Практические путешествия со Светланой

 

Светлана Волкова.

 

 

Туве Янссон. Серьезная писательница

«Если попытаться основную суть мумитрологии выразить

в нескольких словах, то, на мой взгляд, эти слова были бы:

«Весь мир - прекрасная волшебная сказка»».

 

Туве Марика Янссон известна всему миру как самая главная Муми-мама, создательница волшебного и доброго мира Муми-троллей, истории про которых можно читать в любом возрасте и каждый раз открывать для себя нечто новое, снова и снова знакомиться с героями – пристальное внимание к тому или иному персонажу будет зависеть лишь от душевного состояния и того, что происходит у вас в жизни: если вы влюблены, то будете неустанно следить за отношениями Муми-тролля и Фрекен Снорк, а если вы стали Хозяйкой, Мамой, то будете сопереживать заботам Муми-мамы и вместе с ней обдумывать меню на ужин и считать, сколько надо испечь оладушек, чтобы никто не остался голодным.

Но Туве не только детская писательница, но и создательница взрослых литературных произведений. Сегодня я предлагаю взглянуть на Мумидол не только как на детскую сказку, а как на своеобразную аллюзию на жизнь писательницы и многоуровневое произведение, обращающееся к серьезным темам через сказочные образы, а также уделить внимание «повзрослевшей» литературе Туве Марики Янссон.

Погружение в творчество

Было бы очень странным, если бы Туве Янссон не стала творческой личностью – ведь с самых первых минут своей жизни, с самого момента зачатия (а это случилось в Париже, в городе, полном художников, скульпторов и писателей) она была окружена творчеством и богемной обстановкой.

Туве Марика Янссон, финка, говорящая на шведском языке, появилась на свет 9 августа 1914 года в Гесильсингфорсе в Нюландской губернии Великого княжества Финляндского, которое в то время входило в состав Российской империи. Ее отцом был известный и талантливый скульптур Виктор Янссон (1886-1958), а матерью Сигне Хаммарштен-Янссон (1882-1970), начавшая свою карьеру как учительница рисования и ставшая в последствии иллюстратором книг, графическим дизайнером, карикатуристом и автором половины марок, увидевших свет в первые 30 лет независимости Финляндии, когда она занимала должность в типографии Банка Финляндии.

Вскоре после рождения Туве началась Гражданская война, в которой Виктор Янссон выступал на стороне «белых». В одном из своих писем домой он написал: «Возможно, однажды Туве станет великим художником. По-настоящему великим!». Утверждение было пророческим и не безосновательным – Туве начала рисовать, возможно, даже раньше чем ходить и говорить. Ее талант иллюстратора сразу стал очевиден, но всемирную известность принес талант сказочницы.

После возвращения с войны все свои надежды Виктор Янссон связывал с семьей и искусством, а свои мечты – с дочкой. Вскоре на свет появились два младших брата – Пер-Улоф (1920) и Ларс Фредерик (1926-2000). Свободная, богемная обстановка призывала ребят к самовыражению, вследствие чего каждый из детей Янссон выбрал для себя творческую специальность – старший брат стал известным фотохудожником, младший – писателем и иллюстратором, а Туве – неординарной личностью с многогранным талантом.

Жизнь семьи Янссон была в буквальном смысле пропитана духом творчества – квартира в Хельсинки на улице Луотсикату 4 на острове Катаяноку, который сам по себе является музеем северного модерна под открытым небом, состояла практически из одной просторной комнаты-ателье, занятой скульптурой отца, стола, где работала мать и антресолей, где спала Туве. Вдоль стен стояли шкафы, полные книг. Дети могли выбрать любое произведение для чтения; Туве больше всего любила книги про Тарзана. Нередко в ателье случались дружеские пирушки Виктора с товарищами, которые проводились с размахом, могли длиться несколько дней, и на которые мог уйти весь только что полученный отцом гонорар. Такие хмельные веселые сборища хорошо запомнились маленькой Туве Марике, и в последствии шумные вечеринки до утра будут проводиться уже в ее собственной мастерской.

Туве никогда не была в стороне от творческой жизни своих родителей – она позировала: скульптура «Вьюнок» в парке Кайсаниеми и скульптурная композиция «Водяные нимфы» в парке Эспланада (обе в Хельсинки) были созданы Виктором Янссоном со своей дочери; она училась, наблюдая за работой матери: именно Хам, как называли Сигне дома, познакомила дочь с графическим искусством и ввела в издательское дело.

