Александра Херсонова

 

Александр Удачин.

 

Мир поэзии Валентина Сидорова.

 

«Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь, но пораженье от победы ты сам не должен отличать».

Борис Пастернак.

 

Не заметный поэт.

 

 

 Поэт Валентин Сидоров -  современник  нашего поколения (1934 -1999). Однако, должен признаться , что в 60-70 годы в период наибольшего увлечения поэзией,  поэт Валентин Сидоров    в орбиту поэтических интересов  автора  не  входил.  По прошествии  многих лет, когда время расставило всё на свои места,  спрашиваю себя: отчего так произошло? Случайно? Или не случайно? Да, поэт Валентин Сидоров  не был «на устах у всех».  Но может быть это поэт иной судьбы, иного успеха, призванный  жить и творить по иным, не «всеобщим» законам поэтического творчества? 

Ответ на  вопрос « закрытости »  поэзии В. Сидорова  обнаружил в его же книге  «Знаки Христа», где духовная наставница  поэта Мария Вадимовна разъяснила следующее: «По-разному отзовутся  ваши творческие токи в душах людей….Помните, однако, что ваше творчество рассчитано не для них, и общение с ними не входит в круг ваших обязанностей. Более того, их интерес, их вибрации будут создавать определённую помеху для вас и идей, которые вы несёте. Ваше творчество рассчитано на истинно духовных людей, вне зависимости от их внешних познаний и сугубо интеллектуальной начитанности».

 

В поисках музыки…Космоса.

 

Поэзия В. Сидорова ,   как и у многих, начиналась как   личностная, поскольку всецело   являлась  отражением  взаимодействия внутреннего  «Я» поэта с окружающей действительностью. Но со временем характер поэзии В. Сидорова претерпел  существенное изменение: поэт   отошел  от «себя любимого» и  обратил  творческий взор  ко всему, что окружает : к   человеку, к природе, к  мирозданию… Однако, на этом  не остановился , пошёл  дальше, обратившись к  миру надземному, к  реалиям Космоса,  к Вселенной, отыскивая в своём микрокосме отголоски  жизни Макрокосмоса. И наоборот,  жизнь Макрокосма проецировал на собственный микрокосм.

От ощущения земли к ощущению космоса.

 

 В. Сидоров родился 28 апреля , а значит с точки зрения космобиологии  принадлежал  к психотипу «Телец».  То есть явился  человеком стихии «земля», человеком «материи», тверди. Но ведь и земля бывает разной!

« Земля» в образе  В. Сидорова  оказалась плодородной, орошённой,  подготовленной к посеву, высокоурожайной. Не удивительно, что тема «земля »  проявляется  в стихах поэта. И действительно, в названиях  и содержании  стихотворений встречаем  преимущественно «материю».

Примеров множество: «дождь, лебеда, река, полынь, поля, земля, церковь, радуга, снег, вороны, ракита, деревня, чернозём, город, ветер, татарник, колокола, деревья, небо, листья, холмы, берёза, туман, цветы…».

 

Начиная с  1965 года,   в поэзии В.Сидорова  появляется нечто новое,  близкое к «философии». По его  поэтическому слову « в страну бессмертья ищем мы пути» , при этом  « человек - смешенье двух начал, он - на границе смерти и бессмертья». И только с началом 70-х годов, увенчанных знаковой поездкой в Индию (в 74 году),  в  поэзии В.Сидорова зримо проступает мыслитель , его  поэзия обретает «новое лицо». Новые, не  тронутые ранее темы будят  разум, чувство и воображение поэта.

В 1970 году появляются «Голубые холмы Индостана», где  поэт обращается к Индии , считая  что «нам и ей подвластны высота и широта небес», а «в языке воскресшего санскрита мы глагол славянский узнаём».

В творчестве поэта  берёт начало тема единения России и Индии, родства душ, духовной близости. Эта счастливая и благодатная  тема впоследствии  явится главенствующей в творчестве  поэта , которой  будет отдано 30 лет жизни. Поэт задумывается над  «равновесьем неба и земли»,   о том, что «мы после смерти будем жить, а как - другое дело».

