Александра Херсонова

 

Алмазный венец  Валентина Катаева.

 «Теперь из всей нашей странной республики гениев, пророков, подлинных поэтов и посредственных стихотворцев, ремесленников и неудачников остался, кажется, я один . Почти все ушли в страну вечной весны, откуда нет возврата».

 

Валентин Катаев.

Часть третья.

 

Портреты, лиц  «не общего выражения».

 

 

1.      «Соратник».

    Николай Николаевич  Асеев.

Википедия: «Никола́й Никола́евич Асе́ев (10 июля 1889ЛьговКурская губернияРоссийская империя — 16 июля 1963МоскваСССР) — русский советский поэтпереводчик и сценаристдеятель русского футуризма. Член союза «Председателей земного шара». Лауреат Сталинской премии первой степени (1941)»

«Во дворе Вхутемаса, в другом скучном, голом, кирпичном корпусе, на седьмом этаже, под самой крышей жил со своей красавицей женой Ладой, бывший  соратник и друг мулата  по издательству «Центрифуга», а ныне друг и соратник Командора  - замечательный  поэт  о котором  Командор писал: «…есть у нас ещё Асеев Колька. Этот может. Хватка у него моя. Но ведь надо заработать сколько! Маленькая, но семья».

 

Соратник, крупный поэт, был, кажется  единственным из всех лефов, признававшим меня. Он настолько верил в меня, как в поэта, что даже сердился, когда я брался за прозу. На одной из своих книжек он сделал мне  такую надпись: большими буквами сверху стояло слово ПОЭТУ, дальше было моё имя и потом: « с враждой за его отход от поэзии к «всерьёз и надолго» прозе, любящий его искренне – такой-то».

 

Может быть, он был мой самый настоящий, верный друг. Но он был гораздо старше меня как по возрасту, так и  по литературному положению, и его дружба со мною имела скорее характер покровительства, что ещ пушкин назвал «иль покровительства позор».

 

 

«Тогда ладно, -  сказал королевич,  -  не хочешь вести меня к Командору, так веди меня к его соратнику, а уж он меня наверняка  подружит с самим. Соратник у него первый друг. А соратник тебя любит, я знаю, ты с ним дружишь, он считает тебя хорошим поэтом.

Королевич льстиво и в то же время издевательски поглядывал мне в лицо всё ещё хмельными глазами и поцеловал меня в губы. Мы были с соратником  действительно в самых дружеских отношениях, и я сказал королевичу: «Ну, что ж, к соратнику я тебя как – нибудь сведу». Но над было знать характер королевича .

 

«Веди меня сейчас же. Я знаю, это отсюда два шага. Ты дал сне слово». «Лучше как-нибудь на днях» . «Веди сейчас же, а то на всю жизнь поссоримся». Это был как бы разговор двух мальчишек.

 

«Не следует забывать, что  соратник и мулат  были близкими друзьями и оба начинали в «Центрифуге» С.Боброва. Теперь же оказалось, что всё забыто, и королевича принимали с распростёртыми объятьями, а я оставался в тени как человек в доме свой».

 

 

2..  «Будетлянин».

Велимир  Владимирович Хлебников.

Википедия: «Велими́р Хле́бников (в прижизненных изданиях также Велемір, Велемир, настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников;  9 ноября 1885 — 28 июня 1922 — русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара». Высшую оценку Хлебникову дал знавший его лично Роман Якобсон: «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего <двадцатого> века…».

« Во дворе Вхутемаса, куда можно было проникнуть с Мясницкой  через длинную темную трубу подворотни, было, кажется два или три  высоких кирпичных нештукатуреных корпуса .В одном из них находились мастерские молодых художников. Здесь же в нетопленной комнате существовал как некое допотопное животное  - мамонт! – великий поэт , председатель земного шара, будетлянин, странный гибрид панславизма и Октябрьской революции, писавший гениальные поэмы на малопонятном древнерусском языке, на клочках  бумаги,  которые без всякого порядка засовывал в наволочку, и если иногда выходил из дома, то нес с собой эту наволочку, набитую стихами, прижимая её к груди».