Но не только родители Туве обладали творческим потенциалом, но и более дальние родственники: четыре дяди по линии матери обладали «неискоренимым семейным пороком» - они были прекрасными выдумщиками и проводили между собой состязания на лучшие истории. Незаурядным человеком был дед Фредерик, отец Хам. Он был блистательным шведским проповедником, сборники его проповедей были одними из самых популярных духовных книг того времени, а в автобиографической книге «Дочь скульптура» мы можем прочесть следующее: «Мой дедушка, мамин отец, был священником и читал проповеди в церкви перед королем». Туве любила мамины рассказы по вечерам у камина «об Исааке и о народе, который тоскует по дому, по своей собственной стране, который сбивается с пути, блуждая по пустыне, а потом находит дорогу; о Еве и змие в раю и о страшных ураганах, которые наконец-то успокаиваются. Большинство людей, во всяком случае, тоскуют по дому и чуточку одиноки, они прячутся в своих собственных волосах, и их превращают в цветы. Иногда их превращают в лягушек, и Бог не спускает с них глаз и прощает их, если только не рассержен и не оскорблен и не уничтожает целые города за то, что жители их веруют в других богов».

Однако, Туве, как рисовальщица, не сразу была признана вне семейного круга – в строгой школе Бруберга, первой школе совместного обучения, которую посещал Виктор, и куда ходили все дети по его настоянию, Туве Марика не была любимой ученицей – над ее иллюстрациями смеялись, за карикатуру на учителя снизили баллы за поведения, а нарисованным ею для одноклассников открыток на Рождество ребята предпочли купленные в магазине. А вот ее сочинения имели успех – с детства у нее была неуемная и незаурядная фантазия сказочницы: уже в 14 лет она написала и проиллюстрировала свою первую книжку – «Сара и Пелле и осьминоги Водяного».

Наконец школа закончилась и Туве была отправлена родителями в Стокгольм, чтобы продолжить учебу в Стокгольмском художественно-промышленном училище, Констфаке. Для 15-летней Туве настало счастливое время: «Теперь, когда школа навсегда захлопнула за мной свою пасть, я свободная молодая женщина. И теперь я начинаю жить», так она написала в мае 1930 года.

Во время учебы Туве жила у своего дяди, много и с удовольствием работала, и в результате засиживалась допоздна. Частенько ночью она пробиралась на кухню, чтобы перекусить. Дядя как-то заметил, что если она и впредь будет так часто посещать кладовку, то придет тролль и подует на нее ледяным дыханием. На вопрос, как бы он назвал это существо, тот немного поразмыслив ответил: «Муми-тролль». Так появилось имя знаменитого героя, пленившего сердца миллионов жителей планеты.

Муми-тролли. Личное.

«Я начала писать даже не для детей, а ради самой себя. Я ненавидела школу. Самое счастливое время для меня было — до школы. Вся атмосфера моего дома, мои родители… Мне хотелось вернуться и хотя бы еще немного пожить в этом огромном чудесном мире…» Из интервью Туве Янссон, март 1992.

Произведения о Муми-троллях чрезвычайно личные – в них навсегда запечатлены детские воспоминания и ощущения Туве, родные места, близкие и друзья, можно найти параллели с жизнью писательницы. Многое можно проследить по атмосфере книг, даже тому, как меняется упитанность Муми-тролля.

Мумидол – собирательный образ дорогих для Туве мест. Дом Муми-троллей напоминает домик бабушки и дедушки в местечке Блидё, недалеко от Стокгольма, в котором было несколько террас и узких башен. Остров Пеллинки недалеко от Порвоо, где семья проводила летние месяцы в более позднее время, схож с долиной своим густыми лесом, и именно яркие впечатления о беззаботной и счастливой детской жизни на острове легли в основу историй о волнующих приключениях Муми-троллей. Позже в пейзаже Мумидола появились скалы, походившие на суровый скалистый остров Кловхарун, появившийся в жизни Туве лишь в 1960-х годах.

По одной из версий, именно летом 1930 года, на острове Пеллинки, появилось первое изображение Муми-тролля, весьма далекое от знакомого нам сегодня. Туве Марика спорила с братом на философские темы, и тот привел цитату из Канта, на которую уже ничего нельзя было возразить. Туве ничего не оставалось сделать, как нарисовать маленькое существо, подписать «Кант» и сказать, что это самое уродливое существо, какое она могла бы выдумать. Кто мог знать тогда, что именно это существо сделает ее богатой и знаменитой.

