Александра Херсонова

 

Огонь, вода и медные трубы академика Анатолия Александрова.

 

120 лет  назад, 13 февраля  1903 года  родился   будущий физик и математик академик А.Н. Александров.

 

« Я пью за Пуассона и за «эффект Комптона»

и за константу планковскую « h».

За трефу и за бубну, за Обнинск и за Дубну

куда судьба «мифиста»  занесла…»

 

 Из студенческого фольклора  60-х.

 

«Руководить таким институтом, как ИАЭ, крупнейшим институтом и сложнейшими работами, и в то же время взять на себя заботу об Академии — надо сказать, это было чрезвычайно тяжело. В конце концов, это кончилось печально. И когда случилась Чернобыльская авария, я считаю, с этого времени и моя жизнь начала кончаться, и творческая жизнь».

 

Академик Анатолий Александров.

 

От автора.

 

Знакомясь с биографией А.П. Александрова,  ровесника  ХХ века,  понимаешь, что прикоснулся к жизни и судьбе  человека,  на долю которого  выпали  мучительные раздумья, тяжкие испытания и непомерные труды.  Всего того, что с лихвой  испытала Россия «кровью умытая».

«Сын своего века»… Ставшее  банальным  выражение, тем не менее, несёт в себе глубокую  истину. А именно то, через что пришлось пройти юноше,  подхваченному вихрем революции, Гражданской войны, непримиримым  противостоянием.  Юноше, пожелавшему получить образование, войти в науку, стать начинающим, а затем и маститым учёным,  патриотично,  не смотря ни на что защищать   устои Советской власти. Знакомишься с биографией «сына века»,  и перед тобой  встают эпизоды  произведений  М.А. Булгакова,   кадры  из кинофильмов  «Белая гвардия» , «Бег», «Дни Турбиных». Произведения, в которых А. Александров  мог  бы явиться действующим лицом,  героем  времён  поиска путей обновлённой   России.

Кому из смертных выпадало на долю получать три Георгиевских креста от имени царя, а затем, в иные времена,  три Звезды  Героя   Социалистического труда?  Кому из смертных  приходилось 11 лет  «царствовать» на Олимпе  Отечественной  науки, но в конце  долгой жизни глубоко разочароваться,   испытать горечь поражения? Уникальный случай. Но обо всём по порядку.

 

Из энциклопедии: «Анато́лий Петро́вич Алекса́ндров (31 января (13 февраля1903ТаращаКиевская губерния — 3 февраля 1994Москва) — советский физикакадемик АН СССР (1953; член-корреспондент 1943), доктор физико-математических наук (1941), педагогпрофессор.  Трижды Герой Социалистического Труда (1954, 1960, 1973). Президент Академии наук СССР в 1975—1986 гг. Член ЦК КПСС (1966—1989). Лауреат Ленинской премии (1959), Государственной премии СССР (1984) и четырёх Сталинских премий (1942, 1949, 1951, 1953). Член КПСС с 1961 года. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 5—6-го (1958—1966) и 10—11-го (1979—1989) созывов от г. Москвы. Один из основателей советской ядерной энергетики. Основные труды в области ядерной физикифизики твёрдого телафизики полимеров. А. П. Александров был избран почётным членом академии наук Армянской ССР (1984), академии наук Азербайджанской ССР, иностранным членом Болгарской академии наук (1976).

 

Семья.

 

Из биографии: « Сын надворного советника Петра Павловича и Эллы Эдуардовны Александровых.  Отец исполнял должность мирового судьи в маленьком городке  Тараща, дед занимался торговлей зерном. Мать по происхождению наполовину шведка. Крёстным Анатолия был его дядя, Роберт Эдуардович Классон, в будущем крупный инженер-энергетик, проектировщик первых электростанций в России, соавтор плана ГОЭЛРО.

В три года Анатолий осиротел — умерла мама. Детей (Валерию, Борисаи Анатолия) воспитывала бабушка Анна Карловна, немка по происхождению. В доме говорили на трёх языках: русском, немецком и украинском.

В 1912-м году Анатолий Петрович поступил в Киевское реальное училище, которое окончил в 1918-м году уже в разгар Гражданской войны, когда Киев находился под контролем немцев. Аттестат давал право на поступление в университет на физико-математический или медицинский факультет.

После ухода немцев по призыву гетмана Скоропадского записался в русские добровольческие части для защиты города от петлюровцев и большевиков.

 

 По разные стороны баррикад.

