Александра Херсонова

 

                                                                                              Александр Херсонов.

 

         «Безглазые люди»  художника Амедео Модильяни.

 

 

 

 Что бы могло  означать  странное признание итальянского художника Амедео Модильяни: «Я родился под знаком «Скорпиона»? Удивительное признание, присущее астрологу,   но только  не художнику.  Или человеку  невероятной  интуиции и самопознания. И если  это так, то   откуда взялось у художника  редкое  дарование? И  что стоит за  оценкой творчества художника, как «совершенство магической формулы»?   И ещё «звоночек»: загадочная  надпись  на портрете Пабло Пикассо  «savoir»,   что означает «ведать».  Обратите внимание, не «знать»,  а «ведать», что не одно и то же…

                   Долгожданная выставка.                    

 

В последние дни работы выставки Амедео Модильяни в Москве,  проходила она с 21 марта по 17 июня 2007 года,  автору  удалось «выбраться» в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. И не пожалеть, поскольку появилась редкая  возможность прикоснуться к жизни  и  творчеству «странного»  художника, увидеть подлинные  фотографии и рукописи Амедео, редкие семейные фотографии, широко известные и мало известные картины и рисунки, скульптуру «Голова женщины»…

И задать самому  себе несколько  серьёзных  вопросов.  Например, почему большая часть женских портретов художника изображена «без глаз». Вернее, с пустыми глазницами. Или с  глазницами заштрихованными.  Между тем,  как среди прочих, встречаются портреты с очень выразительным изображением глаз.

 

                  

 

 Что это? «Вызов» художника обществу? И если так, то, что стоит за   уникальным «вызовом»? Стремление привлечь к себе внимание?  Или намёк обществу на   нечто серьезное, что следовало бы понять? Перед нами тайна Модильяни, загадка Модильяни. И чтобы  приблизиться к разгадке, следует проникнуть в особенности натуры и характера  Модильяни.

 

…В создании экспозиции приняли участие два десятка международных организаций, фонтов и частных коллекций. Этот была  первая в России выставка картин художника, если не считать выставку пяти картин 1928 года.

Одно могло  огорчить взыскательного посетителя: выставка лишала возможности  проникнуть  во внутренний мир художника, в  истоки философии и жизненного кредо Модильяни,  явилась «схематичной» и поверхностной. Противоречивый, мятущийся, трагичный Модильяни  в   дни  выставки  вряд ли,  остался  воспринят зрителем.

 

«Амеде́о (Иеди́дия) Клеме́нте Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani 12 июля 1884ЛиворноКоролевство Италия — 24 января 1920ПарижТретья французская республика) — итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников начала XX века, представитель экспрессионизма».

 

Из биографии.

 

 Амедео с рождения  подводило   слабое здоровье. В 1895 году он заболел плевритом, а всего три года спустя – тяжелейшим тифом. Все это, конечно же, мешало учебе  «на художника». Знаменателен для Модильяни день 10 апреля 1899 года, когда он окончательно оставил лицей, дабы ничем не заниматься, кроме живописи. Но…

Зимой 1900 года последовала «новая бурная вспышка туберкулеза», потребовавшая поездки на юг для лечения. Юный художник путешествует с матерью  по югу, знакомится с Римом, Неаполем, Капри, а весной 1902 года уезжает во Флоренцию поступает в «Свободную школу рисования с обнаженной натуры» при Флорентийской академии художеств.

 

Символический микрокосм рождения Амедео Модильяни.

  

Приближение к разгадке.

 

Итак, Модильяни утверждал что «родился под знаком Скорпиона». Это означает, что точный час рождения Модельяни в Ливорно (поблизости с Пизой),  которого  мы не знаем,  направляет   главную ось Момента рождения (АСЦ)  в знак «Скорпион», в то время как символическое рождение  на  полдень  определяет рождение в знаке «Весы».

 (см. ниже микрокосм рождения). Утверждение о  Модильяне -Скорпионе получает подтверждение, если  он родился  несколькими часами позже, ближе к 15 часам.