И если графический прототип Муми-тролля появился еще в мирное время, порой даже служил подписью карикатурных и графических работ Туве Марики, то первая история о семействе «Маленькие Тролли и большое наводнение» появилась во время Второй Мировой Войны: «Была военная зима 1939 года. Всякая работа застопорилась, казалось совершенно невозможным даже пытаться рисовать картинки. Возможно, покажется естественным и понятным, что мне внезапно захотелось написать что-нибудь начинавшееся словами: «Жили-были...» Ведь продолжение могло бы превратиться в сказку — это было неизбежно».

Безусловно, что прототипом для главы семейства Муми-троллей, Муми-папы, стал отец Туве – Виктор. Как и Муми-папа, Виктор был достаточно авторитарен (сказывалось происхождение из традиционной семьи), отважен, любил штормы и бури (он мог поднять детей среди ночи, посадить в лодку, и отправиться в море – так он учил их ничего не бояться), был философом и путешественником.

Хам – идеальная Муми-мама: добрая, внимательная, нежная, заботливая, создававшая уют. Мама, у которой всегда найдется место для случайного гостя и что-нибудь вкусненькое. После свадьбы с Виктором Сигне пришлось покинуть родной дом, переехать в чужую страну. Ностальгия, грусть и чувство одиночества были знакомы матери большого семейства. Отголоски этого события в жизни матери Туве можно найти в повести «Папа и море» (1965), когда авантюрный Муми-папа, не слишком считаясь с желаниями своих домочадцев, перевозит все семейство на остров с маяком, где Муми-мама скучает по своему прежнему дому и рисует на стенах маяка цветы, когда-то росшие в ее саду.

Снусмумрик стал изображением Атоса Виртонена (1906-1979), журналиста, философа-коммуниста, члена парламента и жениха Туве. Он всегда носил зеленую шляпу, которую считал своим талисманом, и послужил прототипом образа вечного странника. Туве встречалась с Атосом продолжительное время, он всегда подбадривал ее, говоря, что книга про Муми-троллей непременно найдет своего издателя. Так оно и вышло, а вот образовать семью этим двум увлеченным личностям было не суждено – они много раз заводили разговор о женитьбе, но все же расстались. Для него политика всегда была на первом месте, а для Туве Марики – искусство. В одном из своих писем к подруге Еве Кониковой, в октябре 1941 года, она напишет: «У меня нет ни времени, ни денег, чтобы выходить замуж за кого-то из них! У меня нет времени восхищаться ими или их утешать. Мне их жалко, они мне нравятся, но я не желаю посвящать свою жизнь спектаклю, который уже смотрела. Это мужская война! Представляю, что будет с моим творчеством, если я выйду замуж. Тут не поможет, что я воплощаю в себе женские черты: сострадание, восхищение, покорность, самопожертвование. Я либо стану плохим художником, либо плохой женой. И я не хочу давать жизнь детям лишь ради того, чтобы их убили в какой-нибудь будущей войне». Племянница Туве также вспоминала, что Туве не хотела заводить детей, боясь, что те вырастут несчастными.

Так или иначе, но после разрыва с Атосом, с которым, впрочем, как и со всеми своими любовниками, Туве сохранила чрезвычайно теплые отношения, она больше не встречалась с мужчинами.

В 1946 году Туве познакомилась с театральным режиссером Вивикой Бандлер, с которой у нее закружился страстный роман длиной в 3 недели с небольшим. Скрывать данную связь было необходимо по двум причинам: до 1971 года гомосексуальность была незаконной и каралась смертной казнью (до 1981 считалась заболеванием), а также Вивика была замужем. Но Туве была счастлива, она была влюблена, ей хотелось говорить о своих чувствах, но это было невозможным, поэтому Туве ввела двух новых персонажей в повесть «Шляпа волшебника» (1948) - Тофслу и Вифслу – двух очаровательных неразлучных существ, которые говорят на собственном языке и носят в чемодане огромный рубин – символ запретной любви Туве и Вивики, на который идет охота и который неразлучные существа могут доставать лишь в укромном месте, чтобы насладиться им без посторонних глаз. После окончания романа Вивика и Туве остались друзьями, вместе путешествовали и работали над театральными постановками.

В 1955 году, на вечеринке ассоциации художников Туве Марика повстречала Тууликке Пиетиля (1917-2009), художника и графика, ставшую для Туве музой, спутницей и верной подругой до самой смерти писательницы. Вскоре после встречи, между двумя женщинами завязались своеобразные отношения. Янссон писала: «Я люблю тебя, околдована и... я в мире с собой, я не боюсь ничего, что нам предстоит».

