Александра Херсонова

 

 

                                                                 

 

Тайны иконы Казанской Божьей матери.

 

 

 

4 ноября 2023 г. 12:35

Читаем: «4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, в котором рассказал об обретенном чудотворном Казанском образе Божией Матери».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку».

 

Эмилия Аронова, кинорежиссёр, православный журналист, автор публикации «Тайна явленного образа».

 

Википедия: «Каза́нскаяико́наБо́жиейМа́тери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Наиболее значимыми в русской истории стали три Казанские иконы: явленная в Казани, Московская и Санкт-Петербургская.

 

 

Предисловие.

 

«ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ в 1579 г» .

 

«1 ок­тяб­ря 1552 го­да, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но­чью, Иоанн IV, пред­во­ди­тель рус­ских во­и­нов, го­то­вив­ших­ся к ре­ши­тель­но­му штур­му та­тар­ской Ка­за­ни, вдруг услы­шал бла­го­вест мос­ков­ских ко­ло­ко­лов. Царь по­нял, что это – зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей: по мо­лит­вам Взбран­ной Во­е­во­ды Гос­подь вос­хо­тел об­ра­тить к Се­бе на­род ка­зан­ский.

По­ко­ре­ни­ем Ка­за­ни под по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло за­вер­ше­но де­ло, на­ча­тое в 1164 го­ду свя­тым кня­зем Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским († 1174; па­мять 4 июля). Вол­га – глав­ный вод­ный путь стра­ны – ста­ла рус­ской ре­кой. Из та­тар­ско­го пле­на бы­ло осво­бож­де­но 60 000 рус­ских лю­дей. На­ча­лось про­све­ще­ние та­тар све­том Еван­гель­ской ис­ти­ны. Яви­лись пер­вые му­че­ни­ки – свя­тые Петр и Сте­фан (па­мять 24 мар­та). Но­во­учре­жден­ная Ка­зан­ская епар­хия во­шла в со­став Рус­ской Церк­ви и вско­ре про­си­я­ла сво­и­ми ар­хи­епи­ско­па­ми: свя­ти­те­лем Гу­ри­ем († 1563; па­мять 5 де­каб­ря) и свя­ти­те­лем Гер­ма­ном († 1567; па­мять 6 но­яб­ря). Но осо­бен­но спо­соб­ство­ва­ло воз­вы­ше­нию Пра­во­сла­вия сре­ди волж­ских ма­го­ме­тан яв­ле­ние в го­ро­де Ка­за­ни 8 июля 1579 го­да чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Труд­но шло де­ло про­по­ве­ди Еван­ге­лия в по­ко­рен­ном цар­стве сре­ди за­ко­ре­не­лых му­суль­ман и языч­ни­ков. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­кро­ви­тель­ни­ца про­по­вед­ни­ков Сло­ва Бо­жия, еще в зем­ной Сво­ей жиз­ни раз­де­ляв­шая со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, ви­дя ста­ра­ния рус­ских мис­си­о­не­ров, не за­мед­ли­ла по­слать им Небес­ную по­мощь, явив Свою чу­до­твор­ную ико­ну.

28 июня 1579 го­да страш­ный по­жар, на­чав­ший­ся око­ло церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Туль­ско­го, ис­тре­бил часть го­ро­да и об­ра­тил в пе­пел по­ло­ви­ну Ка­зан­ско­го Крем­ля. Зло­рад­ство­ва­ли по­клон­ни­ки Ма­го­ме­та, ду­мая, что Бог про­гне­вал­ся на хри­сти­ан. «Ве­ра Хри­сто­ва, – го­во­рит ле­то­пи­сец, – сде­ла­лась прит­чею и по­ру­га­ни­ем». Но по­жар в Ка­за­ни явил­ся пред­зна­ме­но­ва­ни­ем окон­ча­тель­но­го па­де­ния ис­ла­ма и утвер­жде­ния Пра­во­сла­вия на всей зла­то­ор­дын­ской зем­ле, бу­ду­щем Во­сто­ке Рус­ско­го го­су­дар­ства.

Го­род вско­ре на­чал вста­вать из ру­ин. Вме­сте с дру­ги­ми по­го­рель­ца­ми, неда­ле­ко от ме­ста на­ча­ла по­жа­ра стро­ил дом стре­лец Да­ни­ил Ону­чин.