Если не знать о том, что Модильяни родился под восходящим знаком «Скорпион»,  то невозможно понять истоки  безнадёжного признания: «Я сам себя разрушаю».  И  надо  знать, что «разрушение»  жизненного пути легко даётся  тем, кто посвящен в тайны жизни и смерти.  Кто не боится смерти, кто со смертью на «ты».  На мир  людей Модильяни смотрел глазами «Скорпиона»: всевидящими, проникновенными,  способными заглядывать в потаенные уголки человеческой души.

Вот почему положение Марса в микрокосме  рождения  имеет особенное значение,  при этом  картина-символ Марса указывает на  определённый тип образовательной деятельности с культурными и эмоциональными обертонами, это тип сознания, особенно восприимчивый к коллективным силам.   Запомним этот важный тезис!

 

Однако,  символизм рождения Модильяни определяемый Венерой  открывает  много нового.  Картина-символ Венеры  прекрасна, поскольку  подчёркивает итальянское происхождение художника: «Венецианский гондольер, поющий серенады».

Ключ к пониманию символа указывает на  счастье, как обертон социальной интеграции и конфорности*  по отношению к обычаю.

 

*Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) в психологии, склонность индивида менять своё поведение, мнения, оценки под влиянием группы.

 

В понимании психоаналитика это стремление к индивидуальной интеграции посредством элегантной  и общественно принятой  игры эмоций в праздничном веселье. Как видим, и в этом  случае Модильяни оказывается под влиянием коллективных сил, окружения художниками и поэтами, нравами и обычаями богемы Парижа начала ХХ  века.

 

Человек  сверх нормальных способностей.

 

Модильяни, наверняка,  был близок  к астрологии, поскольку склонность к науке «познания звезд» была заложен с рождения.  Благоприятное влияние на Меркурий Марса и Венеры определяет духовную энергию и остроту ума, решительность, идеи претворяются  в жизнь, самостоятельное мышление и оккультные интересы.

Более того, гармония Марса и Нептуна предполагает богатые энергией паранормальные способности в области оккультизма,  острую  наблюдательность и тонкое чутьё, что  помогает понимать людей и отводить опасности, проявлять способности в искусстве и оккультизме,  высокую чувствительны к эмоциональной сфере своего окружения.

Благоприятная связь Венеры с Марсом и Ураном склоняет к общительности и весёлости, удачна для художников, для работы с инструментами, деловых предприятий, связанных с вопросами искусства, импульсивной щедрости, когда дарят свое расположение и имущество.

Кроме того, вероятна особая художественная одарённость, интерес к искусству, много друзей, деньги зарабатываются в коллективных предприятиях,  любовь с первого взгляда,  когда  женятся неожиданно.

 

Жанна Эбютерн.

 

Проходят годы напряженной учебы и творчества, и в 1917 году Амедео знакомится в Париже  с   художницей Жанной Эбютерн. Ей  было  всего 19 лет, ему «солидных» 33 года.

По воспоминаниям друзей,   «это была девушка серьезная и умная, обладавшая сильной индивидуальностью». 

Но  совместная жизнь  далась тяжело.       Еще бы! Модильяни был иудем, Жанна католичкой. После свадьбы, на которую не было благословения, родители Жанны отвернулись от дочери. А тут еще у «Моди», как ласково его называли близкие, началась полоса беспробудного пьянства и «неизбывного гашиша».

         Родилась дочь. Но появление  новой  жизни не оказало  на молодую семью «стабилизирующего» начала. Напротив, лишь усилило трагизм положения. Мать с отцом были не венчаны,  и дочь пришлось зарегистрировать, как родившуюся от «неизвестного отца». Что могло  быть унизительнее для Модильяни?  Каково  осознавать  трагическое положение, с его гордостью и  независимостью, чутким и ранимым сердцем?

 

                   Всевидящие глаза Модильяни.

 

 Глаза Модильяни  не смотрели на натуру,  они видели натуру изнутри,  проникали в мысли и чувства человека, путешествовали  по  его внутреннему миру.  Не зря в среде астрологов бытует фраза: «Люди-Скорпионы читают человеческие души как открытые  книги». 