«Теперь трудно поверить, но  в моей комнате вместе со мной в течении нескольких дней на диване ночевал великий поэт будетлянин, председатель земного шара. Здесь он, голодный и лохматый, с лицом немолодого уездного землемера или ветеринара, беспорядочно читал свои странные стихи из обрывков,  которых нет – нет, да и вспыхивала неслыханной красоты алмазная строчка, например: «…деньгою серебряных глаз дорога» - при изображении цыганки.

Или: «Мне мало надо! Краюшку хлеба, да каплю молока, да это небо, да эти облака».

Или же совсем великое! 

«Свобода приходит нагая , босая на сердце цветы, и мы, с нею в ногу шагая, беседуем с небом на ты. Мы, воины, смело ударим рукой по суровым щитам, да будет народ государем, всегда, навсегда, здесь и там. Пусть девы споют у оконца меж песен о древнем походе, о верноподданном Солнца самосвободном народе».   Многие из нас именно так моделировали эпоху.

«Председатель земного шара  не выражал никакого неудовольствия  своим нищенским положением. Он благостно улыбался как немного подвыпивший священнослужитель, и читал, читал, читал стихи, вытаскивая их из наволочки, которую всюду носил с собой , словно эти обрывки бумаги, исписанные детским почерком, были бочоночками лото. Он показывал мне свои «доски судьбы» - большие листы, где были напечатаны математические непонятные формулы и хронологические выкладки, предсказывающие судьбы человечества. Говорят, он предсказал Первую мировую войну и Октябрьскую революцию…

Несомненно, он был сумасшедшим. Но ведь и Магомед был сумасшедшим. Все гении более или менее сумасшедшие».

« Я был взбешен, что его не издают, и решил повести будетлянина  вместе с его наволочной,  набитой стихами прямо в Государственное  издательство».

«Потом до Москвы дошла весть, что он умер где-то в глубине России, по которой с котомкой и посохом странствовал вместе со своим другом, неким художником.  Омом уже стало известно, что оба они  пешком брели по  дорогам родной, милой их сердцу русской земли, по её городам и весям,  ночевали , где бог послал, иногда под скупыми северными созвездиями, питались подаянием. Сперва , простудился и заболел воспалением лёгких художник. Он очень боялся умереть бес покаяния. Будетлянин его утешал: «Не бойся умереть среди родных просторов. Тебя отпоют ветра.  Художник выздоровел, но умер сам будетлянин, председатель земного шара. И его «отпели ветра».

5.     Друг.

 

Илья Арнольдович  Ильф.

Википедия: «Илья́ Арно́льдович Ильф (при рождении Иехи́ел-Лейб Арьевич Фа́йнзильберг3 (15 октября 1897 года, Одесса — 13 апреля 1937 года, Москва) — русский советский писатель, драматург и сценарист, фотограф, журналист. Значительная часть художественной прозы была написана Ильфом в соавторстве с Евгением Петровым, в том числе романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», книга «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Произведения Ильфа и Петрова были переведены на десятки языков мира, выдержали большое количество переизданий, неоднократно экранизировались и инсценировались.

 

« Но в «гудке» произошло ещё одно чудо».

 «В числе молодых, приехавших с юга за славой, оказался наш общий друг , человек во многих отношениях замечательный. Он был до кончиков ногтей продуктом западной, главным образом французской культуры, её новейшего искусства  - живописи, скульптуры, поэзии.

…Он одевался как все мы: во что бог послал. И тем не менее он явно выделялся. Он дружил с наследником (так мы назовём одного из нашей литературной компании), который и привёл его к нам  в агитотдел  ОдукРосты, а потом и в так называемый коллектив поэтов, где он (назовём его просто друг), хотя большей частью и молчаливо, но весьма неравнодушно, принимал участие в наших литературных спорах».

 

«Мы полюбили его, но никак не могли определить кто же он такой: поэт, прозаик, памфлетист, сатирик? Тогда ещё не существовало понятия эссеист»

 

« В нём чувствовался острый критический ум, тонкий вкус, и втайне мы его побаивались, хотя свои язвительные суждения он высказывал чрезвычайно редко, в форме коротких замечаний «с места», всегда очень верных, оригинальных и зачастую убийственных. Ему был свойственен афористический стиль».

