Образ Христа в письмах Елены Ивановны Рерих.
7 января 2025 года отмечаем рождество Христово.
«Письма, которые ты пишешь, – говорил Учитель, – нужно собирать вместе, ибо не за горами то время, когда мы их опубликуем. Будет великая книга…».
«Даже не подозреваешь, как твои писания будут исцелять тех, кто искал и забрел в темноту. Даже не подозреваешь, как твои писания очистят сознания. Даже не знаешь, как творчество твое ярко проникает в пространство <…> Я вижу чудесный том и тысячи духов, изучающих твои письма<…> Этот труд есть гордость Щита Моего. Мне радость – видеть эту книгу<…> Все твои мысли дадут огненный посев».
Письма Е. Рерих, МЦР, Том 1, предисловие, стр.12-13.
Из энциклопедии. «Иису́с Христо́с (др.-греч. ἸησοῦςΧριστός) или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей. Основными источниками информации о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I—II веков.Согласно христианскому Никео-Цареградскому Символу веры, Христос является Сыном Божьим, единосущным (то есть, одной природы) с Отцом, Богом, воплощённым в человеческую плоть.
Из писем Е.И. Рерих. Том 7, МЦР.
№ 92. Облик Христа.
«Для меня Облик Христа объединяет и все другие любимые мною Облики. Единая Мощь ведет человечество по пути совершенствования. Я так люблю изречение из «Бхагавад Гиты»: «На всех путях ко Мне я встречаю тебя». Какая широта, какая терпимость! … Немало утерянных Апокрифов, относящихся до жизни Христа, может быть найдено, когда сроки подойдут, и люди захотят больше узнать об этой чудесной, самоотверженной трогательнейшей Жизни, все отдавшей и все принявшей».
№ 101. О Христе, его учении, религии, науке.
«Пора принять Христа как лучшего Учителя. Учение Христа, такое мудрое, такое любовное и в то же время такое простое, искажено церковным отношением к нему. Именно официальная церковщина разлучила нас с истинным Христом, Христом Учителем и истинным Спасителем Человечества. Но теперь очередь науки; несмотря на все запрещения, она продвигается гигантскими шагами, и скоро именно она станет защитницей и поборницей всех великих Учений и докажет их научное, биологическое».
№ 176. Любите!
«Любящее сердце превыше всего» – так говорил Будда, так сказал и Христос. «Любовь есть ключ ко всем достижениям» – говорит Учение Жизни…Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну, любите ее героический народ! И на этом передаю Вам Благословение Учителя и Владыки.
№ 195. Об обращении к Христу.
«Храни только внутреннюю тишину и душевное умиление, и весточка не замедлит. Перед таким действом обратись всем сердцем и как можно проще и кратко к Христу, это оградит тебя и укрепит связь. Также установи определенное время для такого беседования, хотя бы раза три в неделю, ибо ритм необходим для утверждения магнитного тока связи. Воздержись от оповещения, сохрани это счастье для себя. Я имею в виду лиц посторонних и негармоничных. Они могут нарушить установившийся ток, и надолго».
Облик Христа.
«Но помни, родная, что внутреннее равновесие, определенное время и ритм необходимы. Всегда рада буду подать тебе совет и объяснить непонятное. Также, родная, привыкай к мысли и храни в сердце знание, что все великие Учителя человечества, правильно называемые Спасителями, все Они объединены в великом действии помощи человечеству. Облик Христа тебе ближе, потому и обращайся к Нему, но помни, что Он неотделим от других Великих Обликов. «Тускло горит связь Христа с Буддою в понимании людском» – так сказано в Учении.
…Все придет, лишь люби охраняющего тебя Христа. Обращайся к Нему, как к лучшему Другу и Наставнику».
№ 208.
«Правильно, думая о Великом Учителе, вспоминать и Облик Христа. Божественный Аватар Вишну воплощается во всех величайших Обликах Спасителей человечества. Сказано: «Тускло горит в сознании людей связь Будды с Христом». Изберите тот Облик, который Вам ближе, и постарайтесь лучше конкретизировать Его себе и не отходите».