Модильяни за мольбертом  проводил магический сеанс сродни медитации, телепатии. В этом  таится разгадка колдовской  притягательности картин и рисунков художника, когда в диспропорциях лица выражается сокровенное, невидимое,  существенное, чего разумом понять невозможно.  Модильяни воспринимал натуру не глазами,  а всем «скорпионьим» устройством  внутреннего «Я».  Глаза для  многих   всего лишь  прибор, вроде очков,  но и в очках можно плохо видеть. Не потому ли  изображаемые люди   зачастую оказывались «без глаз»,  лишены зрачков  или глаза нарочито и вызывающе заштрихованы.  Правы были  критики, когда говорили: «Портреты имели для художника магическое значение. Он никогда не писал портреты на заказ, он делал портреты того, кого хорошо знал». Добавим:или кого сам хотел изобразить.

Больше всего Модильяни интересовало «лицо человека»: «Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник». Но это возможно в том случае, если художник способен  проникнуть  в мысли  того, в ком заинтересован.

 «Два сапога пара».

 

Однако,  «скорпионья» сущность Модильяни, с которой астрологи связывают повышенную «сексуальность», сыграла с художником злую шутку. Прижизненная выставка картин Модильяни провалилась по причине откровенной «эротичности» в  изображении женского тела. Напомним, что это случилось в начале ханжеского  ХХ века.   Причина закрытия выставки - демонстрация «трех обнажённых».

По наблюдениям современников: «У Модильяни своя песня, но не о красоте, а о влечении и страсти. Он сосредотачивается на самой чувственной части женской фигуры: лицо, закинутые руки, грудь, живот, бедра». Всего этого оказалось достаточно, чтобы «взбудоражить поклонников нравственности».

И еще об одном из  «скорпионьих» проявлении Модильяни, тонко подмеченным в воспоминаниях Анной Ахматовой: «Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня привыкли».

Всю зиму 1910 года художник писал Анне Ахматовой письма, в которых признавался: «Вы во мне, как наваждение».  Гении, как правило, бывают   одиноки. Был ли одиноким Модильяни? Астрология   утверждает иное,  скорее имел  много друзей.  По убеждению Анны Ахматовой «как художник он не имел и тени признания…он казался мне окруженным плотным кольцом одиночества».  Именно, казался…  Но не единой живописью жил Модильяни.  Он страстно любил поэзию, взахлеб зачитывался Верленом, Рембо, Малларме. В дни знакомства и «отношений» с поэтессой Анной Ахматовой, бродил  ночами  по Парижу, «показывал свой Париж», читал  стихи.

 

 

Париж – Мекка художников.

 

В начале 1906 года Амедео  приезжает в Париж,  в  те времена в  столицу мирового искусства. Приезжает по зову сердца, по тайному велению души. Приезжает  навсегда, с Парижем   расставался неохотно, полюбил жить и работать в Париже. Из воспоминаний друзей: «Он был ослепительно красив, но привлекал к себе еще более необыкновенным». Вот краткая, но выразительная характеристика:

 «В общении с любым человеком он был артистически вежлив, прост и благожелателен, сразу располагал к себе душевной отзывчивостью и мудростью. В тоже время в нем жили таящаяся  в глубине души  замкнутость и неуверенность». Близкие к Модильяни люди отмечали в нем «какую-то обостренную чуткость к чужому страданию, ко всякой духовной настоящности».

 

Духовная катастрофа.

 

Известный искусствовед и автор книги о Модильяни  Виталий Виленкин отмечает, что годы,  проведенные Модильяни в Париже, оказались мало изученными. Но именно к этому периоду относится «духовная катастрофа», скоропостижно  сразившая  Модильяни: «Из благовоспитанного, модного,  щегольски одетого, тщательно выбритого и неизменно вежливого молодого человека , он превратился в неряшливого, безразличного к своему внешнему виду, и, казалось, к самому себе, человеку, с лихорадочным напряжением и глубокой растерянностью, тяжелым взглядом и немощной улыбкой».

