Фриды Шутман

 

 

Восток – дело тонкое или Слепая любовь

 

Поначалу Давид ничего не видел и не слышал. Он, как будто, парил в невесомости.
Потом картина стала проясняться, и появились первые звуки. На него надвигалось большое зелёное облако. Юноша захотел убежать, спрятаться от него, но не смог. Казалось, что его руки и ноги связаны невидимой, но очень крепкой верёвкой.

А зелёное облако всё наступало и наступало. Вот оно уже совсем близко. От страха Давид покрылся холодным потом.

- Что будет? Какой ужас…

Зелёное облако угрожающе нависло над  Давидом. А потом…  рассыпалось на множество звонких  капель. Каждая из них засверкала, заплясала в диком танце…  Изапела:


            …Chaand Sifarish Jo Karta Hamari Deta Woh Tumko Bata

Sharm-O-Haya Pe Parde Gira Ke Karni Hain Hamko Khata…*

 

Он увидел, что капли на самом деле – это танцующие в зелёных шёлковых сари юные индианки.

 

***

- Давид! Давид! Просыпайся!

- Мама! Сегодня суббота!

- Просыпайся, тебе говорю! Дядя звонит!

- Который час?

- Уже одиннадцать… 

- Где мой мобильник?

- Дядя звонит на городской. Иди скорее!

Давид спросонья надевает шорты задом наперед, не может найти тапки. Чертыхается и, как сомнамбула, босиком плетётся в салон. Мама передаёт ему трубку.

- Алло, дядя? Ма нишма?**

- Давид! Хочешь поехать со мной в Индию?

- Куда, в Индию? Зачем? - Давид с трудом соображает.

- В Индию! Мой ансамбль а капелла туда едет на гастроли на две недели. Поехали вместе!

Сознание Давида потихоньку возвращается к нему. «Сон в руку», - думает он.

 

***    

Гай Фалги, дядя Давида, любил петь. Если бы описание его любви к пению на этой фразе и закончилось, это означало бы, что ровным счётом ничего не было сказано.

Он пел, когда был ещё малышом. Он пел в школьном хоре. В ЦАХАЛе*** он уже пел в ансамбле. А что было потом? Он продолжал петь? Естественно, на каждом семейном торжестве, на своих Бар-Мицве и свадьбе... На всех, без исключения, официальных мероприятиях. И не только.

Дядина любовь к пению была, можно сказать, слепой; нот он и в глаза не видел... Мелодии полюбившихся песен «схватывал налету». Со временем, он, конечно, осилил нотную грамоту. А когда Гай решил организовать ансамбль а капелла, туда он стал приглашать профессиональных певцов. В то время он уже был сорокалетним главой большого семейства. Седина в бороду - бес в ребро ... Нет, изменять тихой мягкосердечной жёнушке он и не собирался. Бесы дяди только пели и звали за собой петь по всему белому свету. 

Ансамбль под его руководством традиционно стал участвовать в фестивалях клейзмеров в Цфате, в Иерусалиме...

Т.к. всем четверым его отпрыскам «медведь на ухо наступил», свою страсть к пению дядя разделял с музыкально одарённым племянником. Уже успел свозить шестнадцатилетнего Давида на певческий фестиваль в Грецию и Болгарию. А на сей раз, значит, пришло время Индии… 

Репертуар ансамбля Гайя в стиле а капелла включал вокальные аранжировки известных израильских песен, народных песен разных стран, популярных песен на английском и др.

 

***

 

Дядя договорился обо всём по телефону. Вёл переговоры Гай Фалги на английском  (языком хинди наш герой ещё не владел). Почти сразу в индийских газетах «ИНДУСТАН» и «TheTimesofIndia» появилась реклама об израильских гастролёрах.

Концерты должны были проходить в Бихаре, восточном индийском штате. Открытый театр находился среди густых бамбуковых зарослей на окраине города Гая, что у реки Фалгу.

«Гай Фалги выступает в городе Гая на реке Фалгу!  Это ж надо, чтобы так всё совпало», - часто впоследствии вспоминал об индийских гастролях Давид. 

Причём, нужно отметить, что жители Бихара очень гордились своим штатом. Ведь именно там под деревом Бодхи достиг просветления сам Будда. 

