интернет-клуб увлеченных людей

 

 

Александр Херсонов.

Возвращение Дмитрия Пожарского.

Мистика – не мистика, но нечто мистическое  в этом  усматривается.

От автора. В номере  журнала  «Грани Эпохи» (№ 80) читатель ознакомился с основательной и многосложной  работой  , посвященной  подвигу воеводы  Дмитрия Пожарского ,  поднявшего русский  народ на освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков .  Казалось бы,  всё, тема    исчерпана. Но,  не тут, то было.  В начале 2020  года автор  совершил туристическую поездку в  славный город Суздаль , где неожиданно  для себя встретился …с   героем публикации. Вернее, с  бюстом   Дмитрия Пожарского,  сооруженным  перед входом в  Спасо-Евфимеев монастырь, где нашёл  последний приют  народный герой. И это было  только начало... 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Внешний вид крепостных стен Спасо-Евфимеева монастыря.

*Все фото  выполнены автором.

Центральной частью монастыря является Спасо-Преображенский собор, рядом с которым  и похоронен  прославленный воевода (5).  

Изучая схему  размещения  построек , прежде всего определил место захоронения и памятника-часовни Дмитрия Пожарского   (№ 6,7).

И новая приятная  неожиданность. Направляясь к месту священного захоронения,  оказался  окружён  чарующими звуками чудесного перезвона колоколов.

 

Спасо-Преображенский собор.

Выяснилось, что подобные духовные  «концерты» происходят  в начале каждого часа и мне дважды удалось насладиться  символическим «приветом» от  героя-воеводы. При желании в сопровождении  гида можно  было подняться на колокольню и «вживую» посмотреть нелёгкую профессиональную работу звонаря.

 

 

Место родовой усыпальницы князей Пожарских.

 

 Мавзолей Дмитрия Пожарского.

 

 

 Спас Вседержитель. 1867- 1869

Мозаичная икона  с фронтона Мавзолея Пожарского. Художник М.Хмелевский по рисунку академика А.Бейдельмана.

 

 Внутренние стены Спасо-Преображенского  собора  содержат уникальные фресковые росписи  Гурия Никитина (1689 г).

 


 

 

 Разглядывая росписи стен и пытаясь угадать сюжеты  изображений, прихожу к выводу, что понимаю лишь один сюжет: в правом нижнем углу   изображена картина побития грешницы камнями…

 

Рака Преподобного Евфимия Суздальского.

Но  за что предоставлена  высокая честь Евфимию суздальскому  (1316-1404) , если его именем называли грандиозное  монастырское сооружение? Не трудно догадаться, что  Преподобный Евфимий являлся   основателем и первым  настоятелем Спасо- Преображенского собора  , вокруг которого  разросся величественный  монастырь. Следует заметить, что  Евфимий  собеседовал с  Сергией Радонежским  и являлся пострижеником  святителя Дионисия.

 

Но вернёмся к  герою повествования, князю Дмитрию Пожарскому.


Закладной камень с мавзолея Дмитрия Пожарского. 1863 г.

 

 

 

 


 Однако,   перейдём к делам ратным.

 

Из грамоты Д.Трубецкого и  Д.Пожарского в Ярёнск  воеводе Янову в октябре 1612 года.

 

Карта похода Минина и Пожарского  в 1612 году.

 

 Примитивное вооружение и отсутствие надёжной защиты требовало  большего  личного мужества и стойкости  ратников .

 

 

В  последний день.

В последний день пребывания  в Суздале, когда до отъезда оставалось  считанные часы ,  неожиданно для себя  принял решение обойти окрестности вокруг места  проживания. Бродяжничая ,  разглядел вдали  еле различимое  скульптурное сооружение. А подойдя поближе, обнаружил памятник, посвящённый  съёмочной группе кинофильма «Андрей Рублёв».

Википедия:«Андре́й Рублёв (около 1360[5] — 17 октября 1428Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных».

Кинофильм «Андрей Рублёв» ( первоначальное название «Страсти по Андрею»)  был снят Андреем Тарковским   в 1962 году .

 

Так, между двумя историческими явлениями русского духа,  связанными с именем «Андрей Рублёв»,   нашло  законное место   духовное явление с  именем  «Дмитрий Пожарский». Временная цепочка выглядит примерно так:  1420 год – 1620 год - 1960 год.

Но вернёмся к мысли автора о мистической подоплёке поездки в Суздаль и связанных с этим событиях. Надо признаться,  в Суздале   для меня имеется мощный  человеческий духовный фактор. И, тем не менее,  мог ли я не поехать в 2020 году в Суздаль?  Мог бы.  Поскольку о поездке  в Суздаль до 2020 года даже  и не думал. Однако,  поехал. Древний город словно  «позвал» в дорогу,   неощутимо  напомнил о себе , «притянул» духовным  магнитом к   историческим стенам. И , как  оказалось, «притянул»  ко  временам Дмитрия Пожарского.  Конечно, нет ничего  удивительного, а тем более мистического  в том, что фильм «Андрей Рублёв» снимался именно в Суздале. Это естественно и вполне объяснимо.

Удивительно другое. Как и чем  объяснить, что перед  тем,  как  покинуть  суздальские  места, неведомая сила  повернула  ноги к едва различимой издалека  скульптурной композиции?  Напомнила о гениальном иконописце «Андрее Рублёве»  и не менее гениальном кинорежиссёре Андрее Тарковском. Мысленно заставила  уйти  от времён  Дмитрия Пожарского на 200 лет  вглубь русской истории. Во времена Андрея Рублёва , в историю  борьбы русского духа,  обозначив три узловых момента её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии   

#1 RE: Возвращение Дмитрия Пожарского.Александр Херсонов 08.07.2020 13:49
Ай, да Пушкин, ай да молодец!

Добавить комментарий