Electron.gifgreen.gif

интернет-клуб увлеченных людей

Казанской Божией Матери

Казанской Божией Матери

12 Ноябрь 2025

Л. Калинина. Казанской Божией Матери Милая, родная, любимая, излучающая Любовь и Свет каждой чёрточкой своей! В разных Образах ты приходишь...

ДУШ   СЛИЯНЬЕ

ДУШ СЛИЯНЬЕ

11 Ноябрь 2025

Л. Ларкина. ДУШ СЛИЯНЬЕ Утонул мой голос в снежной буре, А я всё звала, звала, звала! Замерзали ноги, руки, груди...

Казнокрад-губернатор

Казнокрад-губернатор

10 Ноябрь 2025

Казнокрад-губернатор Дал Бог сойти с ума. Беседа Сергея по телефону затягивалась. Василь уже принес в рубку закуску из холодильника камбуза....

Игра «Биржа»

Игра «Биржа»

09 Ноябрь 2025

Внимание! Размещена новая таблица котировок. Что наша жизнь - игра,Добро и зло, одни мечты.Труд, честность, сказки для бабья,Кто прав, кто...

По страницам Г.А.Й. Темы: «Великий Приход» и «Молчание»

По страницам Г.А.Й. Темы: «Великий Приход» и «Молчание»

08 Ноябрь 2025

По страницам Г.А.Й. Темы: «Великий Приход» и «Молчание». От составителя. Вряд ли найдётся человек, который так или иначе, не слышал...

По страницам Агни Йоги . Темы: «Владыка», «Наука», «Будущее».

По страницам Агни Йоги . Темы: «Владыка», «Наука», «Будущее».

07 Ноябрь 2025

Александр Херсонов. По страницам Агни Йоги . Темы: «Владыка», «Наука», «Будущее». 1952г. Часть I Владыка. «Светло будущее, светел облик Владыки,...

«Сознание» и «Сострадание»

«Сознание» и «Сострадание»

06 Ноябрь 2025

По страницам «Граней Агни Йоги» Матрейя. «Тот, кто есть Любовь». Темы: «Сознание» и Сострадание». «Путь Бодхисаттвы». «Призыв под Знамёна Владыки...

 

 

 

История  встречи  Николая Рериха с Львом Толстым.

 

Читаю: 2 января (14 января по новому стилю) 1898 года — дата встречи Николая Рериха и Льва Толстого. verim.orgrossasia.sibro.ru

Место встречи — Хамовнический переулок, дом Толстогоverim.orgpitanov.livejournal.com

 

Заглянем в  хронологию жизни Н.К. Рериха.

 

Годы 1897 и 1898 явились для молодого художника Николая Рериха знаменательными.  Победными,  и вместе с тем, противоречивыми,    напряжёнными для самолюбивого  художника,   по причине критики  со стороны В.В. Стасова и авторитетного Ильи Репина.  В 1897 году  по совместной оценке совета Императорской Академии художеств и Высшего Художественного училища Рерих получает звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род». Более того,  дипломная картина с выставки приобретается  П.М. Третьяковым. 30 декабря 1897 Рерих  избирается  членом-сотрудником Императорского Русского Археологического общества

  

 

Тот факт, что в 1897–1901 Рерих   начитает публиковать  очерки и статьи в петербургских изданиях «Мировые отголоски»,  «Художественные сокровища России», указывает на то, что знакомство с Л.Н. Толстым для Рериха было бы весьма  желательно. Инициатором и организатором знакомства молодого Рериха с великим художником слова явился  покровительственно  настроенный к начинающему художнику критик  В.В. Стасов. Рериху предстояла поездка с В.В. Стасовым в Москву для  знакомства с Л.Н. Толстым.

 

Часть первая. Встреча одна,  но версии встречи  две.

 

Версия П.Ф. Беликова, «вдохновительная». 

