Александра Херсонова

 

 

 

А. Херсонов. 

Россия на «гранях сердца» русского поэта

 «Быть русским, любить Россию – это духовное состояние». /Михаил Пришвин/

Любовь поэта 

Из стихотворного признания М. Ю. Лермонтова: 

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой…

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её подобные морям.

                                         («Родина»)

 

Итак, Лермонтов любил Россию «не подчиняясь рассудку странною любовью». У Некрасова, в поэме «Кому на Руси жить хорошо», утверждается нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Но парадоксален поэт: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь».

У Александра Блока иная любовь к России:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот – она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Российская Венера Александра Блока.

В усадьбе Шахматово поэт устремляет взор к России:

И мнилась мне Российская Венера,

Тяжёлою туникой повита,

Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,

В чертах лица - спокойная мечта.

Она сошла на землю не впервые,

Но вкруг неё толпятся в первый раз

Богатыри не те, и витязи иные...

И странен блеск её глубоких глаз...

                                                     29 мая 1901г.

Отчего же туника России так тяжела? Загадочно звучит строка «она сошла на землю не впервые». Что имел в виду поэт? Ясно прочерчен тревожный образ России, без меры нерадостный, однако бесстрастный в чистоте и спокойной мечте. Нерадостным , он остаётся и по сей день и, думается, ещё долго пребудет таковым…

 

          Кто уследит в окрестном звоне,

Кто ощутит хоть краткий миг

Мой бесконечный в тайном лоне,

Мой гармонический язык?

Пусть всем чужда моя свобода,

Пусть всем я чужд, в саду моём…

                                              30 мая 1901г.

 

Одинок поэт в мучительных исканиях, в свободе предчувствовать Матерь Мира… И никому не дано понять, даже почувствовать толику того, что чувствует поэт, поскольку язык поэта заключён в «тайное лоно».

 

 Я знал, задумчивый поэт,

Что ни один не ведал гений

Такой свободы, как обет

Моих невольничьих Служений.

Заповеданных лилий

Прохожу я леса.

Полны ангельских крылий

Надо мной небеса.

Непостижного света

Задрожали струи.

Верю в Солнце Завета,

Вижу очи Твои.

                     22 февраля 1902г.

 

Поэт верит в Солнце Завета, видит в небесах задрожавшие струи непостижного света, видит ангельские крылья и очи Матери Мира.

Знаменитое блоковское: «Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами!» лучше понимается, когда читаешь в письме Е.И.Рерих:

«Психология русского народа представляет собой необычный синтез, связывающий психологию Запада и Востока. Мы настолько же азиаты, как и европейцы. Россия является конгломератом всех национальностей. Только подумать, какие племена проходили через ее необъятные степи и населяли их! К нашей основной крови храбрых алланов или роксалланов (как тогда назывались славяне) добавилась кровь тюркских племен, а также скандинавских…» 04.06.38г.

 

И Лермонтов, и Некрасов, и Блок являлись безусловными патриотами Отчизны. Но зададим вопрос: на чём основан русский патриотизм? Ответ будет таков: на вере в лучшее, вернее сказать, на вере в великое будущее России.

Вспомним знаменитые тютчевские строки: «В Россию можно только верить…» Но что такое вера? Обратимся к авторитету Максима Горького: «Вера – не выдумка, ибо вера великое чувство и созидающее! А родится она от избытка в человеке жизненной силы его. Сила эта – огромная суть и всегда тревожит юный разум человеческий, пробуждая его к деянию» («Исповедь).

Из письма Е.И.Рерих от 11.01.38 г.

«…Мы верим, что Высшее Провидение охранит нашу родину от всяких посягательств и возрожденный дух народа сумеет дать отпор всем врагам. Потому мы приветствуем каждое начинание, имеющее целью оборону родины. Когда внешний враг ополчается на родину, все сыны ее должны встать на защиту. Как писал Н. К.: «Поверх всех Россий есть одна незабываемая Россия». Но эта Россия еще не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим в грядущий расцвет нашей родины, и эта вера дает смысл нашему существованию».