От имени единомышленников утверждает : «Мы признаём творящий ритм вселенной». И подходит к читателю с далеко неочевидным размышлением: «Числом пленяет красота» , а так же «ныне в жизнь одну десятки жизней воплотились сразу».

 

Высокое Учительство.

 

В 1971 году появляется стихотворение «Учитель», где поэт  ведёт речь о высоком учительстве, о  том, что называется водительством. Брамин,  обращаясь к Учителю,  говорит:  «Меж звездами, меж солнцем и людьми ты говорил, не может быть различья... как звёзды люди излучают свет».

В 1972 году  пишется, культовое стихотворение «Весть», основанное на монологе Н.К.Рериха, в котором рефреном повторяется  строка: «Чует душа тёмные явно и тайно сражаются».

 

Фото из книги Валентина Сидорова «Семь дней в Гималаях».

 

Известный  абаканский журналист и писатель Алексей Анненко  на вопрос  знал ли он лично Валентина Сидорова , ответил, что лишь однажды встречался с поэтом.  И пояснил: «В. М. Сидоров был одним из самых почитаемых мной авторов в 70-80-е годы. Я следил за всеми его публикациями. Он сделал очень много. Его стихотворение «Весть"»- одно из лучших о Н. К. Рерихе. Недаром его использовали Н. Д. Спирина и Е. П. Маточкин в своих музыкально-поэтических композициях 1970-х годов о Рерихе».

 

Оценивая текущее время, В. Сидоров  замечает :  «Сходит, решительно сходит на нет, всё , что как накипь поднялось со дна. Пламя меняет свой яростный цвет». И опять звучит тема единства России и Индии : « Словно ручьи , холодящие лето, вместе слились Гималаи и Русь. Слышу я голос единства Вселенной в дивных словах Гималаи и Русь».

В стихотворении на вечную тему « Пути любви»  встречаем взгляд неожиданный: «…Ничего не надо. Мне этот мир в сверканье облаков сам по себе уж лучшая награда и  слово «жить» недаром может быть, становится синонимом «любить».  И далее:  «Назначение любви и смысл её извечный, сокровенный - вот это единение с людьми, с землёю, небом и со всей Вселенной». И в итоге поэт-философ приходит к   заключению: «Нет меня, отдельного от всех».

 

Зов мысли .

 

В стихотворении «Мысль» поэт возвращается к теме «цвета»: «О мысли осаждающие нас!...Я только вижу: рассекая тьму, дрожит голубоватое свеченье».  И опять  звучит вопрос: «Какого цвета мысли или чувства»? И, несмотря на то, что «мысли невесомы и бесплотны, но всё-таки заряд сильней, чем электрический, хранят».

Что могут мысли? Многое! «А пустоты и не было,  и нет,  и мысли с неизменным постоянством стремительно врезаются в пространство, сгущая тьму или сгущая свет». 

В стихотворении «Голос в ночи», где  повествуется о причине гибели Атлантиды, поэт предостерегает современников: «Вам ещё неизвестно как насыщена  мгла, как сгущаются тучи эгоизма и зла…Нет, старинные притчи и легенды не лгут, что от злых устремлений злые реки текут».

Тема «Что есть человек?» поднимается поэтом в стихотворении «Зов»: «О, внутреннее наше мирозданье, сплетенье нам неведомых дорог! Какое нам готовишь испытанье? Какой должны мы выполнить урок

И приходит к выводу: «И ад, и рай ты сам в себе несёшь». Что касается врагов, то вот они: «Твой главный враг, твой самый главный враг - твоё же себялюбие и страх». Переиначивая латинское выражение,  поэт утверждает: «Здоровый дух дарует нам здоровье». Но важно, что бы «жизнь с тобой заговорила, это значит,  путь восхожденья наконец-то начат».