№ 221. Христос и Будда.
«Но именно Христос и Будда ничего иного не утверждали, как Простоту, Красоту и Бесстрашие. Люблю данный Ими Завет: «Бесстрашие – наш водитель; Красота – наш луч понимания; Простота – наш ключ от тайных дверей счастья». Также храню в сердце формулу Христа: «Радость есть особая мудрость».
№ 198. О высшем принципе.
«Истинно прекрасно представление этого Высшего Принципа как нашего Отца Небесного или Пространственного. И Вы правы, конечно, Иисус Христос не мог иметь в виду Небеса как местопребывание Бога Отца, Он лишь стремился подчеркнуть Величие, Высоту и Чистоту Высшего Принципа. Также и выявление этого Принципа проявляется прекраснее всего в Венце Творения, в лучшей Человеческой Форме на Земле и на других Мирах. Потому вполне логично и приемлемо признание Главы нашей Солнечной Иерархии как нашего Бога и Отца. Истинно, Он в нас и мы в Нем. Сияние Его сущности окружает и питает нас. Не сам ли Вивекананда сказал, что «не поклоняются личному Богу лишь дикарь и дух, освободившийся от всех ограничений и привязанностей к форме»? «Ваше определение «раскрыть небеса в сердце своем», истинно, прекрасно. Сказано: «Когда молишься, войди в комнату твою, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (от Матфея, глава 6, стих 6). Где это тайное, не сердце ли»?
Том 6, МЦР.
№ 9. Явление Христа как кооперация Высших Планов.
«…Не соглашаясь, «что путь мировой эволюции совершается не низшими слоями, но кооперацией Высших Планов», председатель Оккультно-Мистического Общества отрицает, видимо, Ведущее Начало в Космосе. Спрашивается тогда, как же он воспринимает начало Христа и «Всепрощающего» Господа Бога? Разве явление Христа не есть кооперация Высших Планов»?
№ 12. О заветах Христа.
«… Заветы Христа имеют гораздо больше значения, нежели Его происхождение».
№ 14. Об описании Христа.
…. С особым волнением прочла я в приведенной статье описание наружности Христа, сделанное Его современником римлянином Лентулом в его докладе Римскому Сенату. По существующим предположениям, этот Лентул мог быть Пилатом. Описание это так близко к тому, которое я ношу в сердце. Перечтите в «Криптограммах Востока» «Приход Христа», начиная с тринадцатой строки. Я не сомневаюсь, вернее, знаю, что Христос был в Индии, но ученые-востоковеды, поддержанные представителями церкви, яро отрицают эту возможность. Потому так интересны эти новые расследования».
№ 35. О воскрешении Христа.
«Конечно, в священных писаниях всех народов имеются указания о посмертных явлениях и беседах с Силами Высшими, иногда через терафимов. В Библии тоже есть такие же указания, например видение царем Саулом, если не ошибаюсь, пророка Самуила. Также из всех описаний посмертных явлений Христа ясно, что все они происходили в тонком теле. Обратите внимание, как всегда подчеркивается внезапность появления при запертых дверях горницы. Также почему-то ученики не узнавали Его при таких появлениях, а когда глаза их раскрывались и они признавали Его, он становился невидимым для них (от Матфея). Все это определенно указывает на воскрешение Христа именно в тонком теле. Все те, кто были свидетелями подобных явлений из Тонкого Мира, и в наше время могут подтвердить их обычную внезапность, как появления, так и исчезновения. Только слепые или полные невежды могут допустить телесное воскрешение Великого Учителя».
№ 52. О признании Учения Христа.
Необходимо, чтобы уровень человеческого сознания поднялся на следующую ступень, чтобы большинство смогло приблизиться к пониманию ее миссии. Будем помнить, что прошли многие десятилетия после смерти Христа, прежде чем Его Учение получило признание. Конечно, в нашей эпохе небывалого ускорения все происходит намного быстрее, и следствия проявляются уже в геометрической прогрессии.