Его де­вя­ти­лет­ней до­че­ри Мат­роне яви­лась в сон­ном ви­де­нии Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла до­стать Ее ико­ну, за­ры­тую в зем­ле еще при гос­под­стве му­суль­ман тай­ны­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия. На сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. Три­жды яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца и ука­зы­ва­ла ме­сто, где укры­та чу­до­твор­ная ико­на. На­ко­нец, Мат­ро­на со сво­ей ма­те­рью ста­ли рыть в ука­зан­ном ме­сте и об­ре­ли свя­тую ико­ну. На ме­сто чу­дес­но­го об­ре­те­ния при­был во гла­ве ду­хо­вен­ства ар­хи­епи­скоп Иере­мия и пе­ре­нес свя­той об­раз в близ­рас­по­ло­жен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, от­ку­да, по­сле мо­леб­на, пе­ре­нес­ли его с Крест­ным хо­дом в Бла­го­ве­щен­ский со­бор – пер­вый пра­во­слав­ный храм го­ро­да Ка­за­ни, воз­двиг­ну­тый Иоан­ном Гроз­ным. Во вре­мя ше­ствия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние два слеп­ца – Иосиф и Ни­ки­та. Спи­сок с ико­ны, яв­лен­ной в Ка­за­ни, из­ло­же­ние об­сто­я­тельств ее об­ре­те­ния и опи­са­ние чу­дес бы­ли по­сла­ны в 1579 го­ду в Моск­ву. Царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел устро­ить на ме­сте яв­ле­ния храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, где и по­ме­сти­ли свя­тую ико­ну, и ос­но­вать жен­ский мо­на­стырь. Мат­ро­на и ее мать, по­слу­жив­шие об­ре­те­нию свя­ты­ни, при­ня­ли по­стриг в этой оби­те­ли.

В Ни­коль­ском хра­ме, где был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен пред Ка­зан­ской ико­ной, был в то вре­мя свя­щен­ни­ком бу­ду­щий Пат­ри­арх Ер­мо­ген, свя­ти­тель Мос­ков­ский († 1612; па­мять 17 фев­ра­ля). Через пят­на­дцать лет, в 1594 го­ду, уже, бу­дучи мит­ро­по­ли­том Ка­зан­ским, он со­ста­вил ска­за­ние о свя­щен­ных со­бы­ти­ях, оче­вид­цем и участ­ни­ком ко­то­рых был: «По­весть и чу­де­са Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы чест­но­го, слав­но­го Ея яв­ле­ния об­ра­за, иже в Ка­за­ни».

С боль­шой фак­ти­че­ской точ­но­стью опи­са­ны в по­ве­сти мно­гие слу­чаи ис­це­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся от чу­до­твор­ной ико­ны по мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Ру­ко­пись «По­ве­сти» – ав­то­граф Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на – це­ли­ком вос­про­из­ве­де­на в фак­си­миль­ном из­да­нии: Ска­за­ние о чу­до­твор­ной Ка­зан­ской иконе Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. С пре­ди­сло­ви­ем А. И. Со­болев­ско­го, М., 1912.

Неболь­шая ико­на, об­ре­тен­ная де­воч­кой Мат­ро­ной на недав­но при­со­еди­нен­ной ино­род­че­ской окра­ине Рос­сий­ско­го цар­ства, ста­ла вско­ре все­на­род­ной свя­ты­ней, зна­ме­ни­ем Небес­но­го по­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, яв­лен­но­го всей Рус­ской Церк­ви, ибо ду­ша пра­во­слав­но­го на­ро­да чув­ство­ва­ла осо­бое уча­стие Пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы в ис­то­ри­че­ских судь­бах Ро­ди­ны.

Мно­го раз «Ма­туш­ка Ка­зан­ская» ука­зы­ва­ла путь к по­бе­де рус­ским пра­во­слав­ным во­и­нам в ис­пол­не­нии их свя­щен­но­го дол­га пе­ред Бо­гом и Ро­ди­ной.

 

Сайт «Православный церковный календарь».

 

Чем же примечателен для Москвы 1653 год? Читаем: « Османская империя. Май - конец июня 1653 г.- султан направил на Малую Русь «большое посольство во главе с Мехмедом-агой. Турецкий чиновник привез султанскую грамоту, где говорилось об условиях султанского протектората.. (Они и привезли Икону Божьей матери)в подарок царю Алексею Михайловичу)».