Говоря об Индии , поэту невозможно    обойти имена великих философов и общественных деятелей. В 1973 году пишется стихотворение «Вивекананда», где звучит заклинание : «Обряды -  яд! Авторитеты - яд! А жизнь не в этом, истина не в этом».  Чему же учит великий философ? Например, тому, что «истина не где-то в облаках, а там¸ где свет, энергия и сила» и что «ты сам себе Учитель человек».

Что касается символа веры философа, то вот он: «Свобода духа, радость бытия - волшебный ключ в неведомые сферы. И в этом - вся религия моя и символ мой несокрушимой веры! И в этом - жизнь сама!»

Под влиянием  творчества Н.К. Рериха     ключевые идеи поэт   выражает афористично,      превращая в запоминающиеся  философские поговорки. И таковых великое множество:  «Тропинок много, путь всегда один», «Подчинив себе хаос, мысль скрепляет миры»,  «Пускай препоны на твоём пути всё время превращаются в ступени», «Ищи  лишь то, что бесконечно выше и бесконечно далее тебя».

 

Поэтическая «рерихиана».

 

Поэт  значительное внимание уделяет  идеям Н.К. Рериха, Учению Живой Этики. Здесь  находим   повествование о «Созвездье Ориона»,  о «Махатме Ганди», «Легенду о Камне»,  «Свиток», «Песнь о Шамбале». Рефреном звучит  удивительная  строка:  «Встаёт над Гималайскою грядой в урочный час созвездье Ориона».  Что за «урочный час»? «В этот час насыщена земля волной, идущей из глубин вселенной: «О человек! Вот смысл твой сокровенный. Ты - огнь и свет, сжигающий себя».

Можно предположить ,  что во время встречи с С.Н. Рерихом, художник рассказывал   поэту о легендарном Камне, которым владела его семья.  Уж больно подробно и живописно  повествует поэт о том, что  и вообразить  невозможно.  Правда, кое-что поэт мог почерпнуть из легенд: «Я видел: белый столб над ним парит, я чуял даже аромат целебный и голубыми  искрами огня тот столб, как будто некое растенье, осыпался, повергнувши меня  в дрожанье и великое смятенье».

Вот как поэт описывает  легендарные свойства «небесного ковчега» : «Нальётся камень темнотой густой, заходят тучи тут же над землёю. Когда тяжёл - то значит, льётся кровь, когда трещит - то враг идёт походом. Когда же он становится багров, земля трясётся вместе с небосводом».

В «Махатме Ганди» поэт утверждает что «может быть лишь теплотою всеземного братства мертвящий ком возможно растопить». Мертвящий ком - ужасающая карма человечества, отчего «как никогда нам не союз со смертью, а с жизнью нам союз необходим». В «Песне о Шамбале» поэт замечает дивное : « Песнь звенела, и в песне чужой повторялась легенда Алтая и душа сочеталась с душой».  И предполагает: «Может, в неком неписанном своде утверждалась их тайная связь, если Шамбала, как Беловодье, белым островом тоже звалась».

 Фото из книги Валентина Сидорова «Семь дней в Гималаях».

 В стихотворении 1978 года В. Сидоров утверждает: «Век блистающей Шамбала ныне, заповеданный нам наступил». Признак нового века - сошедший с небес огонь, тот который  «сожигает мысли не созвучные нашей душе». Но то огонь особого рода! «Опалённый космической тайной, отзвук давних преданий храня, познавать нам дано не случайно уточённые формы огня». В песне ламы о Шамбале мы узнаём, что «вековечная тайна  России на путях в Гималаи лежит» и «ток незримый в Россию течёт». Что касается русского народа, то  «всю тяжёлую карму планеты  вы взвалили на плечи  свои и авангард светоносного братства - это русский народ, это вы».

Вывод очевиден : «Кто с Россией и кто за Россию, тот от гибели будут спасён, а Русь и Индия , грани смыкая образуют один континент».

 

Стихи,  которые трудно   вообразить.

