Александра Херсонова

 

Когда родилась Москва?

От автора.

В начале сентября  Россия отмечает «День рождения Москвы». В 2023 году это 876 год.  Но почему в сентябре? Этого никто объяснить не может. Зато находится мало обоснованное утверждение, что Москва «родилась» в 1147 году. Об этом и пойдёт дальнейший  разговор. А пока…поговорим о Москве.

Слово «Москва», как и  слова «Спутник» и  «Гагарин»  ныне известно на всех континентах. Это  принадлежность России, её  визитная карточка . Слово   «Москва» исторически наводит  страх на врагов России, а  «заклятых друзей» ввергает в бешенство.  Из-за  лютой ненависти к «Москве», невозможности   как бы ни хотелось уничтожить «Москву». Причина?  Причина понятна: Москва непобедима, неуничтожима. Даже когда  по Кремлю в 1610—1612 годах  расхаживали польско-литовские  «вельможные паны». Даже  когда «Москва» сжигала себя заживо на глазах Наполеона. Даже когда немецкие фашисты  разглядывали  улицы «Москвы» в бинокли. «Москва» не просто имя. Москва – духовная твердыня русского народа. Москва – матушка, родительница русского духа, а дух категория вечная,  бесконечная , непобедимая. Но сколь долго «Москва» исторически  представляет Русь-Россию? Об этом и пойдёт рассказ.

Есть ли у  слова  «Москва» тайна?

Понято,  что речь пойдёт не о  названии «Москва»,  возникновение которого уходит в глубины  веков и  на сегодняшний день  имеет  три варианта  рождения. Например, такое: «Ойконим  «Москва» происходит от названия реки. Этимология гидронима Москва точно не установлена. В последнее время широкое распространение среди специалистов получили гипотезы о славянскоми балтийском происхождении названия реки. В обеих версиях исконным значением слова было «жидкий, топкий, сырой, слякотный».

Если иметь в виду  известное для Москвы название «Лужники» (от слова «лужа»), то с этим трудно не согласиться. Однако,  если говорить  о рождении «города Москва», то  следует   рассмотреть нечто  более  определённое,  существенное, материальное. 

Давно и повсеместно дата рождения города Москва отмечается «отталкиваясь» от 1147 года.  Но,  на каком основании? Обратимся к свидетельству  истории.  Читаем:  «Впервые торжества в честь Дня города прошли в Москве в 1847 году в честь 700-летнего юбилея города.

 Читаем: «Идея праздника принадлежала публицистам -славянофилам,    среди которых были историки Константин Аксаков и Михаил Погодин. Годом  ранее историк Иван Забелин установил дату первого летописного упоминания о Москве — 4 апреля 1147 года.

 Тогда же,  в 1846 году,  в газете «Московские ведомости» вышла статья Константина Аксакова «Семисотлетие Москвы», которая вызвала дискуссию об историческом значении города. . Идею празднования юбилея поддержали   московский  митрополит Филарет и генерал-губернатор Алексей Щербатов». Установленная в 1847 году  традиция отмечать день рождения города Москва,  сохраняется,  и по сей день. 

Из дня сегодняшнего: «10 и 11 сентября 2022 года Москва отметит свой 875-й день рождения. Праздничные мероприятия в День города будут организованы во всех округах и районах столицы — всего их запланировано около двухсот».

 Чем же славен в истории России  1147 год? По сути,  особенно ничем. В тот год местность  под именем «Москов» впервые упоминалась в летописи. Но при чём же здесь «День города Москва»? Однако,  обо всём по порядку.

О чём расскажут летописи?

Читаем: «Первым летописным упоминанием о Москве является известие Ипатьевской  летописи о встрече в городке Москов  ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем  в день «Пятка на Похвалу Богородицы» (в субботу 4 апреля) 6655 года (1147 годом от Рождества Христова): «Приди ко мнѣ брате въ Московъ».