Тууликке подтолкнула подругу к тому, чтобы посмотреть на Муми-троллей под другим углом (в то время она была измучена ежедневным созданием новых комиксов про Муми-троллей для английской газеты английской Evening News), и Туве решила написать новую книгу «Волшебная зима» (1957), где появляется мудрая и практичная Туу Тикки, носящая бретонский свитер и берет. Туу Тикки стала верным другом Муми-тролля, родственной душой, как и Тууликки для Туве. Тууликки очень гордилась тем, что подруга увековечила ее образ в книгах, и не раз говорила: «Вы знаете, что Туу Тикки — это я? Туве списала этот персонаж с меня» - и действительно, внешний облик, характер, имя – многое было списано с Тууликке Пиетиля. Говоря о повести «Волшебная зима», Туве Янссон признавалась: «Туути заставила меня написать эту книгу о том, каково бывает в трудные времена». Пара не скрывала свои отношения, но и не афишировала. Они обе много работали, путешествовали, а лето проводили на тихом острове Кловхарун, близ Хельсинки, где никто не мог нарушить их уединение. Туве и Тууликке были первой однополой парой, которая появилась на приеме в президентском дворце в честь Дня Независимости именно как семейная пара, не скрывая отношений. Вместе они прожили 45 лет.

В 1970 году скончалась мать Туве, Сигне Хаммарштен-Янссон. Это стало огромной потерей для Туве Марики. Всю жизнь мать и дочь были чрезвычайно близки, Туве считала, что мама понимает ее как никто другой. Они много времени проводили вместе, путешествовали, разговаривали. Туве всегда сравнивала себя с мамой, хотела быть на нее похожей, хотела помогать ей, снять бремя ответственности за семью с ее плеч. После ухода Сигне, в тот же год, вышла последняя книга из серии о Муми-троллях – «В конце ноября» (ноябрь – месяц смерти матери). В этой книге, самой зрелой из книг про обитателей Мумидола, книге расставаний и потерь, семейство Муми-троллей покинуло долину, дом опустел, появился новый персонаж – Хомса Тофт – одинокий фантазер и мечтатель, маленький и очень серьезный, напоминающий писательницу не только сходством имен. В этой книге обитателям предстояло самим научиться решать свои проблемы, найти свое место в жизни без помощи Муми-семейства, и, в особенности, Муми-мамы. Эта книга – учебник освобождения, превращения во взрослого сироту, обреченного на духовное одиночество.

Считается, что Хомса Тофт – своеобразное отражение, комментарий к Муми-троллю, хотя они и в определенном смысле противоположности: Муми-тролль - экстраверт, Хомса Тофт – интроверт. Оба находятся на пороге взросления. Оба – центральные фигуры, но если Муми-тролль – всего цикла, то Хомса Тофт – только этой повести. Внутренние подвижки сознания Хомсы Тофта соответствуют внешним у Муми-тролля в предшествующих повестях; изменения внешнего мира Муми-тролля соответствуют реформе внутреннего у Хомсы Тофта; Муми-тролль кардинально изменяет свое отношение к собственному семейству в своем внутреннем мире, также и Хомса Тофт – в мире внешнем. Цикл логически сомкнулся, и это стало одной из причин, почему продолжение не последовало.

Если посмотреть на весь образ жизни семейства Муми-троллей, то он напомнит так знакомый Туве уклад жизни ее богемной семьи – у них нет постоянных занятий, не ясно за счет чего они живут, а те, кто ведет привычный для нас образ жизни, имеет «настоящую» работу, часто подвергается критике и насмешкам. С другой стороны, богемная атмосфера накладывает отпечаток на характеры героев – члены семейства остроумны, терпимы, но в то же время яркие индивидуалисты и нонконформисты. Дом Муми-троллей – это тот дом, что был у Туве – уютный, теплый, где тебя всегда выслушают, поймут, приласкают, обнимут, вкусно накормят, уложат в теплую постель. Семья Муми-троллей для писательницы – модель идеальной семьи, и она искренно считала, что «выдуманный мир моих Муми-троллей - это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас». Надо отметить, что Туве была очень привязана к своей семье: она стала жить отдельно лишь в возрасте 27 лет, но родительский дом и после не утратил для нее своего значения, недаром она говорила, что «безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит стенные часы, - это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен».