 

«Когда Красная армия захватила Киев 5 февраля 1919 года, Александров с приятелем был на даче в Млынке. Согласно семейным хроникам, «на обратном пути в Киев на железнодорожной станции Фастов Толя встретил знакомого офицера, соседа по киевской квартире. Офицер сказал молодым людям, что город захвачен большевиками и туда ехать нельзя, но если они истинные русские патриоты, то должны продолжать защищать свою родину уже в рядах Белой гвардии. Мальчики ушли с ним в Крым».

В Крыму в 16 лет он стал юнкером, затем воевал в составе Русской армии Врангеля пулемётчиком и был награждён тремя георгиевскими крестами. Осенью 1920 года, когда войска белых сдавали Крым, в последних боях по разные стороны участвовали юнкер Александров и командир взвода 1-й отдельной кавалерийской бригады Первой конной армии Ефим Славский — будущий министр среднего машиностроения СССР. Впоследствии, в советское время, они очень сдружились и иногда дискутировали, что было бы, встреться они в бою. При эвакуации армии Врангеля из Крыма Александров предпочёл остаться. Во время массовых убийств  в Крыму был схвачен, но благодаря стечению обстоятельств сбежал из плена и выбрался с полуострова.».

 

Рождённый космосом .

Анализ микрокосма символического  рождения.

 

Чем хуже, тем лучше.

 

Рождение произошло в знаке «Близнецы» с картиной-символом «Дети катаются на замёрзшем деревенском пруду».  Символ означаетиспользование неблагоприятных условий для развития характера  и трансцендентной установки  по отношению к окружающему. Это триумф человека над энтропией. Это и есть первый ответ на вопрос о причинах выдающихся успехов  в карьере учёного. Однако, можно предположить, что  рождение таит  опасность , поскольку отмечено ЧТ «Опасность» (63) и близким   влиянием на характер Плутона  с парадоксальным тезисом  ЧТ «Завершение Высшего образования» (16, 49).  Любопытна ,  необычная связь  вероятной опасности  благодаря  завершения высшего  образования…

Судьбой  управляет Меркурий, расположенный в «Водолее» и  в Доме «Наука, философия, религия»  (что и следовало ожидать). Причём в близкой «дружбе» с Сатурном, в сопровождении ЧТ, формирующих тезис «Наследство Образования и Воспитания под Убивающей планетой» (6,10, 52).  И опять перед нами  знак удивительной тревоги.  Это уже второй «звоночек» возможных неприятностей, связанных с образованием учёного. И даже с  наследием воспитания. Заметим,  советского воспитания.  Но к этому тезису вернёмся  особым образом.

Рассмотрим подробнее  ключевую  часть  структуры микрокосма.  В  этом случае  находим ум, открытый для всего нового, непредвзятое мышление, возможность учёной степени, когда решения принимаются из этико-нравственных  соображений и практичности. Убеждения становятся важнее фактов, решает какие факты считаются важными и как ими воспользоваться. Это признак учителя и профессора.

 

Что касается тезисаум,  открытый для всего нового, читаем: « «В середине 80-х годов  в  СССР началось повальное увлечение астрологией, экстрасенсорикой и парапсихологией. Президент Академии Наук СССР Анатолий Александров, которому в ту пору шел уже почетный девятый десяток, рассказал тогда: « В 1916 году мои сестры увлеклись спиритизмом. В смутное время всегда возникают такие увлечения. Мой отец, обращаясь к ним, сказал: « Еще могу поверить, что вы можете вызвать дух Льва Толстого или Антона Чехова, но чтобы они с вами, дурами, по два часа разговаривали, я в это никогда не поверю!».

 

 Итак, трагедия Чернобыля.  По этому поводу читаем: «Если бы не традиционная советская культура замалчивания неудач и выпячивания достижений,  письмо главного конструктора про  дефекты в РБМК (и пути их исправления) не прошло бы мимо сознания директора ЧАЭС Брюханова. И катастрофы бы не произошло. Чернобыль случился из-за дефектности не только реактора, но и всей системы втирания очков, замалчивания и искажения реальности, укоренившейся в позднем Советском Союзе».

Сказано  честно, по – крупному, по большому счёту.

 

Из биографии: «Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года стала личной трагедией для Александрова. Поддерживал первоначальную официальную версию о причинах аварии на Чернобыльской АЭС , согласно которой виновниками аварии является обслуживающий персонал ЧАЭС. Однако, согласно «Докладу комиссии государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике» аварии на ЛАЭС в 1975 году и ЧАЭС в 1986 году имели общие технические причины.  Вину за катастрофу сначала перекладывал на обслуживающий персонал,  а потом на главного конструктора РБМК. Игнорировал предупреждения (в том числе и главного конструктора) о недостатках РБМК и предложения коллег по их устранению. После катастрофы ЧАЭС уволил Волкова В. П. и Дубровского Б. Г. за их попытки рассказать о критических недостатках РБМК.