 

В книге «Знаки Христа», в той части , что называется «Русские Гималаи», по поводу стихов-медитаций читаем: «Результаты медитаций непроизвольно выстраивались в стихотворные строчки, но я отдавал себе отчёт, что это не стихи в обычном смысле слова. Дело в том, что я не работал над ними , напрягая  свой мозг. Они приходили как бы сами по себе, и мне оставалось лишь записывать их, поражаясь подчас неожиданному повороту мысли или космичности того или иного образа».

Что же «записывал»  медитирующий  поэт В.Сидоров? Например, следующее: «Ведёт в другое измеренье холодных чисел торжество» . Однако, за владение тайнознанием  приходится платить по большому счёту и поэт с  сожалением признаётся :«Нам перестали удаваться простые нежные стихи». Не случайно в позднем творчестве поэт перешёл к «внутреннему собеседованию» ,  к стихам -медитациям (1979 г).Поэт как бы обращается к самому себе со стороны.

 Например,    о человеке  судит так : «Твой Микрокосмос  весь вмещает Космос, и все эпохи в нём совмещены».  Что же такое человеческое сердце? «О сердце! Из туманностей твоих я вижу - созидаются созвездья».

А что  означает жить?  «Жить - значит радоваться свету».А познавать Жизнь? «Это лишь познанье её любви к тебе и всем мирам».

Немало афоризмов посвящено творчеству: «А творчество идёт по двум путям: ты сам творишь, но и тебя творят». Или : «Поэзия невидимого мира пусть насыщает творчество твоё».Темы медитаций  поэта разнолики: миг и вечность, безмолвие и единство, ритм и время, ,  мысль и творчество, любовь и истина, смерть и жизнь, равновесье и страх, недоверье и устремленье..

В «Беседах с Учителем» поэт  раскрывает читателю крупицы   высокой мудрости о свете Учителя, об обращении к Учителю, о приближении к Учителю, о пожеланиях ученику, о главном направлении жизни, о врагах, безмолвии, устремлении, работе сердца, преображении ,светильнике духа, о темноте и одиночестве. О многом!

 

Афористичны формулы поэта (1979-1987 г).

«Быть в рабстве у себя самоубийство».

«Власть без насилья - истинная власть».

Безмолвие, а если по- другому, спокойствие и духа, и души».

«Познать себя, через себя - весь Космос».

«Не надо слов. Пусть сердце говорит».

«Не осуждай. Почувствуй в человеке светящуюся точку».

«Живёшь, когда творишь , преобразуя».

«Не о себе, не для себя, для нас - и все дела приобретут другое звучание».

«Космические циклы бытия в тебе идут. Ведь ты же микрокосмос. А микрокосмос космосу созвучен».

«Не должен дух твой к телу прирастать, дабы не стал он костным и недвижным».

«Любое воплощение твоё огнём стекает в  огненную Чашу».

«Ты ищешь Путь в сомнениях и страхе, но и тебя разыскивает путь, тебе суждённый и тебя зовущий».

«Рост человека меряется сердцем. Духовный рост не мыслим без него».

«Быть посвящённым значит полюбить. И всё откроется. Любовь - познанье сердцем».

«Рожденный      Светом,     в Свет вернуться должен».

«Учись летать, а не парить. Паренье - отдых, а полёт - работа».

«Вершина всех вершин в самом бебе. К ней устремись. Отсюда всё увидишь».

«Землёй рождённый, ты рождён и солнцем».

«Жилище духа всюду и нигде».

«Всё то, что окружает, это ты, и значит, ты есть всё, что окружает…».

 

«Чтение - вот лучшее учение».

 

А.М. Горькому  принадлежит известное выражение : «Чтение - вот лучшее учение». Особенно для тех, которые «университетов не кончали».И с этим трудно не согласиться.  «Университетами» А.М.Горького была сама жизнь, а она строгий экзаменатор. Писателю принадлежит и другое  менее известное выражение : «Всем лучшим в себе я обязан книгам». Думаю, что под  этими словами могли бы подписаться  многие…

Что касается автора этих строк, то он давно обрёл привычку (думаю, что хорошую)  читать заинтересовавшие  его книги с карандашом в руке. Читать, и наиболее интересные места отмечать системой собственных знаков: где простым подчёркиванием, где галочкой,  где восклицательным знаком,  а где  и двумя вертикальными линиями. Таким образом ,  для последующего  чтения отмечать главное, наиболее ценное. Предлагаю вниманию читателей некоторые «извлечения», то,  на что стоит обратить внимание.