Что же случилось с  художником за столь короткий срок? Может быть, ответ подскажут слова самого Модильяни: «Я родился под знаком Скорпиона. Я сам себя разрушаю, и эта мысль разрушает меня, когда я пью

По уверению астрологов, люди,  рожденные под знаком Скорпион «предчувствуют многие вещи, тонко воспринимают красоту, готовы к риску ради достижения цели, они или добьются своей цели, или погибнут».  Погибнут? Может быть Модильяни погиб от того, что не достиг  поставленной цели? И это главная причина.

Но была и другая , которая, «как бомба замедленного действия» с рождения  затаилась в Модильяни.  Это внутренний  конфликт энергий Марса и Сатурна, готовый в подходящий момент взорваться и обнаружить  бесчувственность и себялюбие, рассудительность и  разочарование в делах, что ведёт к мрачности и плохому настроению, даже озлобленности, поскольку честолюбивые планы срываются. Тогда то и  возникают трудности в браке и общении, возможно насилие, несчастные случаи, труд представляется как тяжёлый и даже опасный, что может закончиться смертью.

         Разительная перемена с Модильяни произошла  буквально за 2-3 месяца жизни: неожиданно для всех художник «тяжко и неудержимо» запил,  затем  потянуло на наркотики.  Да, Модильяни был горд, надеялся только на себя, и, работая, хотел  творить, а не зарабатывать на жизнь. У него даже на натурщиц не было денег, и ему позировали из уважения.  Самое страшное  то, что Модильяни разуверился в себе как в художнике.

 

 «Его многие любили…».

Каторжный труд успеха не приносил,  его картины казались малоинтересными. Но был человек, который верил в Модильяни. Однако, предчувствовал ли  неожиданный меценат в Модильяни непризнанного гения? Поль Александер, врач, с душой романтика,   ставший для Модильяни всем. И другом,  и наставником, и опекуном, и советчиком, и кормильцем. Он один из немногих, кто покупал картины Модильяни и тем самым не давал художнику умереть с голоду.

Вот почему наиболее полная  частная коллекция картин  и рисунков Амедео Модильяни впоследствии оказалась в руках Поля Александера. И это было настоящее сокровище! …Модильяни многие любили. Любили за простоту и человечность. Особенно души в нем не чаяли «девицы с Монмартра» и «завсегдатаи кабачков».

Но стоило Амедео выпить, словно в него вселялся бес!  Он становился хвастливым, задиристым, агрессивным, непредсказуемо опасным.  Однажды, в пьяном раже бросился уничтожать картины своих  товарищей. Его неприкаянность многим бросалась в глаза.

 

Да здравствует   Фридрих Вильгельм Ницше?

 

В чем же причина трагического положения Модильяни в 1907 году?  Как и следовало ожидать,  именно на этот период приходится убийственное  влияние на микрокосм Модильяни транзитных планет, того, что в народе называется  наступление «черной полосы». Влияния неблагоприятных энергий  из космоса вызывали в Модильяни  дух противоречия и ссор, грубое и бестактное поведение, обидчивость и непомерное самомнение, одиночество и отчужденность, потерю контакта с действительностью, ощущение действия на себя силы, которую трудно понять и обуздать.

 

Кроме того, у неизбежной катастрофы жизни была  и другая причина:  увлечение философией крайнего ницшеанства. Вслед за Ницше, Модильяни  принялся «восславлять стихийные силы личности, независимость от морали  и нравственной оценки».  Из письма другу: « Необходимо создать священный культ, говорю это тебе и себе, всего того,  что может возбуждать и поощрять твой дух и силы».

 

Модильяни  жаждал успеха и только в нем видел победу. Но  победа ушла к другим…

 Тяжелыми выдались  годы с 1909 по 1914 год, когда Модильяни двенадцать раз менял местожительство,  «отважно странствовал в поисках своей индивидуальности, никогда не жаловался ни на явную нужду, ни на столь явное непризнание».

В 1902 году в письме другу Оскару Гилья  Модильяни пишет: «Приступы напряженной энергии охватывают меня, но потом проходят. Мы имеем права, отличные от других, ибо наши потребности иные, мораль наша иная, это нужно помнить и говорить об этом прямо. Твой подлинный долг – спасти свою мечту. Красота ведь тоже имеет свои тяжкие обязательства. Но эти обязательства стимулируют прекрасные усилия души».

