А. Херсонов.
Возвращение Владимира Высоцкого.
25 января 2018 года выдающемуся поэту, барду и актёру исполнилось бы 80 лет.
Первая встреча.
…Летом 1968 года автор этих строк перешёл на 2-й курс факультета естествознания Краснодарского пединститута. Предстоял переезд на жительство с частной квартиры в студенческое общежитие. Получив ордер на вселение, в поиске нужной комнаты иду по длинному коридору общежития. Неожиданно из приоткрытой двери доносится залихватское: «Выходили из избы здоровенные жлобы, порубили все дубы на гробы…». Спрашиваю встречного студента: «Это кто же так поёт»? На что следует ответ: «Так это же Высоцкий! Что, раньше не слышал?».
Закон жизни.
Это была первая встреча с творчеством человека по фамилии «Высоцкий». В тот день я не знал, не мог знать, что творчество В.Высоцкого пройдет «весомо, грубо, зримо» по всей моей жизни. В тот день я не мог знать, что образ поэта-бунтаря, уникальность самой личности оставят на мне неизгладимый отпечаток. И хочется верить, пусть в самой малой мере, станут частью меня самого. Однако, время безжалостно… Оно запрещает оглядываться на прошлое, возвращаться в прошлое, жить в прошлом. Только в будущее! И это касается всех и каждого. Следы жизни великих исчезают так же, как и самых простых людей. Таков закон жизни. Послевоенное поколение, к которому принадлежит автор, спустя почти три десятилетия, помнит и чтит Владимира Высоцкого. Наши дети кое-что «слышали» о В.Высоцком, а для внуков кумир 60-х уже не существует. Иные песни, иных героев ныне востребованы жизнью…
Второй, после Юрия Гагарина.
Из энциклопедии: «Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве (1964—1980). Владимир Высоцкий сыграл более 20-ти ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе как актёра являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».
Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под русскую семиструнную гитару.
По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведённый ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века».
Человек из… прошлого.
Тот, кто хорошо знаком с творчество барда, согласится с тем, что в песнях В.Высоцкого повсеместно отражена память о прошлом, что поэт не относится к «Иванам, не помнящим родства». Завидная особенность характера проявилась в творчестве В.Высоцкого и по отношению к родителям, и по отношению к участникам Великой Отечественной войны, и по отношении к истории России. Память о прошлом, отражена В.Высоцким не только в песнях, но и в театральных постановках, в ролях, сыгранных в кино. Важно понимать и то, что особенность характера В.Высоцкого находит подтверждение при рассмотрении микрокосма рождения.
Согласно астрологическому документу, жизненная и творческая энергия представляется картиной-символом 5-го градуса знака «Водолей» и называется «Совет предков подтверждает усилия молодого бойца». В чём следует усматривать «корни прошлых действий , поддерживающие и дающие силу решению, принятому индивидуумом в критической ситуации».
Если учесть, что почти каждый день жизни В.Высоцкого являл «критическую ситуацию», и творческую, и личностную, то за разрешением критической ситуации поэту следовало обращаться к прошлому, «находя опору в предшественниках, чтобы извлечь силу из самых глубочайших корней».
Таков вердикт в отношении картины-символа психоаналитика Дэйна Радьяра (1, стр.205).
Отсюда следует вывод: В.Высоцкий являлся поэтом и актером глубоким, достающим «до самых корней, до сердцевины». В этом заключалась сила и убедительность творчества В.Высоцкого. В этом заключается долговременная память о барде и актёре .
«Привечает царь, да не жалует псарь…»
При жизни к В.Высоцкому относились по разному. Как говорится, в меру собственных достоинств и собственных недостатков. Люди достойные подходили к кумиру с букетами цветов, просили автограф, старались запечатлеться рядом со знаменитостью. Люди недостойные, завистники и просто негодяи, прокалывали шины «мерседеса», «стучали» в ОБХСС на левые концерты, за неимением своих, считали деньги в чужом кармане. Клеветали и очерняли. Распускали немыслимые слухи. Всемерно портили и так не простую жизнь.