 

Простые истины Валентина Сидорова.

(Из книги  «Семь дней в Гималаях»).

О человеке.

«В природе нет тайн, а есть только  та или иная ступень знания».

Восточная мудрость утверждает: «Все истинные изменения в людях происходят всегда мгновенно».

Если беспределен Макрокосмос, то и Микрокосмос, каковым является человек, тоже беспределен, а значит, и возможности человека практически ничем не ограничены.

Нет таких слов, которые может безнаказанно выбрасывать в мир человек. Слово - не простое сочетание букв. Оно всегда передаёт действие силы в человеке.

Голубой цвет ауры по представлениям индусов  свидетельствует о большой духовной  высоте и силе человека.

Есть целый ряд знаний, войти в которые может только сам человек. Ввести в них ничья посторонняя мысль не может . Развиваясь, освобождённый человек сам ставит - свои -, по-своему, вопросы матери-природы, и она ему отвечает.

Думать, что ты можешь кого-либо поднять к более высокому миросозерцанию, если приобщишь его к своей истине, раскрывшейся тебе благодаря твоему собственному труду и любви, составляет такое же заблуждение, как пытаться объяснить немузыкальному человеку прелесть песни.

Не задумывались ли вы, почему гордыня считалась самым страшным грехом? Нет? А я вот думаю, может быть потому, что она - свидетельство крайней ограниченности, апофеоз ограниченности, замкнутости в своё личное «я». Человек из живого существа превращается  в какую-то окаменелость. И самый  худший вид гордыни - гордыня интеллекта.

Человека можно представить в виде статуи: верхняя половина - будущее, нижняя - прошлое. Гармонизация будущего  и прошлого  - такова задача нашего настоящего.

Мы движемся во времени, а надобно добиться того, чтобы время двигалось в нас: убыстрялось, замедлялось, исчезало. Надо передвинуть шкалу времени внутри себя. Пусть время будут в твоём потоке, а не наоборот. В этом - задача медитации.

Жизнь истинная начинается лишь  тогда , когда в тебе начинают вибрировать токи тех миров: пред бытийного, бытийного, после бытийного….

Прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.

Наша беда, наша трагедия  состоит в том, что мы разрушаем незыблемое триединство, и бытие наше становится изолированным и угрюмым.

Гармонизация будущего и прошлого - такова задача нашего настоящего.

Все источники всех времён утверждают одно и то же: Царство Небесное внутри нас. Царство! А оно не имеет ни границ, ни пределов. И оно, это царство, внутри тебя, в тебе. Так кто же ты, человек? Абсолют.

Афоризм поэта Древней Индии: «Когда ты  вошёл в мир, ты горько плакал, а все вокруг смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы , покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

 

О сердце.

 

Никакие  слова и уверения не  сравняются  с великим знанием сердца. Зато и неизменен приговор сердца.

Культура сердца не отрицает культуру ума. Она лишь указывает на ограниченность головной работы, лишенной сердечных порывов. Жить без ума нельзя. Творчество, в какой бы форме оно не выявлялось, есть гармония сердца и мысли.

 

О творчестве.

 

Суждение о сокровенной сущности творческого процесса: «Люди одарённые вовсе не нервно - больные, а наоборот. Они только тогда могут творить и становиться истинно ценными для своей современности, когда найдут в себе столько мужества и верности своему любимому искусству, что забывают о себе, о своих нервах и личном тщеславии и в полном спокойствии и самообладании несут свой талант окружающим людям. Неорганизованное, неустойчивое существо не может носить в себе истинного таланта. Или же оно должно рано умереть, так как гений разорит  всякого, кто не может добиться полного самообладания и стать достойным - в гармонии - своего дара».