Русское царство.

11 февраля 1653 года - Начало реформы патриарха Никона. Против воли церковного собора Никон издал исправленный вариант Псалтыря. Начался раскол.

 

От автора.

В   работе представленаисториия возникновения,  а спустя 350 лет,  кражи иконы Казанской Божьей матери, явленной в Казани в 1579 году и осмысление событий с точки зрения тайнознания.

Найденная икона является подлинной,   первоначальной.  Иные многочисленные иконы,  появившиеся в разные времена   на Руси и в России,  являются списками  с   первоначального образа. Или списком со списка.  В продолжение работы автор  приступит к исследованию особенностей проявления иконы  Казанской Божьей матери  в исторических случаях помощи русскому воинству в 1612, 1709, 1812 и 1941 годах.

 

Страж земли русской.

 

…Загадочна судьба иконы Казанской Божьей матери.  Кто написал икону?  Когда написал? При каких обстоятельствах икона оказалась под землёй? Сколько времени пролежала в земле? Что побудило  спрятать икону от людских глаз? Причём, свидетельствуют, что  когда икону  подняли, выглядела   «как новенькая». Впрочем,  предисловие отвечает на некоторые заданные вопросы.  

Догадаться не трудно, почему икона оказалась под землёй, если принять во внимание, что во все времена иконе угрожала опасность,  делались пытки выкрасть  и даже изуродовать икону.  Это побуждало смотрителей  в ночное время  прятать подлинник и заменять  списком с иконы. Варвары  стремились завладеть Иконой ради драгоценностей, которыми украшена икона,  при этом забывая о её художественной и  духовной  ценности.

Но пришло  время,  икона решила выйти к людям.  Причём в переломный исторический период   средневековой Руси.

Икона явилась на свет по своему усмотрению  в 1579 году,  после взятия войском Ивана Грозного Казани и   сильнейшего пожара города и решения сложного  религиозного вопроса.  Что так же наводит на  определённые размышления.  Икона открылась народу, явила чудодейственную силу и на протяжении  дальнейшего существования, включая  катастрофичный ХХ век, помогала русскому воинству побеждать врагов.  Икона явилась  стражем христианства  Руси и России. В этом  очевидная и безусловная  ценность иконы.

 

Явление во сне Богородицы.

 

   Итак, обратимся к   сведениям, которые имеются об иконе Казанской Божьей Матери.  Википедия: «Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище: В указанном месте, где была печь, на глубине около метра Матрона нашла икону.

  

 День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы по указу Ивана IV (Грозного) был построен Богородицкий девичий монастырь(сейчас мужской монастырь) , первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры ( дальнейшая её судьба неизвестна).

  

Богородицкий   мужской монастырь  Казани сегодня.

 

 Часть первая. Реконструкция   дня  явления иконы.

 

С чего начать исследование? С установления точной даты, того самого  дня, когда десятилетняя девочка Матрона обнаружила икону. Увы,  искомая дата  в анналах истории отсутствует, а без  точной даты исследование представляется невозможным.

В этом случае пришло решение установить дату  явления иконы путём реконструкции  события с учётом всех обстоятельств.  А именно путём  расчётов, отталкиваясь от известной даты  начала сожжения Казани.Это  случилось28 июня 1579 года.

 

 Из рассуждений автора.

 

Рассуждения  таковы: допустим,  Казань горела 7 дней и ещё 3 дня ушли на остывание пепелища, после чего в течение трех ночей  во сне Матроне являлась богородица, указывая,  где  следует искать  икону.  В сумме получается примерно  11-12 июля старого стиля или 19 июня нового стиля.

Тщательный анализ  строения микрокосмов ближайших к этой дате  дней  убедил автора остановиться на дате 21 июля, как наиболее вероятной.

Уже после того, как на 21 июля 1579 года  автором  составлен микрокосм открытия Иконы и началась работа по анализу микрокосма, знакомство с дальнейшими сведениями об иконе,  обнаружило порадовавшую автора информацию: «Празднование Казанской иконе совершается 8 (21) июля в честь обретения иконы в Казани в 1579 году и 22 октября (4 ноября) в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году. В Казани местное празднование было установлено на 8 июля, а в Москве ― на 22 октября.  Следовательно, в расчётах автор не  ошибся.

 

Спокойное понимание человеческого опыта.

 

Первоначально икона  явилась людям  в знаке «Весы» с символом  картины, означающим  «способность открывать в каждом опыте трансцендентное или космическое значение». Поскольку икону обнаружила девочка, особое внимание  следует уделить  содержанию чувствительной точки (ЧТ)  «Дочь» с символом  картиныспособность обрести объективное и спокойное понимание человеческого опыта, в который когда-то была глубоко вовлечена. Кем была символическая «дочь»?

 

По факту  Матрона, ставшая  впоследствии  Маврой, первой монахиней Богородицкого  девичьего монастырь и, видимо,  в прошлых жизнях, имевшая к иконе, ставшей Казанской,  непосредственное отношение. 

И это причина, по которой   Богородица  обратилась именно  к  Матроне за помощью.  Ситуация  явления иконы людям оценивается  тезисом  спокойный ум выше борьбы и побед.

Показательно, что в Доме «Религия»,  микрокосма дня,  когда была  найдена в Казани икона, сосредоточены четыре планеты: Луна, Меркурий, Венера и Нептун, что,  безусловно,  указывает, на  событие сильного религиозного характера.

Так, картина-символ Солнца,  то есть жизненной энергии события, открывает  силу фундаментальных духовных ценностей относящихся к общечеловеческому в человеке и  ко всем  архетипам. Любопытно, что икону называют «Одигитрия», что означает «путеводительница».Путеводительница в символическом  и реальном  путешествии по  миру с целью указать путь, ведущий к благополучию. 

И это правда. О какой планете идёт речь?   Тайнознание указывает на Юпитер.В таком случае   открывается информация о завещании, религиозной бескомпромиссности,  ожесточённых врагах, будущих судебных разбирательств по делам наследства.

Икона представляет репутацию авторитетного лица в религии, самоотречение, великодушие и помощь ближним, интерес в области религиозного искусства, желание дарить  радость и понимать людей, с  годами обрести достойный вид.

Как видим,   представленные выше   тезисы  тайнознания вполне  согласуется с содержанием и назначением найденной  в Казани   иконы Божьей матери.

 

 

 

 

Путешествие Матери Богородицы.

 

В  характере явления иконы усматриваем  ряд ЧТ, образующих тезис  «Материнское путешествие под убивающей планетой».  И в самом деле,   спустя 350 лет после находки в 1579 году в Казани,  произошла кража иконы, варварство с безбожными корнями.

В 1904 году, накануне Первой русской революции, что так же наводит на серьёзные  размышления, икону украли.  Однако,  какую икону украли?   Неужели ту, что явилась во времена Ивана Грозного? Или же один из  многочисленных списков с   первоначальной иконы? Вопрос  и  по сей день оставался открытым.  До того дня, как 4 ноября 2023 года  во всеуслышание не  прозвучало заявление патриарха Кирилла.

Однако, обратимся к истории кражи из Казанского Богородицкого монастыря  и предполагаемого уничтожение иконы.

Википедия: «Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре».

Итак, ясности  не было.  Были предположения.  Однако,  хорошо бы найти ответ на ряд вопросов: был ли похищен подлинник иконы или же  пострадал  один из  многочисленных списков?

Читаем: «В ночь на 29 июня (12 июля1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах;  обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителей нашли: ими оказались Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет и его сообщники. На суде Стоян отрицал участие в краже.

Однако следственные действия показали, что иконы были сожжены на квартире Стояна. Впоследствии возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Стоян за огромную сумму перепродал старообрядцам.Стояна приговорили к 12 годам каторги, и в 1916 году он умер в Шлиссельбургской крепости.

Вопрос первый: какую икону украли,  подлинник или  список?

 Вопрос  второй: была ли похищенная икона сожжена или, как предполагается, за большие деньги  продана старообрядцам?

Вопрос третий: что стоит за похищением иконы? Только ли корыстный интерес или же нечто большее? Однако, вопросы так и остались вопросами.

Патриаршее слово об обретенной чудотворной Казанской иконе Божией Матери.

 

Сегодня мы все являемся свидетелями очень важного исторического события. Этот день можно назвать обретением чудотворного образа Божией Матери, Казанского и Московского. Хотя образ был обретен раньше, но он никогда не был представлен людям, а находился в Патриаршей келье, потому что многое нужно было выяснить, перед тем как сказать, что это тот самый чудотворный образ, перед которым молился князь Пожарский, который был великой святыней в самое опасное время нашей истории. Имею в виду средние века, когда решалась судьба России, когда враг, поляки, находились в Москве,  и избавление от этого врага означало, будет ли Россия свободной страной или окажется в вечной зависимости от иноземцев.