 

«Можете себе представить,  каких трудов стоило устроить его на работу в Москве. О печатании его произведений не могло быть и речи. Пришлось порядочно повозиться, прежде чем мне  не пришла на первый взгляд  безумная идея повести его наниматься в «Гудок».

 

«По странному стечению  обстоятельств   в «Гудке»   собралась компания молодых литераторов, которые впоследствии стали,  смею сказать,  знаменитыми писателями, авторами таких произведений, как  «Белая гвардия»,  «Дни Турбиных»,  «Три толстяка», «Зависть», «Двенадцать стульев», «Роковые яйца», «»Дьяволиада», «Растратчики», «Мастер и Маргарита» и  много, много других.

 

« Вы меня великодушно извините, - обратился ответственный секретарь к другу, которого я привел к нему, - но как у вас насчёт  правописания?  Умеете ли вы изложить свою мысль грамотно? Лицо дуга покрылось пятнами. Он был очень самолюбив. Но он сдержался и ответил, прищурившись: «В принципе пишу без грамматических ошибок». Тогда мы дерём вас правщиком, - сказал Август. Другу вручили пачку писем ,вкривь и вкось исписанные  чернильным карандашом. Друг отнёсся к этим неразборчивым каракулям  чрезвычайно серьёзно. Он уважал рабочий класс, невиновный в своей безграмотности – наследии дореволюционного прошлого».

 

«Это была маленькая газетная революция…

Создатель же этого новаторского газетного стиля так и остался в этой области  неизвестным,  хотя через несколько лет  в соавторстве с моим братишкой  снискал мировую  известность, о чём  своевременно будут рассказано».

 

4.«Синеглазый».

Михаил  Афанасьевич Булгаков.

Википедия: «Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков  (15 мая 1891КиевРоссийская империя — 10 марта 1940МоскваСССР) — русский писатель советского периодадраматургтеатральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей, рассказов, пьескиносценариев и множества фельетонов в 1920-е годы. Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, — «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах.

 

«Синеглазый же, наоборот, был весьма консервативен, глубоко уважал все признанные  дореволюционные авторитеты, терпеть не мог Командора, Мейерхольда и Татлина  и никогда не позволял  себе, как любил выражаться ключик, «колебать мировые струны». А мы эти самые мировые струны  колебали беспрерывно, низвергали авторитеты, не с читались ни с какими общепринятыми истинами, что весьма коробило синеглазого, и он строго нас за это отчитывал, что, впрочем, не мешало нашей дружбе».

«В нем было что-то  неуловимо провинциальное».

«…Он любил поучать – в нём было заложено нечто менторское. Создавалось впечатление, что лишь  одному  ему  открыты высшие истины не только искусства, но и вообще человеческой жизни. Он принадлежал к тому  довольно распространённому типу людей, никогда ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя  все заповеди  Ветхого и Нового заветов».

 

«Несмотря на всё несходство наших взглядов на жизнь, нас сблизила с синеглазым страстная любовь к Гоголю, которого мы, как южане, считали своим, полтавским, даже как бы отчасти родственником, а так же повальное увлечение Гофманом. Эти два магических Г – Гофман и Гоголь – стали нашими кумирами . Все явления действительности предстали перед нами как бы сквозь магический кристалл гоголевско -гофмановской  фантазии».

«…Он не был особенно ярко-синеглазым. Синева его глаз казалась несколько выцветшей, и лишь изредка в ней вспыхивали дьявольские огоньки горящей серы, что придавало его умному лицу нечто сатанинское».

«Синеглазый вообще был склонен к общению со злыми духами, порождениями ада. Ненависть наша к нэпу была  так велика, что однажды мы с синеглазым решили издавать юмористический журнал вроде «Сатирикона». Синеглазый дал журналу  название  «Ревизор».

«Он вообще был большой поклонник оперы. Его любимой оперой был «Фауст». Он даже слегка наигрывал в обращении с нами  оперного Мефистофеля, иногда грустно напевал: «Я за сестру тебя молю», что я относил на свой счёт».

Продолжение следует.

 

 

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