А кто же Туве? Про себя она как-то сказала: «Я — крошка Мю! И Муми-тролль. И Снусмумрик».

Взрослые мысли в детской книге

Однако, несмотря на то, что книги о Муми-троллях относят к детской литературе, в них очень много взрослых мыслей и размышлений о жизни и мире, а сами герои своим поведением, характером, поступками напоминают людей; их мир живет по людским законам, этика и эстетика – человеческая.

Обитатели Мумидола являются своеобразной карикатурой на современный взрослый мир, где правит корысть и алчность. Так тема богатства раскрыта с необычной стороны. Туве не скрывает, что обитатели Мумидола часто думают о богатстве, мечтают о нем, особенно Снифф. Но драгоценные камни, которые хранятся в расщелине и охраняются красноглазым чудовищем, жемчуга, «король рубинов» в чемоданчике Тофслы и Вифслы – все это лишь игрушки, красивые вещи, у которых нет назначенной цены для покупки и продажи. Это нам дает понять, на пример, следующий диалог: «Интересно, что вы намерены предпринять с золотом Снорка?» «Обложим цветочные грядки, пусть служит украшением, - сказала Муми-мама. – Разумеется, только куски покрупнее, мелочь совсем не имеет вида». А среди прекрасных находок Муми-семейства, среди которых можно обнаружить рогожу, гору золота, башмак без каблука, «самым драгоценным достоянием» оказался стеклянный шар, в котором, если потрясти, падал белоснежный снег на домик из посеребренной фольги.

Туве Марика открыто говорит об опасностях, которые могут грозить человечеству, о серьезных проблемах современного мира. Только эти опасности не называются своими именами – под наводнением подразумевается военная угроза, под кометой – атомная бомба. Появляются мотивы беженцев, разделенных семей и пропавших людей, как отражение печальных событий в истории. Но этим катаклизмам она противопоставляет добрый мир, добрую волю и именно благодаря им обитатели Мумидола оказываются спасены. Писательница доводит до читателя мысль, через конкретные и обобщающие образы, о взаимосвязи между миром между всеми людьми и миром на планете.

Она затрагивает и болезни современного мира – одиночество, разобщенность, непонимание. В «Волшебной зиме» проснувшийся Муми-тролль чувствует себя одиноким и потерянным, хотя его дом полон гостей. Кому не знакомо сейчас это чувство потерянности, отчужденности? Даже несмотря на существование социальных сетей, большого количества знакомых и друзей, многие из нас не могут найти единомышленников, по-настоящему родственную душу, которая поняла бы тебя с полуслова. Так Морра, являющаяся вначале олицетворением зла, холода, оказывается лишь одинокой неприкаянной несчастной душой, ищущей внимания и заботы.

Мумидол – фантастический мир, который населяют волшебные существа, ведущие человеческий, но более человечный образ жизни – они добрее, терпимее, доброжелательнее. У каждого из них есть свои слабости и недостатки, но это не мешает их дружному и веселому союзу – ведь здесь уважают каждого с его привычками и особенностями. В Мумидоле будут рады любому, кто бы ни пришел. Здесь каждый может быть самим собой, но никто не имеет право думать только о себе. Туве всегда была одной из тех, кто «сохраняет мужество надеяться», и она надеялась, что ее мечта о реализации самых лучших возможностей, заложенных в человеке, в повседневной жизни непременно сбудется, а Муми-тролли помогут ей в этом - вселят надежду и воспитают чувство, что мир изначально прекрасен, надо лишь научиться понимать и любить его, а не преобразовывать; поддерживать гармонию в мире и собственной душе; быть терпеливым и мудрым.

Взрослая проза

«Кажется, будто каждую книжку писать все труднее… Это зависит, быть может, не только от того, что самокритика, естественно, постепенно возрастает, но также и от того, что становится все труднее возвращаться в мир, который является детским…» Из интервью Туве Янссон, 21 сентября 1970 года.

После смерти матери Туве больше не писала о Муми-троллях. Она объясняла это тем, что ее герои повзрослели, а писать для юношества она не умела, а обманывать себя и читателя – не хотела. Но конечно, смерть любимой мамы, также повлияла на подобное решение.

Однако, окончание истории Муми-троллей не означало конец Туве как писательницы. Напротив, начиналась новая страница ее творчества.

