В. Шабля.
Итоги первого года в артели
(1930 год, октябрь. Томаковка.)
Данил сидел за колхозными бумагами. Теперь, когда закончился сельскохозяйственный сезон, можно было подбить первые итоги деятельности артели. Вопреки всем опасениям, можно было с уверенностью констатировать, что урожай на колхозных полях получился примерно вдвое большим, чем в прошлые годы. Плюс и площади увеличились, считай, в два раза.
«Да, всё-таки механизированная обработка почвы и совместное возделывание земли – великое дело, – сделал для себя вывод бухгалтер. – Производительность труда выросла вчетверо!»
Он пошвырял туда-сюда костяшки счётов, что-то записал в тетрадь и задумался. Затем отодвинул бумаги и решительно вышел на улицу. Первым делом Данил пошёл к брату Дмитрию, живущему по соседству.
– Собирайся, – коротко сказал он ему, – возьмём Василия и пойдём на разговор к Ивану: нужно кое-что обсудить.
По озабоченному виду Данила Дмитрий понял, что дело серьёзное. Потому молча оделся и присоединился к брату.
Вскоре актив колхоза был в сборе. Мужики расселись кто где в Ивановой кухне.
– Ну, говори, что у тебя за проблемы? – начал беседу хозяин дома, обращаясь к выглядевшему озабоченным Данилу.
– Проблемы не только у меня, а у нас всех, – сообщил Данил, – я подбил итоги деятельности нашей артели за год. Всё вроде бы неплохо, но есть вопросы по остаткам...
– Ты же говорил, что мы полностью рассчитались с государством и осталась ещё уйма разного зерна и других продуктов. Да я и сам это вижу: все наши амбары забиты, ещё пришлось и к соседям проситься.
– Да, это так, но в этом и проблема, – согласился бухгалтер. – Действительно, такого урожая, как в этом году, мы отродясь не получали; а ещё и площади увеличились. На самом деле, у нас имеются в наличии солидные запасы. Но что с ними делать дальше?
– Ты путаешь грешное с праведным, – пошутил Василий, широко улыбаясь Данилу. – Когда есть – это хорошо; плохо – когда нету.
– Я согласен с Васей! Эта проблема яйца выеденного не стоит, – включился в дискуссию Дмитрий. – Она решается очень просто: оставить, сколько нам нужно с запасом, а излишки продать.
Мужчина снисходительно посмотрел на Данила, а затем, обращаясь к нему, развёл руками и улыбнулся:
– Ты всегда любишь искать проблемы там, где их нет.
Данил скривился, а Вася с Митей переглянулись и расхохотались. Дело в том, что в семейном кругу все любили периодически подначивать друг друга за особенные штрихи характера. А отличительными чертами Данила, над которыми все подшучивали, считались его перестраховка и прижимистость.
– Вы можете смеяться, сколько хотите, но я отдавать результаты своего труда за бесценок не желаю, – огрызнулся Данил.
– Смех – смехом, но как бы потом не кусать локти, – одёрнул развеселившихся братьев Иван, – я тоже думал над этим вопросом, и считаю, что Даня прав. Наше любимое государство частную торговлю запретило, а само цены установило бросовые...
– Вот именно! – обрадовался Данил появлению единомышленника. – Продать-то мы можем, да потом на эти деньги даже половины проданного зерна не купим. А вдруг на следующий год неурожай!? Что будем сдавать в счёт зернопоставок?
– Пожалуй, в твоих рассуждениях есть рациональное зерно, – согласился Василий по здравому размышлению. – Люди боятся торговать зерном даже по цене втрое дороже государственной, и если мы в следующем году не сможем выполнить доведенный государством план, то рискуем подпасть под принудительные реквизиции.
– А могут вспомнить и про раскулачивание «затаившихся куркулей», – дополнил мысль брата Иван, в упор смотря ему в глаза и как бы намекая на совсем недавнее причисление его к «ликвидируемому классу».
– Погодите, погодите, – заметил долго молчавший Дмитрий, – а где вы собираетесь хранить такую прорву зерна и других продуктов?
– Кстати, хороший вопрос, – задумался Иван, – всё это пока лежит, где придётся. Но со дня на день могут пойти дожди, а через месяц-другой – снег и морозы. Плюс мыши и крысы...
– Да, если не найдём подходящего хранилища – урожай может пропасть, – поддержал мнения братьев Василий.
– Нужно провести инвентаризацию наличных хранилищ и подсчитать, сколько чего мы можем в них разместить. А для всего, что не уместится – нужно строить новые склады. – Данил, как всегда, подошёл к вопросу с бухгалтерской точки зрения.
– А я бы какую-то часть зерна вообще закопал на чёрный день, – осторожно вставил Василий.
– И котов нужно где-то раздобыть; пусть стерегут припасы от грызунов, – внёс своё предложение Дмитрий.
– Ну, вот это уже государственный подход, – широко улыбаясь, съязвил Данил, довольный итогом разговора.
– На том и постановим, – подвёл черту старший брат и по совместительству председатель артели.
Весь следующий месяц главной заботой колхозников было строительство хранилищ и их заполнение собранным урожаем.