 

Неизбывный алкоголь.

                  

 Так случилось, что алкоголь и наркотики оказались необходимы Модильяни «для творчества», поскольку «снимали нервное напряжение». Но что поэтому поводу думал сам Модильяни? Это любопытно.  «Алкоголь изолирует нас от внешнего мира, но с его помощью мы проникаем в свой внутренний мир и в тоже время вносим туда внешний». Это было неуклюжим самооправданием.  Алкоголь и наркотики не  могут помочь творчеству, но могут его разрушить. В лучшем случае помогут высечь кратковременную божественную  искру…

 Сергей Есенин, знавшийся с алкоголем, утверждал: чтобы писать стихи, нужна трезвая голова. Трезвая голова  нужна любому творцу, художнику в том числе.

Однако, без алкоголя и наркотиков,  подступиться к творчеству Модильяни не представлял возможным. Трагическое, безвыходное противоречие!

 

         Повержен, но не покорен.

 

Трагическая развязка неумолимо приближалась. Жанна любила мужа, боготворила как художника, по-женски жалела, многое прощала. Никто и никогда не слышал от нее даже  слова упрека или жалобы на мужа и, на нелегкую жизнь. А здоровье «Моди» все ухудшалось и ухудшалось.

В. Виленкин пишет: «В ужасно холодной комнате ему стало плохо и вскоре он слег. У Модильяни сильно болели почки. Врачи, вызванные встревоженными друзьями, установили – нефрит».  Лечение требовало денег, которых у художника не было. Модильяни попал в  известную  парижскую больницу для бедных и бездомных «Шаритэ».

 

22 января 1920 года, в день переезда в больницу, Модильяни уже был без сознания и только бредил стихами. Через два дня  в 8 часов 50 минут вечера  Модильяни скончался. Как было установлено от туберкулезного менингита.

Но на этом драма семьи Модильяни не закончилась. Предстоял еще один, заключительный акт драмы.  И связан он был с несчастной женой, с Жанной Эбютерн, которая встретила смерть  своеобразно: «В больницу Жанна пошла одна и долго смотрела на него. Потом, не отрывая взгляда и не оборачиваясь, отошла к  двери, которую друзья поспешили перед ней открыть. Дома она не плакала, но все время молчала».

 

 На рассвете следующего дня Жанна выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть. Знала ли она, что под сердцем носит второго ребенка Модильяни? Её похоронили на другой день после мужа. И естественно, на другом кладбище. Прошел год, и по настоянию родителей Модильяни возлюбленных соединили под одной могильной плитой. 

Самые дорогие картины Амедео  Модильяни,  проданные в наше время.

1.Амедео Модильяни

1917-1918

Цена - $170,4 млн.

год продажи - 2015

 

Кристис

  

  Лежащая обнаженная

 

2. Амедео Модильяни

Лежащая обнаженная

89,5х146,4см

1917

Цена - $157,159 млн.

год продажи - 2018

Сотбис

В 2003 была продана 

на Кристис за $26,888 

 3. Амедео Модильяни

 Лежащая обнажённая с голубой

 подушкой

1917

Цена - $118 млн

год продажи - 2012 

частные торги   

4.Амедео  Модильяни.

 

Сидящая обнаженная на диване.

1917

100х65см

Цена - $68,962 млн.

год продажи - 2010

Сотбис

 

В 1999 году продана на Сотбис за $16,778 млн.  

 

 

5. Амедео Модильяни

 

Портрет Жанны Эбютерн

129.5х81.5см

1919

Цена - $31,368 млн.

год продажи - 2004

Сотбис

 

 

  

6. Амедео Модильяни.

 

Сын консьержки.

60х92см

1918

Цена - $31,096 млн.

год продажи - 2006 

Сотбис 

 

 

 

 

Амедео Модильяни

 

Портрет Жанны Эбютерн в шляпе.

54х92см

1919

Цена - $30,296 млн. (£16,26 млн.)

год продажи - 2006

Сотбис

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