Что же,   знаменательного произошло в тот день? По причине религиозного праздника  в день «Пятка на похвалу Богородицы» встретились как братья  два влиятельных  князя в местечке «Москов». Так записано в Ипатьевской летописи. Конечно, встреча   явилась важная,  если иметь в виду  постоянные княжеские распри и войны.  Однако, в цитировании  Ипатьевской летописи заложена двусмысленность: летопись упоминает о местечке  под названием «Москов», а тот, кто   упоминает  летопись,  присочиняет  «городок  Москов». Что,  не одно и то же. Отсюда следует, что «поселение Москов»  существовало и до 1147 года,  и позже.  Когда   «городка  Москов» ещё   не существовало. Оно возникло позже. Когда же?

 

Имеется дата и поважнее.

Об этом и пойдёт речь.  О дате 1156 год.  Означенная  дата в истории  Москвы,  а значит и в истории  России,  имеет особое значение. В тот год  в местечке «Москов» произошло знаковое  и  символичное  событие :  произошло совпадение трёх важнейших «градообразующих»  действий.

 Во-первых, поселение «Москов» огородилось частоколом, обрело границы,  выделило и обозначило  себя. То есть, по сути, стало ГОРОДОМ (от слова «огораживать»). Во-вторых, в памятный  1156 год в  поселении «Москов»  сформировалась   « посадская вооружённая дружина».  Другими словами «военный гарнизон», что так же является неотъемлемым признаком любого уважающего себя города.  И, в – третьих,  по указанию Юрия Долгорукова в  1156 году в поселении «Москов», как  сейчас сказали бы, «началось бурное градостроительство». Построек возвели в 5-6 раз больше,  чем было возведено   ранее. «Всплеск»  строительства – несомненный признак того, что родился именно город ,  из «Москов»  со временем  превратившийся в « Москва».

Итак, символизм рождения города « Москов» в 1156 году  налицо, поскольку одновременно  (и далеко не случайно) в тот год  явились три важнейших городских признака.

 

С определением месяца рождения города  Москва  сложнее. Здесь уповать на  летописи и исторические события не приходится. Как же быть?

Стихия – категория серьёзная.

 

А что если,  принять во внимание  символизм проявления характера  города Москва? Начать следует с выяснения стихии города.  Безусловно, стихия города  Москва – огонь. Не случайно  же Москва горела несчётное число раз. Кстати, согласно  статистике, и это тоже символично,   Москва является одной из  самых пожароопасных столиц  мира.   Но какой огонь принадлежит городу Москва? Имеется три варианта.

 Известен огонь  знака ОВЕН (месяца марта), который горит  неугасимо,  целенаправленно, обновляет жизнь, соотносится с красным цветом и планетой Марс. Это огонь отца. Известен огонь  знака ЛЕВ , месяца августа.  Это иной по характеру огонь: уверенный,   мягкий,  спокойный, согревающий   округу  огонь Солнца, огонь  матери. Это желтый  огонь,  расходящийся по всем направлениям. Известен огонь  знака  СТРЕЛЕЦ , месяца декабрь. Это огонь  хотя  и целенаправленный,  однако, неустойчивый,  не уверенный,  колеблющийся,   готовый  при случае потухнуть.  Это синий огонь планеты Юпитер. Выберем из трёх представленных   вариантов стихию огня, подходящую  городу Москва.  Двух мнений быть не может: Москву  представляет стихия огня  ОВНА.  Одна Красная площадь чего стоит!

 А далее дело техники.

В 1156 году Солнце вошло  в знак «Овен» 14 марта.  Это и будет символический день рождения города Москва.  При  этом и главные оси микрокосма  рождения   оказываются в стихии огня.  Обнаруживается и то, что Москва   имеет «львиный» характер, что тоже символично.  С Москвой не забалуешь! Она знает своё место и свою цену.  Итак, обоснованный    событиями истории  и биологией космоса,  символический день рождения города Москва  приходится на  14 апреля 1156 года.  Любопытно, что дата первого летописного упоминания о Москве  приходится на  4 апреля. Что  совсем рядом с установленной датой 14 апреля.   И думается, тоже  не случайно.  Таким образом,  весной 2023 года  городу Москве  исполнится 867 лет.  И это совсем недалеко от  нынешнего празднования даты  876.  Всего 10 лет разницы, что по меркам истории всего ничего.

 

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