Александра Херсонова

 

А. Херсонов.

Возвращение Владимира  Высоцкого.  

25 января 2018 года   выдающемуся поэту, барду и актёру исполнилось бы 80 лет.

Первая встреча.

…Летом 1968 года автор этих строк  перешёл на 2-й курс  факультета естествознания Краснодарского пединститута.  Предстоял переезд на жительство  с частной квартиры в студенческое общежитие. Получив   ордер на вселение, в поиске нужной комнаты иду по длинному коридору общежития. Неожиданно  из  приоткрытой двери доносится залихватское: «Выходили из избы здоровенные жлобы, порубили все дубы на гробы…». Спрашиваю  встречного студента: «Это кто же  так поёт»? На что следует ответ: «Так это же Высоцкий! Что, раньше не слышал?».

Закон жизни.

 Это была первая  встреча с творчеством человека по фамилии «Высоцкий». В тот день я не знал, не мог знать, что творчество В.Высоцкого пройдет «весомо, грубо, зримо» по всей  моей жизни.  В тот день я не мог знать, что  образ поэта-бунтаря,  уникальность  самой личности оставят на  мне неизгладимый отпечаток. И хочется  верить, пусть в самой малой мере, станут частью меня самого. Однако,  время  безжалостно… Оно запрещает оглядываться на прошлое, возвращаться в прошлое, жить в прошлом.  Только в будущее! И это касается всех и каждого. Следы жизни великих исчезают так же, как и самых простых людей.  Таков закон жизни.   Послевоенное поколение, к которому принадлежит  автор, спустя почти три десятилетия,   помнит и чтит Владимира Высоцкого.  Наши дети кое-что «слышали» о В.Высоцком, а  для внуков  кумир 60-х  уже не существует.  Иные песни, иных героев  ныне  востребованы жизнью…

 Второй, после Юрия Гагарина.

 Из энциклопедии: «Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве (1964—1980). Владимир Высоцкий сыграл более 20-ти ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе как актёра являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»,  «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под русскую семиструнную гитару.

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году,  Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведённый ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий»,  а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века».

Человек  из… прошлого.

Тот,  кто хорошо знаком с  творчество барда, согласится с тем, что в песнях В.Высоцкого повсеместно отражена память о прошлом, что  поэт не относится к «Иванам,  не помнящим родства».  Завидная особенность  характера проявилась  в творчестве  В.Высоцкого и  по отношению к  родителям,  и по отношению к участникам Великой Отечественной войны, и по отношении к истории России. Память о прошлом, отражена В.Высоцким  не только в песнях, но и в театральных постановках, в ролях, сыгранных в кино. Важно понимать и то, что особенность  характера В.Высоцкого находит подтверждение при  рассмотрении микрокосма рождения.

 

Согласно астрологическому документу,  жизненная и творческая энергия  представляется картиной-символом 5-го градуса знака «Водолей»  и  называется «Совет предков подтверждает усилия молодого бойца». В  чём  следует  усматривать «корни прошлых действий , поддерживающие и дающие силу решению,  принятому индивидуумом в критической ситуации».

Если учесть,  что почти каждый день жизни В.Высоцкого являл «критическую ситуацию»,  и творческую, и личностную,  то за разрешением критической ситуации поэту следовало обращаться к прошлому, «находя опору в предшественниках, чтобы извлечь силу из самых глубочайших корней».

 Таков вердикт в отношении картины-символа психоаналитика Дэйна Радьяра (1, стр.205).

Отсюда  следует вывод: В.Высоцкий являлся поэтом  и актером глубоким, достающим «до самых корней, до сердцевины». В этом  заключалась сила и убедительность творчества В.Высоцкого. В этом заключается  долговременная память о барде и актёре .

 «Привечает царь, да не жалует псарь…»

При жизни к  В.Высоцкому относились по  разному. Как говорится,  в меру  собственных достоинств и  собственных недостатков. Люди достойные подходили к кумиру с букетами цветов, просили автограф, старались запечатлеться рядом со знаменитостью.  Люди недостойные, завистники и просто  негодяи, прокалывали шины  «мерседеса», «стучали» в ОБХСС на левые концерты,  за неимением своих, считали  деньги в чужом кармане. Клеветали и очерняли. Распускали  немыслимые слухи.  Всемерно портили  и так не простую жизнь.