Но неизмеримо больше находилось людей, которые с уважением и даже с любовью относились к личности В.Высоцкого. Видели в нём ЯВЛЕНИЕ Времени, человека-борца, человека «свободы, равенства и братства», человека Эры Водолея. Человека, который выбрал единственно достойный мужчины путь: «выбираться своей колеёй». О симпатиях и антипатиях поэт рассказал в стихотворении «Я не люблю…». Перечитайте.
И если «люблю и не люблю » В.Высоцкого совпадут хотя бы с частью ваших личных «люблю и не люблю», то можете быть спокойны. С вами всё в порядке.
Человек, отмеченный Санта-Клаусом.
Рассмотрев символику микрокосма, попробуем проникнуть в тайну рождения Владимира Высоцкого.
Картина-символ Момента рождения занимает 2 градус знака «Близнецы», в которой « Санта-Клаус незаметно наполняет чулки, висящие перед камином».
Что же стоит, за столь благостной картиной? Оказывается, не что иное, как «награждённая вера в духовное благословение» (1, стр.77).
Вдумаемся в выявленный тезис тайнознания: В.Высоцкий глубоко верит в то, что получил свыше духовное благословение. И за веру в духовное благословение должен получить награду. Психоаналитик поясняет: «Распространённая аллегория относится к духовному благословению, приходящему к «чистым сердцам, сознание которых подобно детскому». Кроме того, мы узнаём, что В. Высоцкий обладал «чистым сердцем», незамутнённым жизнью сознанием.
Итак, установлено, что В.Высоцкий получил «духовное благословение» свыше. О чём нетрудно догадаться, имея в виду известные строки:
«Мне меньше полувека - сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним».
Тому, кто получил «духовное благословление», безусловно придётся отчитываться и оправдываться перед Всевышним. И В.Высоцкий знал, что его отчёт и оправдание будут приняты…
«Я это никогда не полюблю…»
Власти от культуры относились К В.Высоцкому с недоверием , насторожено, по принципу «как бы чего не вышло». Уж больно не укладывался поэт и бард в русло принятых догм соц.культуры. В творчестве барда проглядывало исконное, народное, а значит бунтарское. Проглядывало не согласное с искусственными и трафаретными установками власти.
В.Высоцкий тонко чувствовал время, обладал чувствознанием, а потому явился пророком будущего. О подлинном поэте Михаил Дудин написал знаменательную строку: «Он самый первый на планете всех революций слышит шаг…» . За десятилетние до роковых исторических событий, услышав первые шаги перестройки, В.Высоцкий пророчески признался: «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю…».
Перемены и впрямь ожидались большими, неожиданными, катастрофическими: падение рождаемости, вымирание населения, разгул криминала, незаконная приватизация собственности, обрушение финансов, обнищание народа…
Сбылось пророчество В.Высоцкого и в отношении себя самого: «Я, конечно, вернусь…». И вернулся. Несмотря на то, что давно уже наступили новые времена и звучат новые песни.
«Люблю я родину, но странною любовью…».
В.Высоцкому не давали больших площадок для концертных выступлений. Он не был громогласным певцом, певцом-трибуном, оратором «призыва» и «агитки». В.Высоцкий слыл певцом народа. Пел для народа, оттого был понимаем и уважаем народом. Певцом знающим жизнь, влюблённым в жизнь и, это знание и любовь щедро отдающим слушателю. Чаще негромким, задушевным, зачастую интимным. С изрядной долей чувства сатиры и юмора. Даже когда «рычал и хрипел», даже когда ёрничал, даже когда «отказывали тормоза»...
Это о таких певцах, как В.Высоцкий Евгений Евтушенко сказал: «Голос - это душа, а не просто лужёное горло». Душа В.Высоцкого постоянно стремилась к общению с душой зрителя и слушателя. Многотысячные стадионы , «где миллион меняют по рублю», не были его аудиторией. В.Высоцкий нуждался в духовном общении, а в многотысячной толпе духовность не ночевала.
В.Высоцкий любил родину. Но не на показ, не крикливо, не театрально, при этом любуясь своей любовью. Любил родину душевно, интимно, данным от Бога талантом.
