История встречи Николая Рериха с Львом Толстым.

Читаю: 2 января (14 января по новому стилю) 1898 года — дата встречи Николая Рериха и Льва Толстого. verim.orgrossasia.sibro.ru
Место встречи — Хамовнический переулок, дом Толстого. verim.orgpitanov.livejournal.com
Заглянем в хронологию жизни Н.К. Рериха.
Годы 1897 и 1898 явились для молодого художника Николая Рериха знаменательными. Победными, и вместе с тем, противоречивыми, напряжёнными для самолюбивого художника, по причине критики со стороны В.В. Стасова и авторитетного Ильи Репина. В 1897 году по совместной оценке совета Императорской Академии художеств и Высшего Художественного училища Рерих получает звание художника за картину «Гонец. Восстал род на род». Более того, дипломная картина с выставки приобретается П.М. Третьяковым. 30 декабря 1897 Рерих избирается членом-сотрудником Императорского Русского Археологического общества
Тот факт, что в 1897–1901 Рерих начитает публиковать очерки и статьи в петербургских изданиях «Мировые отголоски», «Художественные сокровища России», указывает на то, что знакомство с Л.Н. Толстым для Рериха было бы весьма желательно. Инициатором и организатором знакомства молодого Рериха с великим художником слова явился покровительственно настроенный к начинающему художнику критик В.В. Стасов. Рериху предстояла поездка с В.В. Стасовым в Москву для знакомства с Л.Н. Толстым.
Часть первая. Встреча одна, но версии встречи две.
Версия П.Ф. Беликова, «вдохновительная».
«Молодого художника горячо приветствовал Стасов. Николай Константинович был очень обрадован, когда в конце ноября 1897 года услышал от него:- Непременно вы должны побывать у Толстого... пусть сам великий писатель земли Русской произведет вас в художники. Вот это будет признание. Да и «Гонца» вашего никто не оценит, как Толстой. Он-то сразу поймет, с какой вестью спешит ваш «Гонец». Нечего и откладывать, через два дня мы с Римским-Корсаковым едем в Москву. Айда с нами!
…Захочет ли понять Толстой его? Поддержит или молча отойдет от «Гонца»? Тревожные мысли одолевали Николая Константиновича до самого Хамовнического переулка в Москве, где стоял дом Толстого. Гостей встретила Софья Андреевна. Пришли гости не с пустыми руками. Стасов привез какие-то книги. Римский-Корсаков - ноты новых произведений. Гинцбург - бронзовую статуэтку Толстого. Рерих - большую фотографию с «Гонца». Всем важно было знать мнение Толстого. Вот появился и он сам. Седой, в широкой светлой блузе, руки за поясом, как на репинском портрете. В фигуре, жестах, словах - убедительность мыслителя и предельно искреннего человека. Начался разговор о музыке, о живописи. Высказывания Льва Николаевича были не лишены парадоксальности, но писатель знал жизнь, знал людей, тонко чувствовал искусство и брал на себя смелость судить по законам собственной совести. Наступил черед и «Гонцу». Стасов не ошибся, обещая, что Толстой скажет о картине нечто особенное. Действительно, Николай Константинович услышал то, чего еще никто не говорил и чему он сам не умел подобрать слов. Обратись к автору «Гонца», Лев Николаевич неожиданно проговорил:
- Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь все снесет. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет! На следующее утро Николай Константинович уже возвращался в Петербург, где ему предстояло начать самостоятельную жизнь. Судьба как будто благоволила к нему, а напутствие Толстого «держать руль выше» вдохновляло на новые творческие дерзания.
В поисках своего пути. Беликов Павел Федорович. roerih.ru/belikov11.php
От автора.
Объяснение благостного содержания версии П.Ф. Беликова ( не в вину будь сказано), имеется, поскольку исследователь, конечно же, не мог найти объяснение неадекватному поведению Льва Толстого на встрече.
Версия З.Г. Фосдик, «разочаровывающая».
Существует иной вариант встречи Николая Рериха и Льва Толстого и, судя по всему, представляет то, что произошло на самом деле: «Интересно также рассказывал Николай Константинович как он по окончании Академии Художеств со Стасовым и Римским-Корсаковым ехали в Москву повидать Льва Толстого. По приезде Толстой поразил Николай Константиновича– какие глупости он говорил об искусстве. «Самый великий художник России Орлов», - говорит. Николай Константинович выразил на лице недоумение. «Как вы знаете? Тот, который написал картину «Секут мужика». Тут Николай Константинович вспомнил эту ужасную картину. Потом, хотя они все и были приглашены провести у Толстого весь день, Николай Константинович не мог выдержать, и отпросился уехать после завтрака. Те же провели у Толстого целый день, и на другой день Стасов ему говорит: «Жаль, что вас вечером не было. Какие глупости он тут говорил, какие глупости! Сцепился с Римским-Корсаковым о музыке и какие глупости говорил». Тут Николай Константинович добавил, что был поражен нечуткостью Толстого по вопросам искусства и, несмотря на его незнание в этой области, такою авторитетностью суждений».
Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. Стр.76.
Часть вторая.
Необъяснимое поведение Льва Толстого объяснимо с точки зрения тайного знания.
На чью же сторону склонятся «весы правосудия» в оценке общения Н.К. Рериха с Львом Толстым? На сторону П. Беликова или на сторону З. Фосдик? Рассмотрим содержание микрокосма «Встречи». Начнём с содержания картин-символов.
Картина-символ характера «Встречи» такова :«Женщина смотрит на хрустальный шар, в котором видны несвязные картины».
Символ указывает на человека, обладающего некоторыми экстрасенсорными способностями, но который из-за недостатка целенаправленного обучения и практики испытывает трудности в понимании подлинной ценности и назначения получаемых им посланий. Долгие и кропотливые занятия принесут ему вознаграждение. Но этого может оказаться мало. Здесь от такого человека потребуется самопожертвование. Это символ Неорганизованности.

Картина-символ Карьеры и Репутации «Встречи»: «Собака с птицей в зубах бежит по полю, усыпанному маргаритками».
Символ указывает на дальновидную личность, прекрасно разбирающуюся в поэзии и искусстве, одаренную замечательными умственными качествами и способную к глубоким изысканиям в областях непознанного. Если в его гороскопе поражен Меркурий, особенно со стороны Сатурна, то этот человек будет предрасположен к неверному использованию своей энергии и будет стараться ограничить права окружающих ради собственной выгоды. Это символ Дальновидности и Благоразумия.
Комментарий автора.
В первой картине-символе, вероятно, речь идёт о Н.К. Рерихе. От рефлексирующего, интуитивного молодого человека, не достаточно обученного и не достаточно организованного(замечание Ильи Репина), в будущем потребуется самопожертвование .
Во второй картине-символе речь идёт, скорее всего, о Льве Толстом. Характеристика великому писателю дана замечательная, однако, на «Встрече» возможно проявление изъяна характера: человек будет предрасположен к неверному использованию своей энергии и будет стараться ограничить права окружающих ради собственной выгоды. Так, собственно, и произошло.
Из рассмотрения содержания микрокосма следует, что Меркурий действительно поражён негативными энергиями Луны и Юпитера, что объясняет неадекватное поведения и оценки Льва Толстого в отношении гостей. Как видим, отсюда следует вывод, что «чаша правосудия» склоняется на сторону версии З. Г. Фосдик. Версии озвученной в Америке самим Н.К. Рерихом. Но и П.Ф. Беликова можно понять, поскольку тот не мог найти разумного объяснения странного поведения великого писателя.
Шифр микрокосма встречи: Солнце 24 Козерога; Плутон 13 Близнецы; Нептун 20 Близнецы; Луна 8 Весы; Юпитер 10 Весы; Уран 2 -3 Стрельца; Сатурн 9 Стрельца; Меркурий 8 Козерога; Марс 9 Козерога; Венера 16,5 Козерога.
«Формула жизни» Встречи такова: «Использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа - индивидуальным свершением в исполнении социальной функции, которая связана с определённым престижем - когда из одного, в надлежащее время возникает многое - понимая, что даже в самые пустые часы духовная сила всегда готова приветствовать и согреть сбившееся с пути сознание, возвращавшееся к центру - самообладанием и управлением собой ,необходимыми для достижения состояния внутренней устойчивости - посредством ритмической деятельности и межличностного взаимодействия - в любой социальной ситуации помогать менее развитым справиться с проблемами, разрешения которых общество требует от своих членов - в полном счастье, которое идеалы и паттерны хорошо установленной культуры приносят тем, кто служит ей безоглядно - разрушая зависимость от социальных запретов в опоре на мудрость тела».
Комментарий автора.
Прежде всего, следует заметить, что первый тезис (самый важный, поскольку от Солнца) идентифицирует содержание самой «Встречи»: использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа.
Причём о престиже упоминается дважды. Именно для увеличения личного комфорта и престижа явились именитые гости к прославленному писателю. «Встреча» приветствовала молодого художника, указывая на необходимость самообладания и управления собой для достижения состояния внутренней устойчивости посредством ритмической деятельности и межличностного взаимодействия в любой социальной ситуации.