 

Рабочий вариант микрокосма  символического рождения.

 

На пути к признанию.

Картина-символ Меркурия   называется «Дезертир из морского флота».   Символ   означает  самореализацию индивидуума в критическом  отверждении социального статуса, который стал невыносим.

Иными словами, вероятно, академик мог бы  сбросить  с себя зависимость от   коллективных паттернов и идеалов.

  Но   произошло это слишком поздно, в конце жизни,  после того, когда трагедия Чернобыля  состоялась.

Но что же к этому может присовокупить Сатурн с той же картиной- символом?  Например, непредвзятое и абстрактной мышление, когда главным является истина, интерес к высшему образованию, желание добиться личного признания, занять важный авторитетный пост, озаботиться нравственной репутацией.

 

«Дружба Меркурия и Сатурна обещает  точность и аккуратность мышления, яркие математические и научные способности, дальновидность и умение руководить, иметь  духовную амбицию, но  на пути к признанию много трудностей.

Из биографии: «С 1943 года Александров участвовал в создании атомного оружия. Стал заместителем И. В. Курчатова в Лаборатории № 2 АН СССР (позже ставшей известной, как Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова). В 1946—1955 был директором Института физических проблем АН СССР (был назначен вместо опального П. Л. Капицы). В 1951 году именно Александров на совещании с Курчатовым принял решение о возможности применения изменений, предложенных Б. Г. Дубовским для решения проблем с активной зоной реактора АИ-1. В 1955 году стал заместителем директора Института атомной энергии, а после смерти Курчатова (1960) стал его директором».

 

Талант делать карьеру.

 

Поскольку речь идёт об исследовании Урана, рассмотрим эзотерическую часть  этого вопроса. Картина-символ Урана: «Круглолицый мальчик на игрушечной лошадке».

Что же обещает символ учёному, занятому проблемой Урана? Оказывается,  предвосхищающее наслаждение  силами и способностями, о которых,  пока можно только мечтать.

Энергия  Урана  рождения проявляет себя  сфере «Сотрудничество» (VII) в окружении ЧТ « Мать и Дочь» (3, 32), что  следует понимать как нечто врождённое. Энергия Урана  благоприятно воздействует на «Карьеру и Профессию» (Х), проявляется в таланте делать карьеру, получать поддержку влиятельных лиц,  создать удачную политическую карьеру.

 

Из биографии: «С 25 ноября 1975 года по 16 октября 1986 года — президент Академии наук СССР (избран на безальтернативной основе). Владимир Н. Ерёменко вспоминал, как на одном из партийных съездов Александров выступая «произнёс очень яркую и смелую по тем временам речь», в которой, отрываясь от текста доклада, подверг критике «наши правительственные порядки и качество жизни».

.

Картина-символ Дома «Наука» именуется «Природный дух танцует в  радужных брызгах водопада» ,  что понимается  как способность воспринимать скрытый  творческий дух природных феноменов.

Это   и есть дисциплина в истинном смысле слова. Однако, настораживает то, что в Доме «Наука» отмечены  две ЧТ «Конфликт с Обезглавливанием» (12, 34), что предполагает серьёзное негативное происшествие.

 

Самодисциплина в добыче знаний и умений.

 

Рассмотрим содержание Дома « Карьера и Профессия» (Х), в котором «дружат» Солнце и Юпитер. Картина-символ Солнца «Большой медведь, сидящий и покачивающий всеми четырьмя лапами».

 Нечто, имеющее отношение к жизненной энергии, означает  самодисциплину, возникшую в результате  интеллектуального развития  индивидуальных способностей  и правильного упражнения.

При этом картина-символ Юпитера  именуется «Дерево, срубленное и распиленное на дрова к зиме».

В символе  указывается на знания и умения, используемые в природном окружении для удовлетворения  основных жизненных потребностей.

Важно то, что знания и умения  отягощены  ЧТ «Повреждения» (31).

«Дружба» Солнца и Юпитера  обещает умение расширять сферы своего влияния и достигать цели, максимально использовать представившиеся шансы. Умение добиться власти и  влияния с помощью проектов, которое получают признание. Это знак натуры счастливой, к  тому же  натуры защищённой  космосом.