Туве постоянно возвращалась мыслями к своей собственной Муми-маме, и в 1972 году вышла «Летняя книга», сотканная в большинстве своем из наблюдений за Хам и племянницей Софией, мама которой (и жена Ларса) умерла в 1968 году. Критики по достоинству высоко оценили эту книгу, охарактеризовав ее как «шедевр невысказанного» и классику скандинавской литературы. И хотя в книге ничего не говорится о родителях Туве, но они присутствуют во всем и это ощущается читателем.

Туве писала рассказы и повести, новеллы и даже создала роман «Город солнца», увидевший свет в 1974 году. Среди ее произведений можно назвать такие, как автобиографическая повесть «Дочь скульптора» (1978), сборники рассказов и новелл «Умеющая слушать» (1971), «Игрушечный дом» (1978), «Путешествие налегке» (1987), «Честная игра» (1989), «Письма Клары» (1991), «Серый шелк» (1971-1991), «Послания» (1998) (сборник лучших новелл), повести «Честный обман» (1982) и «Каменное поле» (1984). В их основу ложились дневниковые записи, психологические зарисовки, детские воспоминания.

Шесть сборников, выходивших постепенно, отличаются единством творческого замысла и стилистической манеры. Каждый из них – законченное произведение, маленький шедевр. Если читать сборники в хронологическом порядке, один за другим, то можно проследить путь, который прошла писательница в жанре новеллы за 20 лет. Литературные критики считают, что данные произведения стоят на ровне с произведениями Франца Кафки и А. П. Чехова, являются современными, тонкими, глубоко психологичными повествованиями о человеческих судьбах.

Для Туве по-прежнему был важен каждый человек, каждое существо – и в этом сходство взрослых новелл с детскими повестями о Муми-троллях: более поздние произведения сохранили доброту, внимание к одиноким, порой странным личностям. Призыв Туве Марики «умей слушать, прислушайся к каждому человеку, даже к самому слабому, даже обладающему странностями…» проходит красной нитью через все литературные произведения Янссон без исключения. Недаром крупнейший литературный критик Швеции Маргарете Стрёмстедт так напишет о Туве: «хотя взгляд ее беспристрастен и воспринимает почти все, он мягок и нежен».

Во многих ее произведениях присутствуют однополые пары, но все-таки не это было главной темой ее творчества. Пол является второстепенным обстоятельством, почти не важно, кто герой – мужчина или женщина. Гораздо важнее было заострить типы характеров, создать целостный образ героя. Персонажи Туве Янссон мудры, поэтичны, глубоки, как она сама, неслучайно, что личность писательницы зачастую угадывается в произведениях. Интересно, что зачастую в прозе Туве Марики присутствуют две женщины, абсолютно разные, стоящие на противоположных полюсах. Но для Янссон требовались именно две героини, чтобы изобразить целостную натуру.

Одной из тем, которая постоянно появляется в прозе Туве – мир Искусства. Многие из ее одержимых какой-либо миссией героев – творческие натуры. Она поднимает такие темы как вдохновение художника, его мораль, эгоизм, психологическое состояние творца.

Писательницу по-прежнему волновали человеческие взаимоотношения, одиночество, страх, путешествия и возвращения, катастрофы и пути ее предотвращения, страдания и возможность исцеления. Но появилась и новая тема – тема старости, увядания человеческой жизни, связанная с изменениями личности и трудностями общения. Однако, сама Туве считала, что «когда ты благословлён любовью», окружен вниманием и общением, то ты спасен.

Туве Марика была внимательна к своим близким, умела сострадать, сочувствовать, становиться на сторону другого человека, жить мыслями и желаниями близких, но в своих произведениях никогда не давала четкого объяснения поступков своих героев, четкого описания всех обстоятельств их жизни. Всегда что-то оставалось недосказанным. В этом отражалась ее последовательность собственному принципу, который она высказала в речи 1966 года при получении Международной золотой медали Андерсена: дать читателю возможность домыслить, понять нечто самому, не высказывать все до конца, что-то недоговорить. И хотя в то время этот постулат относился к детской литературе, ему нашлось место и во взрослых произведениях: Туве Янссон считала, что есть тропинка, где писатель, высказав уважение к читателю, останавливается, и тот продолжает свой путь один.

Во взрослой литературе Туве Марика Янссон пыталась раскрыть всегда интересовавшие ее темы новыми выразительными средствами, но решение всегда было одно – труд души, оптимизм, фантазия и воображение, которые способны изменить мир и поднять человека над реальностью. Туве верила, что все-таки беззаботный и счастливый Мумидол существует и туда может попасть каждый.

 

Светлана Волкова

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