 

«Молодого художника горячо приветствовал Стасов. Николай Константинович был очень обрадован, когда в конце ноября 1897 года услышал от него:- Непременно вы должны побывать у Толстого... пусть сам великий писатель земли Русской произведет вас в художники. Вот это будет признание. Да и «Гонца» вашего никто не оценит, как Толстой. Он-то сразу поймет, с какой вестью спешит ваш «Гонец». Нечего и откладывать, через два дня мы с Римским-Корсаковым едем в Москву. Айда с нами!
…Захочет ли понять Толстой его? Поддержит или молча отойдет от «Гонца»? Тревожные мысли одолевали Николая Константиновича до самого Хамовнического переулка в Москве, где стоял дом Толстого. Гостей встретила Софья Андреевна. Пришли гости не с пустыми руками. Стасов привез какие-то книги. Римский-Корсаков - ноты новых произведений. Гинцбург - бронзовую статуэтку Толстого. Рерих - большую фотографию с «Гонца». Всем важно было знать мнение Толстого. Вот появился и он сам. Седой, в широкой светлой блузе, руки за поясом, как на репинском портрете. В фигуре, жестах, словах - убедительность мыслителя и предельно искреннего человека. Начался разговор о музыке, о живописи. Высказывания Льва Николаевича были не лишены парадоксальности, но писатель знал жизнь, знал людей, тонко чувствовал искусство и брал на себя смелость судить по законам собственной совести. Наступил черед и «Гонцу». Стасов не ошибся, обещая, что Толстой скажет о картине нечто особенное. Действительно, Николай Константинович услышал то, чего еще никто не говорил и чему он сам не умел подобрать слов. Обратись к автору «Гонца», Лев Николаевич неожиданно проговорил:
- Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь все снесет. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет! На следующее утро Николай Константинович уже возвращался в Петербург, где ему предстояло начать самостоятельную жизнь. Судьба как будто благоволила к нему, а напутствие Толстого «держать руль выше» вдохновляло на новые творческие дерзания.

В поисках своего пути. Беликов Павел Федорович. roerih.ru/belikov11.php

От автора.

Объяснение  благостного содержания  версии П.Ф. Беликова ( не в вину будь сказано), имеется, поскольку исследователь, конечно же,  не мог найти объяснение неадекватному поведению Льва Толстого на встрече.

 

Версия  З.Г. Фосдик, «разочаровывающая».

Существует  иной вариант встречи Николая Рериха и Льва Толстого и,   судя по всему, представляет то, что   произошло на самом деле: «Интересно также рассказывал Николай Константинович как он по окончании Академии Художеств со Стасовым и Римским-Корсаковым ехали в Москву повидать Льва Толстого. По приезде Толстой поразил Николай Константиновичакакие глупости он говорил об искусстве. «Самый великий художник России Орлов», - говорит. Николай Константинович выразил на лице недоумение. «Как вы знаете? Тот, который написал картину «Секут мужика». Тут Николай Константинович вспомнил эту ужасную картину. Потом, хотя они все и были приглашены провести у Толстого весь день, Николай Константинович не мог выдержать, и отпросился уехать после завтрака. Те же провели у Толстого целый день, и на другой день Стасов ему говорит: «Жаль, что вас вечером не было. Какие глупости он тут говорил, какие глупости! Сцепился с Римским-Корсаковым о музыке и какие глупости говорил». Тут Николай Константинович добавил, что был поражен нечуткостью Толстого по вопросам искусства и, несмотря на его незнание в этой области, такою авторитетностью суждений».

Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. Стр.76.

 

Часть вторая.

 

Необъяснимое поведение Льва Толстого объяснимо с точки зрения тайного знания.

 

На чью же сторону склонятся «весы правосудия» в оценке общения Н.К. Рериха  с Львом Толстым? На  сторону П. Беликова или на сторону  З. Фосдик? Рассмотрим содержание  микрокосма «Встречи». Начнём с содержания картин-символов.

