Александр Херсонов.
Возвращение Дмитрия Пожарского.
Мистика – не мистика, но нечто мистическое в этом усматривается.
От автора. В номере журнала «Грани Эпохи» (№ 80) читатель ознакомился с основательной и многосложной работой , посвященной подвигу воеводы Дмитрия Пожарского , поднявшего русский народ на освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков . Казалось бы, всё, тема исчерпана. Но, не тут, то было. В начале 2020 года автор совершил туристическую поездку в славный город Суздаль , где неожиданно для себя встретился …с героем публикации. Вернее, с бюстом Дмитрия Пожарского, сооруженным перед входом в Спасо-Евфимеев монастырь, где нашёл последний приют народный герой. И это было только начало...
Внешний вид крепостных стен Спасо-Евфимеева монастыря.
*Все фото выполнены автором.
Центральной частью монастыря является Спасо-Преображенский собор, рядом с которым и похоронен прославленный воевода (5).
Изучая схему размещения построек , прежде всего определил место захоронения и памятника-часовни Дмитрия Пожарского (№ 6,7).
И новая приятная неожиданность. Направляясь к месту священного захоронения, оказался окружён чарующими звуками чудесного перезвона колоколов.
Спасо-Преображенский собор.
Выяснилось, что подобные духовные «концерты» происходят в начале каждого часа и мне дважды удалось насладиться символическим «приветом» от героя-воеводы. При желании в сопровождении гида можно было подняться на колокольню и «вживую» посмотреть нелёгкую профессиональную работу звонаря.
Место родовой усыпальницы князей Пожарских.
Мавзолей Дмитрия Пожарского.
Спас Вседержитель. 1867- 1869
Мозаичная икона с фронтона Мавзолея Пожарского. Художник М.Хмелевский по рисунку академика А.Бейдельмана.
Внутренние стены Спасо-Преображенского собора содержат уникальные фресковые росписи Гурия Никитина (1689 г).
Разглядывая росписи стен и пытаясь угадать сюжеты изображений, прихожу к выводу, что понимаю лишь один сюжет: в правом нижнем углу изображена картина побития грешницы камнями…
Рака Преподобного Евфимия Суздальского.
Но за что предоставлена высокая честь Евфимию суздальскому (1316-1404) , если его именем называли грандиозное монастырское сооружение? Не трудно догадаться, что Преподобный Евфимий являлся основателем и первым настоятелем Спасо- Преображенского собора , вокруг которого разросся величественный монастырь. Следует заметить, что Евфимий собеседовал с Сергией Радонежским и являлся пострижеником святителя Дионисия.
Но вернёмся к герою повествования, князю Дмитрию Пожарскому.
Закладной камень с мавзолея Дмитрия Пожарского. 1863 г.
Однако, перейдём к делам ратным.
Из грамоты Д.Трубецкого и Д.Пожарского в Ярёнск воеводе Янову в октябре 1612 года.
Карта похода Минина и Пожарского в 1612 году.
Примитивное вооружение и отсутствие надёжной защиты требовало большего личного мужества и стойкости ратников .
В последний день.
В последний день пребывания в Суздале, когда до отъезда оставалось считанные часы , неожиданно для себя принял решение обойти окрестности вокруг места проживания. Бродяжничая , разглядел вдали еле различимое скульптурное сооружение. А подойдя поближе, обнаружил памятник, посвящённый съёмочной группе кинофильма «Андрей Рублёв».
Википедия:«Андре́й Рублёв (около 1360[5] — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных».
Кинофильм «Андрей Рублёв» ( первоначальное название «Страсти по Андрею») был снят Андреем Тарковским в 1962 году .
Так, между двумя историческими явлениями русского духа, связанными с именем «Андрей Рублёв», нашло законное место духовное явление с именем «Дмитрий Пожарский». Временная цепочка выглядит примерно так: 1420 год – 1620 год - 1960 год.
Но вернёмся к мысли автора о мистической подоплёке поездки в Суздаль и связанных с этим событиях. Надо признаться, в Суздале для меня имеется мощный человеческий духовный фактор. И, тем не менее, мог ли я не поехать в 2020 году в Суздаль? Мог бы. Поскольку о поездке в Суздаль до 2020 года даже и не думал. Однако, поехал. Древний город словно «позвал» в дорогу, неощутимо напомнил о себе , «притянул» духовным магнитом к историческим стенам. И , как оказалось, «притянул» ко временам Дмитрия Пожарского. Конечно, нет ничего удивительного, а тем более мистического в том, что фильм «Андрей Рублёв» снимался именно в Суздале. Это естественно и вполне объяснимо.
Удивительно другое. Как и чем объяснить, что перед тем, как покинуть суздальские места, неведомая сила повернула ноги к едва различимой издалека скульптурной композиции? Напомнила о гениальном иконописце «Андрее Рублёве» и не менее гениальном кинорежиссёре Андрее Тарковском. Мысленно заставила уйти от времён Дмитрия Пожарского на 200 лет вглубь русской истории. Во времена Андрея Рублёва , в историю борьбы русского духа, обозначив три узловых момента её развития.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи