Александра Херсонова

 

Родовая карма Лермонтовых и…загадка Олега Даля.

Википедия: «Ка́рмака́мма (санскр. कर्मпали kamma — «действие, обязанность, деятельность» санскр. कर्मन् IASTkarman — «дело, действие, труд», от IASTkar — «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения в следующем перерождении. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования.

 

Ответы на жгучие вопросы «почему» судьбы Михаила Юрьевича Лермонтова следует искать в тайне рода, о котором в старину  сказали бы, что  на него «ниспослана Божья кара», а современным языком - «родовая карма». Завесу тайны приподнимает сам Лермонтов  признаваясь, что гадкую жизнь однажды прожил, и второй раз проживать эту же жизнь  не собирается.

Версия такова: некто, развоплощённый из несчастного  рода  Лермонтовых, сразу же был воплощён,  возвращён к жизни. Зачем это было нужно?  Что бы, став  поэтом  Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, великим творчеством смягчить карму рода .Однако, приступив к исполнению задания, Лермонтов обременительной жизни не выдержал,  ушёл молодым, 27 лет от роду. Этим и объясняется причина, по которой  Лермонтов искал смерти. Но, смерть к поэту не спешила. Что же оставалось? Оставалось искать смерть самому. Однако, было бы  любопытно  найти подтверждение версии в  содержании микрокосма рождения Лермонтова. И автор такое подтверждение обнаружил.

 

В картине-символе «Злой фортуны» психоаналитика Дэйна Радьяра  читаем: «Человек с надменным выражением лица держит в одной руке большой меч, а в другой - несет ребенка». На что же указывает символ?

Оказывается, на личность, начало жизни которой, покрыто мраком. Этот человек будет втянут, если не сможет избежать этого, в опасные дела, откуда он выйдет либо победителем, либо побежденным, но, вероятно, предпринятые им усилия окажутся не напрасными. Его разум возбужден, и он чувствует себя защитником, призванным сражаться за великое дело. Множество сторонников последуют за ним. Это символ Борьбы за Великое Дело.

В  обнаруженном тезисе тайнознания  перед нами встают  страницы жизни и судьбы Лермонтова: мрачные  испытания прошлой жизни, втягивание в опасные военные дела на Кавказе,  возвращение в столицу героем Кавказа,  творческие усилия  не напрасные ,  осознание миссии защитника  людей,  борца за великое дело.

Однако, поразительно, насколько точно картина-символ передала  реальную подробность жизни Лермонтова.  По воспоминаниям свидетелей  конфликта, а затем неизбежной  дуэли,  поэт «с надменным выражением лица» вступил в пререкания с  Николаем Мартыновым,  жертвой коварного  замысла Лермонтова.

 

Тайна первой и последней минуты жизни.

 С первой и до последней минуты жизнь Лермонтова являла собой цепь удивительных загадок. И это не преувеличение. Обратимся к воспоминаниям современников.  Близкий друг семьи Лермонтовых, Пётр Кириллович Шугаев, знавший подробности жизни Лермонтовых и всю жизнь собиравший материалы о Михаиле Юрьевиче, отметил, что «акушерка принимавшая роды, по каким-то только ей ведомым приметам тут же заявила, что этот мальчик не умрёт своей смертью». Пророчество прозвучало около полуночи со 2 на 3 октября 1814 года в Москве у Красных ворот в доме генерал-майора Ф.Н.Толя.

Загадка последней минуты жизни поэта заключалась в том, что перед роковым выстрелом Мартынова, Лермонтов был удивительно спокоен, умиротворён. Секундантам показалось,  что даже счастлив, поскольку смерть ожидал с улыбкой на лице. Словно ждал… избавления от жизни.

Именно об этом вспоминает секундант Лермонтова князь А.И.Васильчиков, которого поразило «весёлое выражение лица Лермонтова». Ответ на загадку даёт и сам Лермонтов. Правда, устами героя Печорина: «Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги».

 

Провокация на убийство.

 

Назовём вещи своими именами: Михаил Юрьевич Лермонтов не хотел жить и спровоцировал приятеля Николая Мартынова на убийство. К такому выводу в недописанных воспоминаниях после многолетних мучительных раздумий приходит и сам Н.Мартынов. Воспоминания участников «дуэли» ясно дают понять, что стрелять в Мартынова  Лермонтов  не  собирался. Он и сам об этом заявил перед командой «Сходись». По сути, подставил себя под  выстрел Мартынову. В роковые минуты дуэли, обозлённый на наглую выходку Лермонтова в присутствии дам, выходку, унижающую  достоинство, Мартынов не мог осознавать зловещего замысла  поэта.

Иначе, безусловно, выстрелил бы в воздух.  На исходе жизни, спустя 30 лет, Мартынов с клеймом убийцы великого поэта, указал на рок, который выбрал его  покарать Лермонтова, себя считал жертвой адского  плана.

 

 

 

 Лермонтов по имени… «Печорин»?

 

Любопытен и другой факт: Лермонтов считал необходимым исповедоваться устами героев произведений. Словно хотел «раскрыть глаза» читателям будущих поколений  на самоё себя, быть узнанным и понятым до конца.

В.Г.Белинский отмечал, что «Печорин - сам Лермонтов». И тут  следует остановиться на загадке внешности Лермонтова. Дело в том, что,  относясь к зодиакальному знаку  «Весы»(рождён в октябре), когда Солнце рождения, пронизано жизнетворной  энергией планеты Венера, Лермонтов должен был иметь привлекательную внешность. Однако, внешность  поэта многих отталкивала. На картинах художников, оно и понятно, Лермонтов  выглядел благообразно, но в жизни  совершенно по-другому. Причиной, видимо, была  родовая карма. Прегрешения  предков, за которые пришлось  расплачиваться поэту. Поверим свидетельству И.С.Тургенева написавшего: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз».

  

«Казнить, нельзя помиловать».

Тема смерти одна из ведущих в поэзии Лермонтова. Поэт не однажды  словом «смерть» озаглавливать стихотворения. В одном из них признаётся: «Я предузнал мой жребий, мой конец и грусти ранняя на мне печаль». Что это? Чувствознание? Ясновидение? Вероятно. Этот же вывод следует из пророческого предсказания: «На месте казни - гордый, хоть презренный, я кончу жизнь мою». По существу, именно так всё и было. Но заметьте - КАЗНИ.О дуэли, как о  равноправном   поединке, речи быть не могло. Итак, повторимся: история дуэли Лермонтова это история организованной  поэтом собственной казни…

За что же так не  любил себя Лермонтов? Загадка! При этом понимал: «И не забыт умру я. Смерть моя ужасна будет».  В то же время  тянулся к смерти: «Кровавая меня могила ждёт, могила без молитв и без креста».

И в самом деле, участники похорон вспоминали: «Похороны прошли не по христианскому обряду, погребение пето не было». Вывод напрашивается однозначный : Лермонтов  знал своё будущее, свою неотвратимую  горькую  участь.

 

 Сила неминучая.

 

Имеется и другая загадка судьбы поэта, загадка фатального приближения к смерти. Словно, Лермонтов был недостоин жизни…

Современники свидетельствуют о том, что Лермонтов остро предчувствовал неизбежность гибели. Много говорил о ней перед отъездом на Кавказ. Какая-то дьявольская сила влекла поэта в Пятигорск, в то время, когда делать там  было совершенно нечего. По предписанию следовало двигаться к месту службы, в полк, на боевые позиции. Лермонтов умолял сопровождавшего Столыпина свернуть с маршрута и несколько дней провести в Пятигорске. Но зачем? Для чего? С какой целью. А  тайная цель была…

И когда Столыпин отказал в непонятной просьбе, Лермонтов настойчиво  уговаривал бросить жребий. Жребий,  который взял сторону Лермонтова. Поэт возрадовался как ребёнок: «Едем, едем! Велите запрягать лошадей!».

Это был очередной, желанный для Лермонтова шаг к  завершению жизни. Рассказывают, что приехав в Пятигорск и увидев приятеля Николая Мартынова, Лермонтов воскликнул: «Ведь и Мартышка, и Мартышка здесь!». Это скоропалительное и  уничижительное  «мартышка» говорит о многом. Всё складывалось так, как хотелось Лермонтову.  Смерть вышла  к ему навстречу.  Свою казнь Лермонтов  назначил на 7 часов вечера 15 июля 1841 года у подножия горы Машук…

 

 Не жилец.

 

Почему же не жилось Михаилу Юрьевичу? По той же причине, по которой не жилось и его предкам? Дед Лермонтова М.В.Арсеньев, не дождавшись в новогоднюю ночь любовницы, выпил стакан «какой-то дряни» и умер. Мать поэта, Мария Михайловна, некрасивая и не в меру ревнивая,  к тому же, страдавшая «женской болезнью», не удержалась и за прегрешения устроила красавцу-мужу скандал. Муж  вспылил и ударил жену. Да так ударил, что после этого у Марии Михайловны «развилась злая чахотка». В результате мать маленького Миши во цвете лет сошла в могилу, а отец Юрий Петрович, оставив сына на попечение любимой бабушки, вскоре спился и умер 46 лет отроду. Вот откуда взялось знаменитое и известное  всем читателям «Мцыри» признание: «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать». Со смертью Михаила Юрьевича несчастный род Лермонтовых пресёкся. Карма взяла своё.

