Любови Калининой

 

 

 

Л. Калинина.

Терпимость сердца и сознания.

        Сколько нас! И каждый человек - это маленькая Вселенная, со своими чувствами, мыслями, сознанием, со своими привязанностями и антипатиями… Но ведь живём мы в мире едином, мире, который сотрясается от катаклизмов и бед, которые затрагивают целые народы. Да, мы сочувствуем, и сопереживаем, пропуская чужую боль через сердце своё, ибо, как иначе! Но совершенно забываем, что в жизни повседневной, зачастую, сами являемся источником диссонанса и раздражения для другого человека, внося хаос в его сердце и сознание. Речь идёт о нетерпимости к другому мнению, поступку, другому укладу внешней и внутренней жизни человека. И из-за этого, казалось бы, такого незначительного, всплеска непонимания и отторжения вырастает большая беда и разрушающие конфликты.

       Резкое слово ранит другое сердце, а сознание мгновенно закрывается для диалога, занимая ответно агрессивную позицию. И там, где можно было бы достичь понимания и единения, пролегает пропасть, преодолеть которую в дальнейшем будет непросто, а то и невозможно. Корни  нетерпимости и резкости, а порой, и откровенной грубости, произрастают из сердца, поражённого эгоизмом и самостью. Такое сердце слышит только себя, считая своё мнение единственно верным и непогрешимым. А как же канон: «Господом твоим»?! Да, его  часто произносят, но есть ли понимание того, что этот канон говорит о любви и открытости одного сердца другому, о понимании другого сердца и принятии его таким, какое оно есть? Сердце, несущее в себе любовь ко всему сущему, никогда не позволит себе нетерпимости, а тем более грубости, ибо оно понимает, что у каждого человека свой путь, и своя ступень развития сердца и сознания, ведь каждый идёт по земле, накапливая свой, и только свой, жизненный опыт. Такое сердце никогда не бросит ядовитое семя непримиримости в другое сердце. Оно будет пытаться понять истоки разногласий, дабы тактично попытаться достигнуть взаимопонимания. Ни горячность, ни громкость голоса не являются доказательствами правоты; тихая, уравновешенная речь имеет более весомый аргумент. Да, есть столь агрессивные сознания, диалог с которыми просто невозможен. Но, к счастью, это скорее исключение, нежели правило.

       Терпимость сердца определяет и терпимость сознания. И как важно воспитать терпимость сознания, дабы оно могло прикасаться к разным граням Бытия! А каждый человек, его сердце и сознание и есть индивидуальная грань Бытия со своим мироощущением и миропониманием. Нет двух одинаковых индивидуальностей! И даже при схожести чувствований, мыслей каждая индивидуальность придаёт им свой, и только ей присущий, оттенок, ибо сердце каждое трудится в лаборатории земной и ведёт человека, только ему одному присущим путём. Полнится Чаша веков обретаемым опытом, а сердце, в процессе обретения, формирует своё отношение  к Бытию. Разным может быть это отношение неудовлетворённым, и тогда сердце ищет и стремится обрести путь, который поведёт его к новым духовным высотам, наполнив Светом и радостью земную жизнь; либо полностью погрузившемся в материю, где все интересы жизни земной сосредоточены на получении и накоплении всё новых и новых материальных ценностей, в виде имущества, денег, власти. Сколько оттенков этого отношения, как безгранична палитра этих тонов и полутонов!

       Одновременно, обретённый потенциал сердца формирует потенциал сознания, ибо не может терпимое и тактичное сердце иметь нетерпимое сознание, и наоборот. Сердце определяет грань соприкосновения с другим сердцем, а сознание выражает суть этого соприкосновения. И чем выше культура сердца, чем больше его духовный потенциал, тем сердце более терпимо и тактично по отношению к другому сердцу, тем большей терпимостью обладает сознание человека.

       Воспитание терпимости сознания напрямую связано с воспитанием терпимости сердца. Когда сердце наполнено любовью ко всему сущему, то терпимость не отделима от любви. Если сердце учится любить, то пусть начнёт с воспитания терпимости. Сердце интеллигентное, обладающее терпимостью, всегда найдёт нужную точку соприкосновения с любым сердцем, с любым сознанием, ибо тонко чувствует соизмеримость даяния. Как важно не отторгнуть подошедшего, став в позу «всезнающего» и «всепостигшего», а согреть нуждающееся сердце пониманием, теплотой так, чтобы и сердце его, и сознание открылись для диалога, чтобы человек обрёл утешение и силы для дальнейшего пути. В каждом из нас есть и хорошее, и не очень, и высветлить в другом человеке всё лучшее, на что способно его сердце, можно только подойдя к нему с желанием понять, а значит - с терпимостью.

       Это и будет Господом твоим!

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