 

Замечательно, когда бессознательная вера со временем переходит в осознанную уверенность, в понимании того, что означает Россия для всего мира. Итак, по мнению Максима Горького, патриот – это жизнелюб, оптимист, человек с избытком жизненных сил, готовый отдать все силы на укрепление могущества Родины. И , видящий в том цель своей жизни.

Сергей Есенин: «И берёзке каждой ножку рад поцеловать…»

Спросим: любил ли Сергей Есенин родину, был ли «ревнителем её блага», готов ли был на жертвы и подвиги во имя её интересов? Одно дело пассивный, созерцательный патриотизм, который называется «квасным». Тот, что смотрит не вперёд, не в будущее, а назад, в прошлое России. И сожалеет о прошлом. И совсем иное дело патриотизм действенный, мобилизующий. Для поэта патриотизм осуществляется за рабочим столом, в творческом труде, в духовной наполненности, в отношении к Отчизне. Для ответа на поставленные вопросы следует обратиться к документам, связанным с жизнью и творчеством С. Есенина. В первую очередь к творчеству. И конечно, к поступкам. Кому не памятны хрестоматийные строки: «…Не надо рая, дайте родину мою»?

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза...

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая

Дайте родину мою.

 

Сыновняя любовь к родной природе красной нитью проходит через всё поле поэзии С. Есенина. Но это в чувстве, в слове? А в жизни, в поступках? Однажды Есенин написал: «В слове я не вру…» Это должно означать, что и на деле Есенин был патриотом России. В отношении к историческим, судьбоносным событиям. Годы 1918–1921 явились для С. Есенина годами преображения. Есенинский оптимизм и призыв к построению светлого будущего переполняет все стихотворения этого периода. Как, например, в стихотворении «Преображение»:

 

Ей, россияне!

Ловцы вселенной,

Неводом зари зачерпнувшие небо, –

Трубите в трубы.

 

Нет, не только «на словах», но и на деле любил Есенин Родину, обновлённую Советскую Россию, готовый «задрав штаны бежать за комсомолом». От гимна родной природе Есенин с энтузиазмом переходит к воспеванию новых, созидательных, подчас трагических перемен в Отечестве. Поэт сознательно принимал участие в увековечении памяти борцов революции, вместе со скульптором Конёнковым работал над памяткой доской жертвам революции.

 

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное...

И в чахоточном свете Луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

 

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли...

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

 

Страстное желание Есенина исполнилось в ХХI веке. Россия действительно «вывозит земной шар» на колею партнёрства и сотрудничества народов, повсеместно проявляя мирные инициативы. И это современным недругам России явно не по нутру.

Из письма Е.И.Рерих от 08.03.38 г.

Вы знаете, что во главе нашей родины стоит самый мощный Покровитель, именно ее Строитель и Воспитатель духа народа Преподобный Сергий Радонежский. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужденные сроки они взойдут чудесными ростками. Вот и Троицко-Сергиевская Лавра уже восстанавливается, и народу напоминают о чудесной защите родины ее Основателем против татар и поляков. Примечательно и то, что, видимо, никто не смущается тем обстоятельством, что помощь против поляков проявлена была Преподобным уже в тонком теле. Все это вехи, которые даются, чтобы понять грядущее великое время.

 

Враждебное отношение к Новой Стране так понятно. Но хотелось бы знать, где та страна, которая была бы любима другими? Везде вражда и недоверие. Но богатство и потенциальная мощь Новой Страны так велики, что во многих возбуждают весьма корыстолюбивые вожделения. По размерам страны и размеры тех или иных чувств. Но мы знаем, что лишь она может удержать равновесие мира и потому будет охранена. Тяжко идти против Космического Магнита. Знаем, что некоторые поставят ставку, как говорится, не на ту лошадь, но что же – урок придется выучить. В полном доверии к Силам Благим, мужественно.

05.04.38

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