  

Часть вторая.  Загадки  Олега Даля.

Удивительно, но рассказывают, что Олег Даль находясь в юном возрасте и  прочитав «Печорина», твёрдо решил стать актёром. С чего бы ? Оказывается, что бы сыграть Печорина на сцене. Таким, явился первый шаг Олега Даля к Михаилу Лермонтову. Но годы последних лет жизни так же оказались связаны с именем поэта . Выдающийся актёр, любимый  многими зрителями, но не понятый собратьями по искусству, подобно Лермонтову, на удивление был разочарован жизнью. И так же, как и поэт, жизнью не дорожил. Не хотелось жить? Возможно. Возникает версия: в прошлых  жизнях  Олег Даль был связан с Лермонтовым, имел к нему какое-то  отношение.

Рассказывают, что проведённая экспертиза специалистов по физиогномике склонилась к тому, что Олег Даль имел родственное отношение к современнику Лермонтова, известному врачу, литератору ,  автору толкового словаря Владимиру Далю. Напомним, врачу, который  лечил тяжело раненного А.С. Пушкина. Как известно, Лермонтов  тяжело  переживал смерть поэта, что следует из знаменитого  стихотворения «На смерть поэта».

 

 

Не потому ли Олег Даль мистическим образом притягивался ко всему, что было связано с именем Лермонтова? Тот, кто видел моноспектакль Олега Даля по произведениям великого поэта, говорит о потрясающем впечатлении. О глубоко заинтересованном, родственном, кровном отношении актёра к имени и образу Лермонтова. За этим стояло не просто  талантливое актёрство. Нечто большее. Гораздо большее. Ещё одна загадка?

Таким образом, выстраивается цепочка: Александр  Пушкин – Владимир Даль – Михаил Лермонтов – Олег Даль.

Можно предположить, что Михаил Лермонтов встречался с Владимиром Далем,  расспрашивал  врача о последних днях А.С. Пушкина. И это каким-то образом передалось  его потомку, Олегу Далю.

Тема «Лермонтов» в творчестве Олега Даля, об этом говорят факты, представлялась «больной». Далеко не случайно актёр побывал на родине поэта, много работал в Тарханах и настолько проникся духом Лермонтова, что, казалось, создал иллюзию точного повторения голоса самого поэта.

Когда в 1983 году сотрудник Гос.Лит.Музея Лермонтова С.Филиппов услышал, как читает произведения поэта Олег Даль, то удивил  признанием: «Я не просто услышал голос Лермонтова - передо мной открылась огромная личность». Дело дошло до того, что сотрудники музея пошли навстречу Олегу Далю и приняли беспрецедентное решение. Они вскрыли семейный склеп Лермонтовых и предоставили актёру возможность побывать наедине с прахом великого поэта. Этот факт говорит о многом.

И наводит на мысль, что в одном из прошлых воплощений Олег Даль, был связан с судьбой  Лермонтова.

  

Родовой склеп Лермонтовых. 

«Я родился под созвездием Близнецов. Отсюда мой гороскоп. Моя судьба. Слишком много в этом верного, но и неверного». 

 

Эту дневниковую запись Олег Даль сделал в январе 1972 года. Согласитесь, удивительное  признание. Удивительное потому, что написано во  времена, когда ни о каких «гороскопах» граждане СССР  не слыхивали. Не то было время. Но вот что показало дальнейшее  астрологическое исследование автора. Из символического микрокосма Олега Даля следует, что на Момент  рождения  существенно повлияла энергия Нептуна. А это  дает право предположить, что в натуре Олега Даля  ярко выраженные интуитивные и медиальные способности человека не от мира сего, которого  трудно понять, поскольку  поступки совершаются под влиянием бессознательной интуиции,  когда возможен тонкий магнетизм, а глаза обладают гипнозом, что воспринимается как заспанный вид. 

После этого становится понятно, почему Олег Даль опередил время, не ко времени заговорил на языке астрологии. О склонности  актёра к пониманию запредельного, высшего, вспоминают многие его коллеги.