Образ датирован 1580 годом — это как раз то самое время. Мы знаем, что перед этим образом молился князь Пожарский, перед тем как начать наступление на Кремль. Знаем, что перед этим образом он молился также, когда должен был начать наступление на Новодевичий монастырь, в то время ставший укреплением польской армии. Другими словами, перед этим образом он молился всякий раз, когда вступал в решительную схватку с польскими интервентами. И знаем, что эти молитвы были услышаны. Царица Небесная простерлаСвой Покров, Русская земля была освобождена, и в память об этом величайшем событии князь Пожарский на свои деньги строит на Красной площади храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Этот храм и сейчас существует, но он воссоздан на том же месте, где князем Пожарским был построен первоначальный храм — для того, чтобы поместить в него ту самую икону, перед которой он молился.

А потом икона из этого храма исчезает. Самая распространенная версия — икону украли, и эта идея развивалась в разных вариантах: украли и вывезли за границу, давно перепродали, а может, иконы уже и вовсе нет, или она в глубинах личных коллекций и, наверное, никогда больше не будет явлена миру. Но оказалось, что это не так. Икона оставалась в России, ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи.

Благодаря тщательной искусствоведческой экспертизе было точно определено, что данная икона и есть тот самый образ, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего Отечества. Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской Православной Церкви.

Скажу несколько слов о том, как была обретена эта святыня. Конечно, никто не связывал именно эту икону с первоначальным образом. Находилась она в Патриаршей резиденции в Переделкино и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх.Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрел этот образ. Вначале подумал, что это очень искусно сделанная подделка, сейчас так делают иконы под старину, для чего художники повторяют все изъяны старинных икон. Кто-то называет это не вполне легальным действием, кто-то говорит, что это просто точные копии. Другими словами, у меня была полная уверенность, что это одна из таких копий; я не мог себе представить, что могло быть нечто иное. Но все-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский.

Это событие можно назвать историческим. Я не сразу решился на то, чтобы обо всем этом сказать в храме, но потом понял, что таить эту историю невозможно. О ней должен узнать наш народ и весь мир. И вот сегодня происходит это событие. Вы видите перед собой подлинник, чудотворный Казанский образ Божией Матери, перед которым молились Пожарский, Минин и который спас наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей общенациональной святыней, и я радуюсь тому, что, наконец, имею возможность обо всем этом открыто сказать.

Еще раз подчеркну, что не сразу решился открыть эту тайну. Но после тщательнейшего изучения и самого образа, и обстоятельств, связанных с его историей, когда у меня не осталось ни малейших сомнений, что передо мной подлинник, я принял решение именно в этом святом храме рассказать нашему народу, всем вам, мои дорогие, а через вас всему миру о великом событии — обретении чудотворного образа Богоматери, которая явилась Спасительницей нашего народа в тяжелейшие моменты истории, когда решался вопрос, быть или не быть Москве, а значит, быть или не быть всему нашему народу и нашей стране.Будем надеяться, что эта святыня сохранит наш народ и в наше непростое время, и Отечество наше обережет от врагов и внешних, и внутренних, как я часто говорю. Надеюсь, под ее покровом будет проходить мирно и благополучно наша жизнь. Но чтобы было так, еще и еще раз скажем, что есть непременное условие сохранения России, — это сохранение православной веры.

И сейчас я обращаюсь не только к тем, кто в храме, но и к тем, кто крещен, но не воцерковлен, кто называет себя православным, но православным не является ни по образу жизни, ни по молитвам своим, ни по всему тому, что отделяет человека верующего от неверующего. Настало время обновить наше Православие, обновить нашу веру. Не в смысле внешнего обновления, как это делали неудачники-реформаторы, но с точки зрения актуализации веры для каждого из нас и для всего нашего народа. Думаю, настало такое время, и неслучайно дивный чудотворный образ, перед которым молились и Минин, и Пожарский, именно сегодня в этом святом храме является Церкви нашей, народу нашему и всему миру.

Пресвятая Богородица, храни нас, землю Русскую, Церковь нашу, народ наш от всякого врага и супостата! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