№ 54. О хронологии жизни Христа.
«Хронология жизни Христа очень неточна. Великие Учителя относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях. Россул М. был уже в летах, когда Христос вышел на проповедь.
№ 63. О предательстве Иуды.
«Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под обликом Иуды. Иуда был давнишним предателем, и уже не раз он предал Христа. Но давно уже сказано, что именно джинны строят храмы. Распятием Христа Иуда дал Миру нового Бога. (Перечтите внимательно «Криптограммы».)
№ 73. Об ошибках.
«На замечание, что Вы затрудняетесь сказать, «в чем было сделано больше ошибок со времени Христа – в излишне поведанном или в излишне умолченном», отвечу, что во всем, что касается до Христа и Его Учения, можно сказать, что не излишне поведанное или излишне умолченное, но именно невежественное и корысти ради искажение Его простых речений и заветов принесло столько вреда».
Том 7, МЦР (продолжение).
15. О Христе и учениках.
«Напрасно Вы завидуете ученикам Христа. Непосредственная близость их к Христу возложила на них тяжкую ответственность. Но апостол Павел, лично не встречавший Христа, все же сделал для Учения Христа больше, чем многие видевшие и слышавшие Его. Часто личное тесное соприкасание мешает правильному восприятию. Условия жизни затуманивают истинный облик, и порождается великий соблазн. Только исключительные духи могут прозревать духовным зрением за пределы майи. Сам Христос неоднократно указывал на это земное ограничение: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матфей, глава 13, стих 37). Также очень советую перечесть параграф 246 из книги «Аум». Именно, свойства людские обычны для всех веков. И теперь можно наблюдать эти чисто земные явления. Так в Индии сейчас расплодилось довольно много всяких Гуру, Махариш иПарахамс, но все они не достойны развязать ремень у сандалии Рамакришны и Вивекананды. Рамакришна при жизни был так прост, что именно эта благородная простота не могла быть воспринята надутыми гордецами. Им ближе всякие Парахамсы и Махариши, устанавливающие свое происхождение от Солнечных Богов и учащие механическим приемам хатха-йоги. Истинно, «рыбак рыбака видит издалека»!
86. О Христе.
«Вы правы, что именно по особому чувству благодарности и любви находим мы своих Руководителей. Радуюсь от всего сердца Вашей любви к Облику Христа, нет другого Образа, столь Трогательного и Высокого в своем полном самоотречении, в самом безрадостном Даянии Любви, не принятой, отвергнутой, Любви Неизреченной, принадлежащей уже Высшим Мирам».
№ 198. О высшем принципе.
«Истинно прекрасно представление этого Высшего Принципа как нашего Отца Небесного или Пространственного. И Вы правы, конечно, Иисус Христос не мог иметь в виду Небеса как местопребывание Бога Отца, Он лишь стремился подчеркнуть Величие, Высоту и Чистоту Высшего Принципа. Также и выявление этого Принципа проявляется прекраснее всего в Венце Творения, в лучшей Человеческой Форме на Земле и на других Мирах. Потому вполне логично и приемлемо признание Главы нашей Солнечной Иерархии как нашего Бога и Отца. Истинно, Он в нас и мы в Нем. Сияние Его сущности окружает и питает нас. Не сам ли Вивекананда сказал, что «не поклоняются личному Богу лишь дикарь и дух, освободившийся от всех ограничений и привязанностей к форме»? «Ваше определение «раскрыть небеса в сердце своем», истинно, прекрасно. Сказано: «Когда молишься, войди в комнату твою, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (от Матфея, глава 6, стих 6). Где это тайное, не сердце ли»?
Примечания.
1. Мир Огненный. Запись от 8 мая 1934 г.
2. Там же. Запись от 4 декабря 1934 г.
3. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. Часть вторая, IV, 17.
Письма Е.И. Рерих читал Александр Херсонов.