Режиссёр Наталья Галаджева: «Актёр постоянно оставлял после себя ощущение недоговорённости, недосказанности. Так и ушёл молча, унеся с собой свою тайну».

Людмила Гурченко: «Его молчание - не замкнутость, а какое-то красноречивое, особенное молчание. В нём жила загадка. Казалось, он был тут. И всё-таки тут его не было».

 

Валентин Гафт: «В нём существовала какая-то тайна, которая притягивала меня к нему». Об этом же говорит и Михаил Козаков: «Как был загадкой - даже для меня, человека, который довольно долго его знал, работал с ним, так и остался».

 

 Олег Даль  человек Лермонтова.

Что же неотвратимо влекло  актера к героям Лермонтова? Товарищи по сцене  отмечали в Олеге  Дале  «байронические» черты великого поэта, желание подражать Лермонтову.  Не в этом ли причина, по которой поэт обратился к жизни и творчеству Лермонтова? Трагической жизни, по существу такой же, как и собственная жизнь, поскольку уходил  из  жизни глубоко неудовлетворённым: «Я не могу жить своей жизнью. Я стал чуть-чуть выпивать. Это плохо для работы, но хорошо для души. Работа не приносит мне удовольствия».

 

Как и Лермонтов, Олег Даль неожиданно переходил от веселья к замкнутости, от беззащитности к высокомерию, своего рода защитной маске. Много работавший с артистом Анатолий Эфрос вспоминал: «Он был загадочной личностью. Насмешливость, требовательность и в тоже время какая-то безответственность, способность мучить других, мучить себя - всё это в нём было». 

Как и Лермонтов, Олег Даль любил «ставить партнёра в глупое положение». Но поэт поплатился за это жизнью! Слава Богу, чаша сия миновала строптивого актёра. В наши времена дуэли - дело исторического прошлого. Во всяком случае, вспоминают, что однажды Иннокентию Смоктуновскому пришлось выслушать от Олега Даля такое, что  весёлое оскорбление Лермонтовым Николая Мартынова выглядит  детской шалостью.

 

 Странные манеры.

 

Человек с «внутренним  миром, как ситом художника» не может восприниматься массовкой иначе, как человек странный, то есть непонятный, закрытый для других. Странности Олега Даля  находят объяснение, когда обнаруживаешь  кредо художника: «Артист - это тайна. Он должен делать своё тёмное дело и исчезать. В него не должны тыкать пальцем на улицах. Он должен только подчёркивать своё лицо в работе, как Вертинский свою белую маску, что-то проделывать, а потом снимать эту маску, чтобы его не узнавали».

 Олег Даль не терпел к себе неуважительного отношения и имел на это право, право исключительной личности. Требовал к себе уважения даже тогда, когда сам поступал крайне неуважительно. То же  проявлялось и в поведении Лермонтова.  Например, накануне премьеры, будучи ведущим актёром, Олег Даль шокировал труппу, когда неожиданно уходил из театра. И неслучайно, оказавшись в самоизоляции, в одиночестве, актёр занялся ведением дневника, которому поверял свои странные мысли.

Случались у него и «закидоны». Это когда во время спектакля  садился на край сцены и просил у зрителей из первого ряда закурить. Или во время ответственной репетиции так «набирался»за кулисами с Георгием Бурковым, что ни о какой работе не могло  быть и речи.

  

Взгляд «по ту сторону».

Поэт Лермонтов не только писал о смерти, но невесёлым словом озаглавливал стихотворения. Особое отношение к смерти было и у актёра Олега Даля. Не потому ли прозорливцы, вроде Григория Козинцева, прощали  актёру такое, что другим бы никогда не простили. По словам Григория Михайловича, ему «было жаль актёра, поскольку тот был не жилец».

Олег Даль, подобно Андрею Миронову, пророчески предвидел собственную смерть. В феврале 1980 года объявил: «Сначала уйдёт Володя, потом - я». Так и случалось: сначала ушёл Владимир Высоцкий,  за ним -  Олег Даль.

 

Актриса театра и кино Галина  Фигловская, вспоминая съёмки «Принца Флоризеля», «увидела человека с совершенно погасшими глазами, не хотевшего жить». Причину видела в том, что  «устал биться, доказывать… ему было безумно тяжело» .Олег Даль пускался в рассуждения о том, что же останется после его смерти: «После Володи останутся его песни, а после меня мои фильмы». И добавлял: «Мне бы хотелось, чтобы память обо мне осталась хорошей». Таковой  она и осталась, наша  память об актере Олеге Дале.  Хорошая память.

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