Но  неизмеримо больше  находилось людей, которые с уважением и даже с любовью относились к личности В.Высоцкого. Видели в нём ЯВЛЕНИЕ Времени, человека-борца,  человека «свободы, равенства и братства», человека Эры Водолея.  Человека, который выбрал единственно  достойный мужчины путь: «выбираться своей колеёй». О симпатиях и антипатиях поэт рассказал в стихотворении «Я не люблю…». Перечитайте.

И если «люблю и не люблю » В.Высоцкого совпадут  хотя бы с частью  ваших личных  «люблю и не люблю», то можете быть спокойны. С вами всё в порядке.

Человек, отмеченный Санта-Клаусом.

Рассмотрев символику микрокосма, попробуем проникнуть в тайну рождения Владимира Высоцкого.

Картина-символ  Момента рождения занимает  2 градус знака «Близнецы», в которой « Санта-Клаус незаметно наполняет чулки, висящие перед камином».

Что же стоит, за столь благостной картиной?  Оказывается, не что иное, как  «награждённая вера в духовное благословение» (1, стр.77).

Вдумаемся в выявленный тезис тайнознания: В.Высоцкий глубоко верит в то, что получил свыше духовное благословение. И за  веру в духовное благословение должен   получить  награду.  Психоаналитик поясняет: «Распространённая аллегория относится к духовному благословению, приходящему к «чистым сердцам, сознание которых подобно детскому». Кроме того, мы узнаём, что В. Высоцкий обладал «чистым сердцем», незамутнённым жизнью сознанием.

Итак, установлено, что  В.Высоцкий получил «духовное благословение» свыше.  О чём нетрудно догадаться,  имея в виду известные строки:

«Мне меньше полувека - сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним».

 Тому, кто получил «духовное благословление», безусловно придётся  отчитываться и оправдываться перед  Всевышним. И В.Высоцкий знал, что его отчёт и  оправдание будут приняты…

«Я это никогда не полюблю…»

Власти от культуры относились К В.Высоцкому  с недоверием , насторожено,  по принципу «как бы чего не вышло». Уж больно не укладывался поэт и бард в русло принятых догм соц.культуры. В творчестве   барда проглядывало  исконное, народное, а значит бунтарское.  Проглядывало не согласное с   искусственными и трафаретными установками власти.

В.Высоцкий тонко чувствовал время, обладал чувствознанием,  а потому  явился пророком будущего.  О  подлинном поэте Михаил Дудин написал знаменательную строку: «Он самый первый на планете всех революций слышит шаг…» . За десятилетние до роковых исторических событий, услышав первые  шаги  перестройки,  В.Высоцкий пророчески признался: «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю…».

 Перемены и впрямь ожидались большими, неожиданными, катастрофическими: падение рождаемости, вымирание населения, разгул криминала, незаконная приватизация собственности, обрушение финансов, обнищание народа…

Сбылось  пророчество В.Высоцкого и в отношении себя самого: «Я, конечно, вернусь…». И вернулся. Несмотря на то, что  давно уже наступили новые времена и звучат новые песни.

«Люблю я родину, но странною любовью…».

В.Высоцкому не давали больших площадок для концертных выступлений. Он не был громогласным певцом, певцом-трибуном,  оратором «призыва» и «агитки».   В.Высоцкий слыл певцом народа.  Пел для народа, оттого  был понимаем и уважаем народом.  Певцом  знающим жизнь,  влюблённым в жизнь  и, это знание и любовь щедро отдающим слушателю.  Чаще  негромким, задушевным, зачастую интимным. С изрядной долей чувства сатиры и юмора.  Даже когда «рычал и хрипел», даже когда ёрничал, даже когда «отказывали тормоза»...

  Это о таких  певцах, как В.Высоцкий Евгений Евтушенко  сказал: «Голос - это душа, а не просто лужёное горло». Душа В.Высоцкого  постоянно стремилась к общению с душой  зрителя и слушателя. Многотысячные стадионы , «где миллион меняют по рублю»,  не  были   его аудиторией.  В.Высоцкий нуждался в духовном общении, а в многотысячной толпе  духовность не ночевала.

В.Высоцкий любил родину. Но  не на показ, не крикливо,  не театрально, при этом любуясь своей любовью.  Любил родину    душевно,   интимно,  данным от Бога талантом.

Любовь к родине  бард выразил в песнях военной тематики, где  встают образы  людей бесстрашных, верных,  честных, уверенных в правоте дела, которому  служат.  Мужские  качества, безусловно,  были заложены и в самом В.Высоцком. Барду хотелось, чтобы   слушатели  «подражали»  героям его   песен. Замысел В.Высоцкого «сработал» и  каждый, кто  сердцем воспринял  творчество, сделался   справедливее,  мужественнее,  честнее. За что В.Высоцкому от народа  низкий поклон. За что и поставлен в Москве памятник…

Обратная сторона  везения.

В.Высоцкому повезло в том смысле, что расцвет  певческого и поэтического таланта пришёлся на  период  наступления в СССР «эры» кассетного магнитофона.  Возможность записать песню на   портативный магнитофон, прославила певца.   Донесла  песни,  «до  самых до окраин».  Вошедший в моду  магнитофон-«малыш» сделал певца  известным и популярным. Отдельно стоящим от  иных певцов, от иных бардов. Известно,  люди,  «выходящее из ряда вон»,    не вписывались в рамки стандарта и  в СССР  отвергались. И осуждалось: « Что, ему больше всех надо?».

К концу жизни   невероятная популярность стала угнетать В. Высоцкого.   Бард  уставал от суеты, ажиотажа,  пересудов, сплетен  вокруг   его имени. От того, что повсюду   «наливали рюмку»,  считали «свойским парнем», требовали к себе уважения… Вот и случилось нехорошее: народ вознёс В.Высоцкого до небес и  народ же сбросил  В.Высоцкого  на грешную землю.  По существу убил. В последние годы жизни   бард возненавидел собственный хрипящий голос…

Толпа и поэт.

Уж, слишком уверенно  и напористо  бард «выбирался своей колеёй».  Что  было не по нраву собратьям по поэтическому цеху. Многие  из известных поэтов  60-70 х. годов относились к В.Высоцкому снисходительно, за «настоящего» поэта не считали.  Готовы были отечески похлопать по плечу: «Давай, Володя, твори, но,  ты же,   сам понимаешь…». В поэтическом таланте В.Высоцкому отказывали. Они были сами по себе, В.Высоцкий был сам по себе. И, где-то были правы! Таким поэтам  В.Высоцкий был неровня. Он был намного выше.  Не удивительно, что при жизни поэт не увидел сборника своих  стихотворений. Не подержал в руках книгу,  труд мучительных и бессонных дней и ночей. Один лишь Роберт Рождественский отозвался о поэте уважительно, как равный. Отдавая дань профессионализму поэта  В. Высоцкого,  именитый поэт цитировал понравившиеся строчки, видя в них  самобытность и высокое  мастерство:

«Мы говорим не "штормы", а "шторма" –

Слова выходят коротки и смачны:

 "Ветра" - не "ветры" - сводят нас с ума,

Из палуб выкорчевывая мачты.

 Мы на приметы наложили вето –

Мы чтим чутье компасов и носов.

 Упругие тугие мышцы ветра

 Натягивают кожу парусов».

 

 Человек , с опорой на традицию.

 

Сомнительная репутация, сомнительная слава… Такого мнения о В.Высоцком-творце  придерживались ответственные «культурные» деятели СССР. Но, что на этот обнаружит   микрокосм рождения?  Слава и репутация В.Высоцкого представлены  5-м градусом знака «Козерог»  и картиной-символом: «Прилавок с красивыми коврами» (1, стр.189) .

Из расшифровки  картины становится ясно, что символ  имеет  прямое отношение к  деятельности В.Высоцкого: «Использование культурного и художественного процесса для увеличения личного комфорта и престижа».

Символ обнаруживает  «прекрасный продукт вдохновенной  и мастерски усердной групповой деятельности, подчёркивая ценность опоры на традицию».

«Как , групповой деятельности», спросит читатель? Но не следует сказанное  понимать буквально. Творчество В.Высоцкого было глубоко индивидуально. Речь в символе идёт  об опоре на традицию. На достижения  предшественников.  Так, как это звучит в  знаменитом изречении И.Ньютона: «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов». В  многообразном творчестве В.Высоцкий так же «стоял на плечах гигантов», подчёркивая «ценность опоры на традицию». На духовную традицию.

Литература.

1.    Дэйн Радьяр «Астрологическая мандала», Сампо, Москва, 2006

  

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