черты, правила и особенности поведения?
Правило первое – всегда и везде в любой ситуации контролируй себя: живи умом, не давай воли чувствам.
Правило второе – будь суров с собой, переделывая: никаких поблажек ни плоти, ни духу, но не забывай, что сдуру можно сломать.
Правило третье – все в мире духовном абракадабра и белиберда, кроме того, во что поверишь ты.
Правило четвертое – учись болтать, не разевая рта, т.е. всегда говори суть и никогда попусту.
Правила пятое – в каждом деле, исполненном смысла, ищи удовольствие: нет ничего страшнее для организма, чем работа не в радость, и уныние на лице. Помнишь, как мы с тобой мыли грибы, придумывая им приключения и клички? Груздь сырой, кажется, у нас был Джоном Сильвером, белый гриб – капитаном Флинтом, синявки (сыроежки) – хиляки янки и т. д. т. п.
Правило шестое - ….
Впрочем, к черту!
Хотел десять правил выложить как заветы, но ведь глава последняя у нас, и грех занудствовать на прощанье. К тому же, осознаю, что не всегда был примерным отцом для тебя – так уж сложилась моя жизнь. Зато смело могу сказать словами Приама, царя Трои, о Гекторе: «Ни одному отцу не посчастливилось иметь лучшего сына». И я хочу, чтобы ты был счастлив, вне зависимости от того – примешь ли во внимание мой жизненный опыт или просто прочитаешь сей труд с улыбкой.
Сейчас напишу слова, с которых обычно начинают: «Моему сыну посвящаю, с любовью, отец» и послушаем о сути жизни куда более умных людей.
Жизнь пронесется, как одно мгновенье,
Ее цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведешь ее – так и пройдет,
Не забывай: она – твое творенье.
Коль день прошел, о нем не вспоминай,
Пред днем грядущим в страхе не стенай,
О будущем и прошлом не печалься,
Сегодняшнему счастью цену знай!
Коль можешь, не тужи о времени бегущем,
Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим.
Сокровища свои потрать, пока ты жив;
Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим.
Не бойся козней времени бегущего,
Не вечны наши беды в круге сущего.
Миг, данный нам, в веселье проведи,
Не плачь о прошлом, не страшись грядущего.
(О, Хайям)
За сим честь имею, родитель твой
А. Агарков