 

***

Дядя с племянником и его ансамбль а капелла в полном составе приехали в Бихар за два дня до начала выступлений.  Ещё оставалось достаточно времени, поэтому весь ансамбль а капелла, включая Давида, поехал на экскурсию по старому Бихару. 

Первая поездка пришлась на вторую половину дня. В отблесках заходящего солнца
экскурсантам открывалось величественное зрелище. Буддийские храмы поражали диковинной красотой. Казалось, что резные фигурки на их стенах оживали и исполняли на бис свои бесконечные танцы.

Это было своеобразное «каменное кино»... Давид с изумлением взирал на древние стены, доказывающие красоту и неисчерпаемую фантазию индийского эпоса. Действительно, восток – дело тонкое... И снова, как в том странном сне, юноше почудилось грустное нежное пение о слепой любви.

После экскурсии певцы успели ещё заехать в театр, где им предстояло выступать.
От того, что они увидели, им стало плохо…
  Они снова поразились, но, на этот раз, отнюдь, не красотой, а запущенностью и убогостью.  Казалось, что по сцене открытого театра стадо буйволов прошло. Доски во многих местах потрескались и прогнулись, где-то вообще сломались, и вместо них в тех местах зияли дыры… В общем, вид сцены был крайне  неприглядным. Было понятно, что театр к концерту не подготовлен.

Заметив замешательство певцов, директор театра – маленький смуглый мужчина неопределённого возраста, одетый в белое мунду, заискивающе заулыбался и заверил, что к выступлению ансамбля всё будет исправлено. 

Но, перед началом представления сцена оставалась такой же. А собравшихся зрителей ничего не смущало. Пока шла подготовка к концерту, они смотрели на большой экран, где пел о своих страданиях и слепой любви главный герой в исполнении актёра из непотопляемой династии Капуров.

- Не беспокойтесь! – снова заверил приунывшего Гайя и его людей директор. Всё будет в порядке! 

И вот, разодетые певцы уже  стоят за кулисами и готовы выйти на сцену. Конечно же, в мрачнейшем настроении, мысленно готовясь ломать руки и ноги во имя искусства…  Вдруг, они слышат какой-то шум, выглядывают из-за кулис… И видят толпу. Это мужчины, все в белом, человек полста, примерно. Они все направляются в сторону сцены.
 «Опоздавшие зрители», - подумали поначалу наши гастролёры.

Давид тоже видел эту толпу, сидя в первом ряду прямо перед сценой. У него в голове промелькнула невесёлая мысль, к сожалению, ставшая повседневной для израильского подростка: «А не террористы ли это?»

Но толпа индийцев не рассеялась среди зрителей, а пошла как бы на таран... войдя под сцену через небольшую боковую дверь. Всё это происходило на глазах изумленных певцов и довольно равнодушной публики. Шум смолк. 

Директор театра объявил выступающих - гостей из Израиля. Раздались жидкие аплодисменты, и представление началось. 

 

Три часа пели дядя и его ансамбль, лишь ненадолго прерываясь. ТРИ ЧАСА чамары****,  а кто же ещё пошёл бы на такое за несколько рупий, молча подпирали старые сломанные доски сцены своими руками, подобно древнегреческим атлантам, держащим на своих плечах небесный свод.

И так повторялось каждый вечер во время двухнедельных гастролей ансамбля.  

     Читатель, конечно, поинтересуется, как проходили сами концерты. Тут стоит заметить, что у индийцев особое отношение к музыке и пению. Они считают, что вся музыка произошла от Омкары – звука, возникшего при сотворении Вселенной. Наверно, гастролёры из Земли Обетованной пели в унисон со всей Вселенной, т.к. их выступления неизменно проходили на «УРА»!

 

            …Chaand Sifarish Jo Karta Hamari Deta Woh Tumko Bata
            Sharm-O-Haya Pe Parde Gira Ke Karni Hain Hamko Khata…



ЗАНАВЕС.

*Слова
  из песни к индийскому кинофильму «Слепая любовь» 2006 года (хинди).
**Как дела (иврит).
*** Армия обороны Израиля (иврит).
**** индийцы из секты неприкасаемых.
 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