 

Об Учителе и ученике.

 

Популярная индийская поговорка: « Никто тебе не друг, никто тебе ни брат, но каждый человек тебе Учитель. Сказанное может быть подытожено краткой формулировкой: «Всё, что зовёт вверх, и есть Учитель!»

Махатмы не устают повторять: « Не считайте нас существами высшими. В страдании и плаче разворачивалось наше сердце, в тревогах и муке расширялось наше сознание. Когда-то каждый из нас был самым простым, обычным человеком и шёл по такому же простому трудовому дню, как идёте вы сейчас. Если вы это поймёте, если поверите, что всё, чего мы достигли, было достигнуто нами только по тому, что любовь учила нас самообладанию, - вы найдёте тот же путь».

«Путь к Учителю идет только через любовь к людям». Это сформулировано самими Учителями, как закон.

К тому, кто встал на путь ученичества, а не разговоров о нём, обращён их призыв: «Рассматривай себя, как канал, как соединительное звено между нами, которых ты ставишь так высоко, и людьми которым сострадаешь. Передавай, разбрасывай полной горстью всем встречным всё то, что поймёшь от нас и через нас. Всё высокое , чего коснёшься , неси людям  и выполнишь свою задачу жизни. Но то будут не тяжёлый и скучный долг добродетели, а радость и мир своей собственной звенящей любви. Несите не бремя жизни, не иго ученичества, но радость труда, разделённого с нами».

Учеников, очевидно, можно разделить на две группы. Первая -  те, что действуют рядом с Учителем. Следуя указаниям Учителя, которого видят и слышат непосредственно, они, по понятиям  индусов, отрабатывают карму послушания. Вторая - те, что действуют вдали от Учителя, не видя и не слыша его непосредственно. По понятиям индусов, они отрабатывают карму инициативы.

Словом, как видите, всё в человеке. Готов дух человека, созрел он, говорят Махатмы, готова и новая форма труда и деятельности для него. Всё упирается в непреложный закон:  готов ученик - готов ему и Учитель.

 

О мысли.

 

Парадоксальный призыв «Думайте не о словах, не думайте словами» - оказывается основанным на знании тонких, не всегда поддающихся  прямолинейному измерению закономерностей  человеческой психики. Научившегося «не думать» настигает озарение потому, что он свободен от любого груза и давления, даже невесомого, какое несёт с собой мысль.

 Что такое мысль? Как вы знаете существо и значимость её раскрываются  в многочисленных образах и символах. Выберем то, которое может быть, является главным: мысль - это крылья духа. Опираясь на них, дух взлетает ввысь.

Нараяно Рао (собеседник В.Сидорова): «Есть два вида познания: внешнее и внутреннее. Познание, в котором орудие познания - ум - становится господствующим, непременно приводит к отрицанию мира. Отсюда - пессимистическая формула: «Во многой мудрости много печали». Внутреннее познание, которое за каждой дробной частицей видит, единство бытия приводит к  радости величайшей. Отсюда оптимистическая формула: «Радость есть особая мудрость».

…Как это можно -  отказаться от завоёванной мысли? Вот и получается, что человек становится  рабом умственных представлений, рабом пришедшей к нему мысли.

 

О коммунизме.

«То, что я скажу, вам опять покажется парадоксальным. Но я действительно убеждён в том, что коммунизм ближе к нам, чем это нам представляется. Просто мы смотрим на него, как в перевёрнутый бинокль».

Впадая в односторонность, мы забывали, что в отличие от буржуазного потребительского общества для нашего строя материальны блага не могут быть целью существования, они лишь условия  истинного человеческого существования.

…А что же тогда становится целью? Нравственное преображение человека, одухотворение его чувств и мыслей».

«… Приход коммунизма теперь целиком зависит от нас, от того сумеем ли мы преобразовать и одухотворить свой внутренний мир, себя. Что бы наступил коммунизм, надо утвердить его в себе, в наших душах».

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