Я школяр в этом лучшем из миров / Омар Хайям/
Легендарный мудрец Востока.
Один из самых цитируемых в нашей газете авторов – Омар Хайям. Давно знаю и люблю его уникальные рубаи, открыла их для себя еще в школе, какие-то выписывала в свою поэтическую тетрадь, какие-то всегда держу в голове… Прошло тысячелетие, а его простые и мудрые слова актуальны и сегодня, для всех и каждого. Люди не изменились, также подвержены страстям, учимся на своих ошибках, боремся с собой и миром…
А вот кем он был, как прожил свою жизнь, как достиг такого понимания жизни? Откуда эта мудрость?
Мы все его знаем по оригинальным философско-лирическим четверостишиям, полных юмора, лукавства и дерзости.
А оказывается, он был выдающимся математиком и астрономом, физиком и философом, пережил периоды почета при дворе Султана Мелик-Шаха Iи годы бедности, руководил обсерваторией и работал в книгохранилище (библиотекарь?), учился сам и учил других…
Страницы биографии
Родился он в семье торговца в городе Нишапуре в 1048 году. (670 км к востоку от Тегерана). В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.
Хайям прекрасно разбирался в мусульманском законодательстве, знал философию. Он с молодых лет стал знаменитым в Иране знатоком Корана, поэтому к нему обращались за помощью в трактовке некоторых особо затруднительных положений и строк.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.
В 16 лет потерял родителей. Юноша получил квалификацию врача и уехал в Самарканд. В те времена это был один из крупнейших научных центров мира. По прошествию нескольких лет молодой Омар переехал в Бухару. В этом городе он прожил 10 лет и написал много серьёзных работ по математике.
Затем для Хайяма наступил очень плодотворный 18-летний период. Он был приглашён в город Исфахан (340 км к югу от Тегерана). В то время это была столица могущественного сельджукского султаната. Во главе державы стоял Мелик-шах. Его главный визирь Низам аль-Мульк лично порекомендовал владыке взять в своё окружение молодого и умного мужчину, и очень скоро Омар стал духовным наставником грозного султана и возглавил дворцовую обсерваторию.
Именно на эти годы пришлись основные работы по астрономии и математике. Он разработал методы решений квадратных и кубических уравнений, дал определение алгебре как науке, рассмотрел вопросы, касающиеся иррациональных чисел. В астрономии он разработал солнечный календарь. Тот был точнее юлианского календаря и лёг в основу иранского календаря, который по сей день используется в Иране и Афганистане.
Но, как следует из жизненной практики, счастье и благополучие редко длятся долго. В 1092 года Мелик-шах умер. За месяц до этого был убит исмаилитами Низам аль-Мульк. Уже немолодой учёный остался без покровителей. Султаном был провозглашён сын почившего повелителя Махмуд. Но мальчику было всего 5 лет, поэтому всю власть сосредоточила в своих руках его мать Туркан-хатун. Для неё астрономия и математика были пустым звуком. Омара Хайяма понизили до должности лечащего врача, а за работу в обсерватории стали платить ничтожное жалование.
В 1097 году служба учёного при дворе закончилась. Столица была перенесена в город Мерв, и обсерватория в Хорасане потеряла своё главенствующее значение. Вскоре она была закрыта, и учёный оказался не у дел. В преддверии старости его выгнали на улицу, не дав никакого пенсионного содержания.
О дальнейшем периоде жизни выдающегося мудреца Востока известно очень мало. Есть информация, что Омар стал вольнодумцем. Служители ислама даже приравняли его к вероотступникам. Чтобы хоть как-то оправдаться в их глазах, пожилой учёный совершил паломничество в Мекку.
Последние годы жизни почтенный старец прожил в Нишапуре. Лишь изредка он посещал Балху и Бухару. Жил на те деньги, которые зарабатывал преподавательской деятельностью в медресе. Он регулярно встречался с различными философами и учёными. Те сами искали встречи, чтобы вступить с ним в научные диспуты. У старца было несколько учеников.
Что же касается семейной жизни, то Омар Хайям ни разу не женился и не имел детей. Всю свою жизнь этот удивительный человек посвятил науке.
Омар Хайям умер 4 декабря 1131 года. Есть красивая легенда о том, как умер Хайям. Изучая трактат Ибн Сины (Авиценны), которого Омар очень почитал и называл своим учителем, и дойдя до главы "Единое и множественное", Хайям вложил между двумя листами золотую зубочистку и сказал: "Позовите праведных, чтобы я произнес свое завещание". Сделав это, он встал и помолился. Его последней молитвой было: "О Боже, Ты знаешь, что я познал Тебя в меру своих сил. Прости мои грехи. Мое знание Тебя - мой путь к Тебе". После этого он умер.
Хайяма похоронили на его родине, в Нишапуре, где, как он и пророчил, фруктовые деревья теперь осыпают цветами его могилу...
Омар Хайям прожил долгую и интересную жизнь, но быстро был забыт потомками. Вспомнили о нём лишь в XIX веке, благодаря английскому поэту Эдварду Фицджеральду (1801-1883). Тот стал переводить четверостишия, так называемые рубаи, знаменитого учёного.
Литературное творчество
В настоящее время имя Хайяма связано в первую очередь с четверостишиями, наполненными глубоким смыслом. Основным отличием их написания является наличие авторского «Я» - лирического героя, который является простым смертным, не совершим ничего героического, но размышляющим о жизни и судьбе.
Краткость и понятность – вот основные стилистические черты Хайяма, которые выделяют его стихи.
Есть теория, что в его рубаи зашифрованы более глубокие знания мироустройства, на поверхности один смысл для «взрослых детей», а внутри другой.
Благодаря поэтическому творчеству имя Омара Хайяма известно во всем мире, он один из величайших умов и философов Востока, на его стихах учатся жизни все новые поколения учеников, постигая себя, мир и Бога.
«Дарить себя – не значит продавать,
И рядом спать – не значит переспать.
Не повторить – не значит не понять,
Не говорить – не значит не узнать.
Не значит не увидеть – не смотреть
И не кричать – не значит не гореть,
И промолчать, и не найти ответ —
Две вещи разные, в них родственного нет.
Стоять совсем не значит не лететь,
И замолчать – не значит умереть,
И замереть, когда увидишь смерть —
Не значит унижение стерпеть. …
Бежать во мрак – не значит уходить,
И отпустить – не значит упустить,
Не отомстить – не значит все простить,
И порознь быть – не значит не любить.
Сказать „люблю” – не значит полюбить,
Сказать “прощу” – не значит все простить,
Сказать „уйду” – не значит навсегда,
И “не прощу” – не значит никогда.
Идти с другим – не значит быть чужой,
И рядом он – не значит он родной,
И без тебя – не значит не с тобой,
Любить тебя – не значит, что ты мой…
И ты с другой – не значит ты любим,
И я с другим – не значит ты забыт,
Не вместе мы – не значит не хотим,
Ведь ты с другой, а значит я с другим!
И этот бред не значит ничего,
И ты прочтешь – не значит ты поймешь…
Я не уйду, а значит никогда,
Ведь я люблю, а значит навсегда.»
Комментарии
Но может третья сила есть, что движет нас вперёд?
Её мы ищем,задаясь вопросом,
Подняв глаза в бездонный небосвод.
Ведь мир без красок делает безликим!
RSS лента комментариев этой записи