А. Херсонов.
О России.
ВЕНОК, СПЛЕТЁННЫЙ ДЛЯ РОССИИ С.А.ЕСЕНИНЫМ И Е.И.РЕРИХ.
Накануне катаклизма Первой мировой войны, в котором более других пострадала царская Россия, Сергей Есенин написал удивительное стихотворение, начинающееся строкой «Тебе одной плету венок». Тебе – это России, родине. Это понятно, поскольку вполне в духе Есенина.
Но вот концовка стихотворения выглядит не традиционно, даже странно, заставляет задуматься. Уж больно удивительно отозвался поэт об Отечестве: «Но вся ты смирна и ливан, волхвов потайственно волхвующих». О чем же идет речь? Согласно библии, атрибуты богослужения «смирну» и «ливан» подарили новорожденному Христу в Вифлиеме волхвы. И как в соответствии с этим понимать заключительные есенинские строчки?
А так, что Россия служит богу в качестве «смирны и ливана», а значит страна жертвенная, богоизбранная. Жертвенная во искупление грехов человечества? Вероятно. Значит Россия страна праведная, устремленная к обновлению, к величию, к победе. Не это ли есенинские пророчество 1915 года россияне переживают днем нынешним? По самому большому счету?
И тут самое время обратиться к творчеству Е.И.Рерих, многие строки, которой звучат в унисон есенинскими. Во – первых, по мнению основательницы Учения Живой Этики, Россия – «Лучшая страна». Этим определением полны страницы произведений и писем. Например, в письме от 5. 08. 1953 года читаем: «Одно незыблемо – Лучшая страна победна во всем».
Несколько ранее написано письмо (21.04.1950 г) из которого следует: «Все пророчества говорят о Стране или Державе, которая оявится во главе мира, как единая Держава после нового столкновения».
И эта победная Держава, по мнению и С.А.Есенина, и Е.И.Рерих – Россия.
Однако, у С.А.Есенина в отношении России имеется немало определений никак не свойственных лирическому поэту, а характерных скорее для поэта-философа. Как, например, следует воспринимать определение «Русь-начертательница»? Как Русь – воительница народов, страна, наделенная свыше особой миссией, ведущая за собой другие народы? И если это так, то тогда вполне понятны станут такие определения для Руси, как её «час потаенный» и «реки тайноводные».
Отсюда следует, чем достовернее мы будем знать прошлое Отечества, тем правильнее сможем оценить сегодняшний день России, а, возможно сумеем и заглянуть в день завтрашний.
Но при этом, не сможем обойтись без науки о тайном, без тайноведения. Без познания основ биологии Космоса, которому, как известно, отдавали дань многие выдающиеся умы России.
Есенинская мысль много и плодотворно работала в этом направлении и подчас приходила к неожиданным для поэта-лирика выводам.
С. Есенин был убежден в том, что «пространство будет побеждено» и «мы устремимся от сдвига наземного к сдвигу космоса». Но устремимся – значит, познаем… Что же? Например, то о чем говорила Е.И.Рерих: «Совершенствование – есть путь утончения. Материя возносится к своей Основе, к Духу, и сливается с Духом».
И это, заметьте, поэт написал в самом начале ХХ века! Когда только-только начинала обретать «плоть и кровь» авиация. В те годы подобные мысли едва начинали закрадываться в головы великих ученых. Например, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А. Л. Чижевского. И поэта Сергея Есенина!
Это он, Сергей Есенин в порыве пророчества воскликнул: «Эй, россияне! Ловцы вселенной!»
Минуло, полвека и оказалось, что С.Есенин оказался более чем прав. Россияне действительно открыли человечеству эру освоения космического пространства. И, как видим, поэт не был одинок в пророчестве исторических путей России. В середине ХХ века, Елена Рерих писала: «Мы твердо знаем о победе нашей страны, о судьбах России и краткости предстоящих столкновений, иначе мир не выдержит, но новый мир грядет в сиянии новых лучей. Наша страна будет сохранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звездных рунах».
Полными противоречия были отношения С.А.Есенина с религией. В детские и юные годы Сергей Есенин был на редкость религиозен, о чем говорит его раннее стихотворчество. Но с годами, с обретением жизненного опыта, благодаря ищущей мысли философа, С.А.Есенин «отошел от Бога», стал ярым противником церкви. Бог перестал быть для поэта тем, кем был раньше: «Не молиться тебе, а лаяться, научил ты меня господь». И это было следствием реакции поэта на трагизм собственной жизни и судьбы. Есенин разуверился в Боге! Но не разуверился в России. Как философ С.А.Есенин выступил с множеством деклараций и манифестов, создал глубокие по мысли поэмы о настоящем и будущем России: «Русь уходящая», «Русь советская», «Песнь о великом походе», «Ленин», «Пугачев», «Поэма о 36», «Железный Миргород», «Ключи Марии».
Примечательно, что выдающийся советский поэт Леонид Мартынов, в заметках о Сергее Есенине отмечал «космизм» творчества поэта. Сергей Есенин с ранних лет создавал собственную философию жизни. Вот почему не приходится удивляться определению: «Человек есть не больше и не меньше, как чаша космических обособленностей».
Этим есенинским определением дается «право на жизнь» современной научной астрологии, так как в соответствии с канонами «сомнительной» науки, каждый человек признается уникальным, несет в себе «микрокосм», частичку Вселенной. Поэт Сергей Есенин жил на земле, но его взгляд был устремлен в небо, проникал в глубины космоса. По представлениям С.А.Есенина «человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности».
Знали ли вы таким поэта Сергея Есенина? … И я, поклонник творчества поэта, долгое время не видел в нем глубокого философа, а тем более «космиста». Теперь знаю, что Сергей Есенин был не столько тем, кто «не жалеет, не зовет, не плачет», сколько тем, кто мучительно размышлял о будущем России, мыслил планетарно, видел Россию устремленную к звездам.