 

 Картина-символ  характера «Встречи» такова :«Женщина смотрит на хрустальный шар, в котором видны несвязные картины».

Символ указывает на человека, обладающего некоторыми экстрасенсорными способностями, но который из-за недостатка целенаправленного обучения и практики испытывает трудности в понимании подлинной ценности и назначения получаемых им посланий. Долгие и кропотливые занятия принесут ему вознаграждение. Но этого может оказаться мало. Здесь от такого человека потребуется самопожертвование. Это символ Неорганизованности.

 

 

Картина-символ Карьеры и Репутации   «Встречи»: «Собака с птицей в зубах бежит по полю, усыпанному маргаритками».

 

Символ указывает на дальновидную личность, прекрасно разбирающуюся в поэзии и искусстве, одаренную замечательными умственными качествами и способную к глубоким изысканиям в областях непознанного. Если в его гороскопе поражен Меркурий, особенно со стороны Сатурна, то этот человек будет предрасположен к неверному использованию своей энергии и будет стараться ограничить права окружающих ради собственной выгоды. Это символ Дальновидности и Благоразумия.

Комментарий автора.

В первой картине-символе, вероятно,  речь идёт о Н.К. Рерихе.  От рефлексирующего,  интуитивного  молодого человека,  не достаточно обученного и не достаточно организованного(замечание Ильи Репина),  в  будущем потребуется  самопожертвование .

Во второй картине-символе речь идёт,  скорее всего,  о Льве Толстом. Характеристика великому писателю дана замечательная, однако,   на «Встрече» возможно проявление изъяна характера:  человек будет предрасположен к неверному использованию своей энергии и будет стараться ограничить права окружающих ради собственной выгоды. Так, собственно,  и произошло.

 

Из рассмотрения содержания микрокосма следует, что Меркурий действительно  поражён негативными  энергиями Луны и Юпитера, что  объясняет неадекватное поведения и оценки  Льва Толстого в отношении гостей. Как видим, отсюда следует вывод, что «чаша правосудия» склоняется на сторону версии З. Г. Фосдик. Версии озвученной в Америке самим Н.К. Рерихом.  Но и П.Ф. Беликова можно понять, поскольку тот   не мог найти разумного объяснения странного поведения великого писателя.

 

Шифр микрокосма встречи: Солнце 24 Козерога; Плутон 13 Близнецы; Нептун 20 Близнецы; Луна 8 Весы; Юпитер 10 Весы; Уран 2 -3  Стрельца; Сатурн 9 Стрельца; Меркурий 8  Козерога; Марс 9 Козерога; Венера 16,5 Козерога.

 

«Формула жизни» Встречи такова: «Использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа  -   индивидуальным свершением в  исполнении социальной функции, которая связана с определённым престижем  - когда из одного, в надлежащее время возникает многое  - понимая, что даже в самые пустые часы духовная сила всегда готова приветствовать и согреть сбившееся с пути сознание, возвращавшееся к центру - самообладанием и управлением собой ,необходимыми для достижения  состояния внутренней устойчивости  - посредством ритмической деятельности и межличностного взаимодействия - в любой социальной ситуации помогать менее развитым справиться с проблемами, разрешения которых общество требует от своих членов  -  в полном счастье, которое идеалы и паттерны хорошо установленной культуры приносят тем, кто служит ей безоглядно -  разрушая зависимость  от социальных запретов в опоре на мудрость тела».

 

Комментарий автора.

 

 Прежде всего, следует заметить, что первый тезис (самый важный, поскольку от Солнца) идентифицирует содержание самой «Встречи»: использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа.

Причём о престиже упоминается дважды. Именно для увеличения личного комфорта и престижа явились именитые гости к прославленному писателю. «Встреча» приветствовала молодого художника, указывая на необходимость самообладания и управления собой для достижения  состояния внутренней устойчивости  посредством ритмической деятельности  и межличностного взаимодействия в любой социальной ситуации.

 

 

 

Добавить комментарий