Любовь к родине бард выразил в песнях военной тематики, где встают образы людей бесстрашных, верных, честных, уверенных в правоте дела, которому служат. Мужские качества, безусловно, были заложены и в самом В.Высоцком. Барду хотелось, чтобы слушатели «подражали» героям его песен. Замысел В.Высоцкого «сработал» и каждый, кто сердцем воспринял творчество, сделался справедливее, мужественнее, честнее. За что В.Высоцкому от народа низкий поклон. За что и поставлен в Москве памятник…
Обратная сторона везения.
В.Высоцкому повезло в том смысле, что расцвет певческого и поэтического таланта пришёлся на период наступления в СССР «эры» кассетного магнитофона. Возможность записать песню на портативный магнитофон, прославила певца. Донесла песни, «до самых до окраин». Вошедший в моду магнитофон-«малыш» сделал певца известным и популярным. Отдельно стоящим от иных певцов, от иных бардов. Известно, люди, «выходящее из ряда вон», не вписывались в рамки стандарта и в СССР отвергались. И осуждалось: « Что, ему больше всех надо?».
К концу жизни невероятная популярность стала угнетать В. Высоцкого. Бард уставал от суеты, ажиотажа, пересудов, сплетен вокруг его имени. От того, что повсюду «наливали рюмку», считали «свойским парнем», требовали к себе уважения… Вот и случилось нехорошее: народ вознёс В.Высоцкого до небес и народ же сбросил В.Высоцкого на грешную землю. По существу убил. В последние годы жизни бард возненавидел собственный хрипящий голос…
Толпа и поэт.
Уж, слишком уверенно и напористо бард «выбирался своей колеёй». Что было не по нраву собратьям по поэтическому цеху. Многие из известных поэтов 60-70 х. годов относились к В.Высоцкому снисходительно, за «настоящего» поэта не считали. Готовы были отечески похлопать по плечу: «Давай, Володя, твори, но, ты же, сам понимаешь…». В поэтическом таланте В.Высоцкому отказывали. Они были сами по себе, В.Высоцкий был сам по себе. И, где-то были правы! Таким поэтам В.Высоцкий был неровня. Он был намного выше. Не удивительно, что при жизни поэт не увидел сборника своих стихотворений. Не подержал в руках книгу, труд мучительных и бессонных дней и ночей. Один лишь Роберт Рождественский отозвался о поэте уважительно, как равный. Отдавая дань профессионализму поэта В. Высоцкого, именитый поэт цитировал понравившиеся строчки, видя в них самобытность и высокое мастерство:
«Мы говорим не "штормы", а "шторма" –
Слова выходят коротки и смачны:
"Ветра" - не "ветры" - сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.
Мы на приметы наложили вето –
Мы чтим чутье компасов и носов.
Упругие тугие мышцы ветра
Натягивают кожу парусов».
Человек , с опорой на традицию.
Сомнительная репутация, сомнительная слава… Такого мнения о В.Высоцком-творце придерживались ответственные «культурные» деятели СССР. Но, что на этот обнаружит микрокосм рождения? Слава и репутация В.Высоцкого представлены 5-м градусом знака «Козерог» и картиной-символом: «Прилавок с красивыми коврами» (1, стр.189) .
Из расшифровки картины становится ясно, что символ имеет прямое отношение к деятельности В.Высоцкого: «Использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа».
Символ обнаруживает «прекрасный продукт вдохновенной и мастерски усердной групповой деятельности, подчёркивая ценность опоры на традицию».
«Как , групповой деятельности», спросит читатель? Но не следует сказанное понимать буквально. Творчество В.Высоцкого было глубоко индивидуально. Речь в символе идёт об опоре на традицию. На достижения предшественников. Так, как это звучит в знаменитом изречении И.Ньютона: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». В многообразном творчестве В.Высоцкий так же «стоял на плечах гигантов», подчёркивая «ценность опоры на традицию». На духовную традицию.
Литература.
1. Дэйн Радьяр «Астрологическая мандала», Сампо, Москва, 2006