Кстати о «счастье».  В чём заключалось счастье   ядерного физика Александрова?  Судя по картине-символу «Огнепоклонник медитирует  над предельными реальностями существования»,  счастье заключалось  в  субъективном искании первооснов за игрой процессов жизни и смерти. Символ  реалистично напоминает об игре физика-огнепоклонника  с   нутром атомного реактора  и  действительно на границе жизни и смерти…

 

А. К. Гуськова  в работе  «Атомная отрасль страны глазами врача» вспоминает:  «У него была «двойная биография». Он участвовал в Гражданской войне на стороне белых. Знал, что об этом известно в ведомстве Берии, и понимал, что любое отступление, неосторожное высказывание, неудача могут быть использованы против него. А потому всегда был «застегнут на все пуговицы». Анатолий Петрович немного «отпустил» себя только в последние годы жизни, «растопился», стал более доверителен. Его любили, но по-другому, чем Курчатова. Преклонялись перед его авторитетом, чувством ответственности, готовностью разделить опасность.

 

При этом Дом «Карьера и Профессия (Х)  мощно  подпитана  благотворными  энергиями  Марса и высших планет  Урана, Нептуна и Плутона, образующих  завидную фигуру планет «Космический щит». Что же  отсюда следует?

Отсюда следует решительность и качества вождя, уверенность в себе,  взятие на  себя тяжёлые  задания, любовь ко всему живому, способность обновлять все стороны жизни, возможно сверхъестественные силы, любовь к пышным церемониям, вдохновение и великодушие.

 

Из биографии: «По инициативе Александрова и при его участии были разработаны и построены судовые энергетические установки для атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».  Решение о создании в СССР нового вида подводных кораблей в Северодвинске (Молотовске) — первой в СССР подводной лодки с ядерной двигательной установкой принимал лично Председатель правительства СССР И. В. Сталин.

Именно под руководством Александрова в небывало короткий срок были решены технические, организационные и производственные проблемы при строительстве первой в СССР атомной подводной лодки с ядерной двигательной установкой.

 

Агрессивность Марса усмиряется.

 

Остановимся на положение Марса в знаке «Весы» и Доме  «Естественные желания» (V), где Марс «обнимается» с Восходящим Лунным узлом.  Сфера эта весьма активирована, поскольку содержит шесть  чувствительных точек.

Итак, что же означает Марс  в  отношении «естественных желаний»? Означает потребность в совместных действиях. Это хорошее положение, поскольку агрессивность Марса усмиряется. В натуре предполагается проявление  погони  за удовольствиями,  хорошее учительство, развивающее и поддерживающее детей. Действия гармоничные для окружающих, признание и сотрудничество,  однако, приспосабливаемость может завести в пучину страстей, когда неправильно понятый патриотизм  может сделать жертвой .

Не в этом ли заключается корень бед академика Александрова? И не по этой ли причине  здесь же сосредоточена серия  ЧТ «Порезы,  Споры, Расстройства и Разногласия »  (30, 36, 39), а так же «Беда  Опухоли» (23, 33).

 Президенту Академии наук СССР много «крови испортил»  вопрос об  исключении из рядов академика – диссидента А.Д. Сахарова.

По этому поводу читаем: «Затронув эту тему, нельзя обойти вопроса об отношении АП

к А.Д .Сахарову, чья наиболее интенсивная общественная и правозащитная активность пришлась на годы президентства АП в Академии Наук. Поэтому АП приходилось давать объяснения на эту тему в правительстве, отвечать на вопросы журналистов и иностранных коллег, улаживать скандалы и удерживать власти от размашистых репрессивных действий. Все это очень нагружало АП и поддерживало в нем постоянное раздражение против Сахарова. Он не любил говорить на эту тему, но когда об этом заходила речь, то он не скрывал своего неудовольствия действиями Сахарова и им самим, как личностью. Он считал действия Сахарова общественно опасными, боясь, что они могут спровоцировать новую волну репрессий, направленных на Академию наук и интеллигенцию в целом. А об ужасах прошлых репрессий он знал, в отличие от Сахарова, не понаслышке. Хорошо зная партийный Олимп, (опять - таки в отличие от Сахарова), он очень ясно видел наивность попыток Сахарова внушить руководству идеи необходимости перемен».

 

В заключении рассмотрим содержание картины-символа  ЧТ «Коренное изменение» жизни и судьбы академика (67).  Картина имеет символом,   разрушение  зависимости от социальных запретов. Это  второе  похожее указание, аналогичное тому, что прозвучало ранее: «сбросить  с себя зависимость от   коллективных паттернов и идеалов.

Указанная ЧТ (67) соотносится с ЧТ «Тяжёлая утрата» (21), которая  и определила коренное изменение жизни и судьбы. 

Того, о чём  академик Александров  с горечью   признался: «Когда случилась Чернобыльская авария, я считаю, с этого времени и моя жизнь начала кончаться, и творческая жизнь».

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