Александра Херсонова

Серафим

Серафиму  Саровскому  являлась в Храм Богородица.

«Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю».

Святой Серафим Саровский.

Исследование жизни и судьбы  Святого  Серафима Саровского начну с   давней  авторской публикации , поскольку, как известно, новое  -  хорошо забытое  старое. Речь идёт о  небольшом очерке, опубликованном в 2008 году   (1, стр.226).

В Дивеево за благодатью.

«В Дивеево, где пребывал преподобный  и чудотворец всея Руси Серафим Саровский, находятся знаменитые святые источники. Серафим Саровский был великим провидцем и исцелителем, молитвы которого были услышаны Господом

 

По знаменитой канавке, которой он окружил монастырь, прошла Богородица, а дальше этой канавки  чёрные силы не  подступают».

Рассказывают удивительный случай, которому были  сотни свидетелей – паломников: «Привозят в Дивеево мальчика. Его лицо страшно искажено и ни один врач не может определить причину недуга. У мальчика огромные распухшие уши и такое же лицо. В Дивееве множество источников и во всех искупали мальчика, но результата не было. Родители  с молитвой обошли все храмы, поговорили со священниками, заказали молебны. Находились там около месяца. Но и это не помогало. Перед отъездом, на прощанье,  решили в последний   раз искупать мальчика в источнике Серафима Саровского. Это была последняя надежда.  И вот…Родители опустили в источник уродца, а  вынули здорового мальчика на глазах у многочисленных свидетелей.  Произошло чудо» (1, стр.226).

Находит ли объяснение  чудесному  излечению  недугов     Серафим Саровский?  Как это было  в  широко известном случае   излечения  мальчика   в источнике его   имени? Ответы  на вопросы поищем в   высказываниях Преподобного Серафима:

- Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

-Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

.-От радости человек может,  что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

- У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

- Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

- Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет,  и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.

- Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Был  такой случай.

Однажды, будучи с Владимиром ( имя моего приятеля) в   командировке в Екатеринбурге, решили  посетить место  расстрела царской семьи, Храм-памятник  на Крови .   Экскурсовод завела  группу  в  величественный Храм и   приступила к  рассказу. И тут оказалось, что в Храме  находится рака с  мощами  Святого Серафима Саровского.  Женщины  по очереди принялись подходить к раке для общения со Святым. Неожиданно   к  раке приблизился  Владимир,  затем склонившись над стеклом, произнёс несколько слов. Это произошло столь  неожиданно, что я не успел   запечатлеть момент общения, но  снимок  раки, конечно же, сделал. И вот,   когда  группа  покинула Храм, на мобильник Владимира последовал звонок.  Сотрудница, принимавшая  нас  в Екатеринбурге  сообщила , что с  Владимиром хотела бы познакомиться одна интересная женщина. И надо сказать,  Владимир , человек   достойный , но по жизни одинокий, несказанно обрадовался звонку. В результате   встреча Владимира  с «неожиданной»  женщиной состоялась ,  и вскоре  приятель обрёл долгожданную «половину».  Но это не всё!

 

 

 

 

 

 

Рака Серафима Саровского. Фото автора.

 По возвращению в Москву,   в разговоре вспомнился Екатеринбург и Владимир признался, что в Храме , склонившись над ракой, попросил Святого помочь в обретении  семейного  благополучия.  Начало чему, безусловно, было положено обращением за помощью  к  святому Серафиму.

Затем выяснилось  ещё одно   обстоятельство , связанное с  именем Святого. Оказалось, что из  гостиницы  к месту   работы мы постоянно проходили мимо красивейшего храма.   Впоследствии  выяснилось, что это был храма  Серафима Саровского

 

«В здоровом теле – здоровый дух»?

 Итак,   по мнению   Серафима , чтобы   иметь  здоровое тело, следует иметь  здоровый дух.   Однако,  на этот счёт известна  латинская поговорка ,  смысл которой несколько иной: «В здоровом теле – здоровый дух».  Что , думается,  не всегда соответствует истине. Однако, значительно реже здоровый дух   обнаруживается в теле болящего  человека.  Всё относительно…  И всё же,  залогом телесного здоровья  является  именно здоровье духовное, основанное на   радости мироощущения,   вере в лучшее,  милосердии и  заботе о ближнем, бесконечном  терпение и  упорном  труде ,  как подчеркнул Серафим «внутреннем делании и заботе  о душе своей». С  позиции дня сегодняшнего основой здоровья  является   достаточный запас  психической энергии, беречь и преумножать которую, призывает  Учение Живой Этики.    Иными словами, человеку  по мере сил необходимо приближаться  к  животворящему источнику всего сущего, к Господу Богу, а лучше сказать  к Божественной Сущности, которая  единственно способна сотворить Чудо и  наградить сотворением чуда , того, кто упорно продвигается в познании Божественного. На определённом этапе  такой  человек обретает способность чудотворчества.   Как это произошло с Серафимом ,  по делам причисленному к лику Святых.

Из энциклопедии: «Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Иси́дорович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 (30) июля 1754(или 1759), Курск — 2 (14) января 1833Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II.  Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории».

 

Монастырь Серафима Саровского в Дивеево.

 

Что  есть чудотворство?

Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Борис Пастернак.

Обратимся к  фактам  биографии  Серафима. «В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.

 Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел».

В первом  случае  привлекает внимание возраст 7-ми лет(первая седьмица жизни), когда произошло падение Прохора с колокольни. Магическая сила числа 7 известна с глубокой древности. С точки зрения космобиологии,  первые семь лет жизни проходят под знаком Овен , стихии огня и выражаются спонтанной, пылкой, темпераментной энергией, когда ребёнок заявляет  миру: «Я – есть!». В эти   годы с полной нагрузкой работают все органы чувств, в том числе и интуиция, сравнительно недавно обнаруженный шестой орган чувства. А это  позволяет надеяться, что со временем будет обнаружен и седьмой орган чувства. Важно и то, что  падение произошло  на месте бывшего храма Преподобного Сергия Радонежского,  на месте торжества русского духа,  на  месте  намоленном.  Не потому ли упавший с колокольни Прохор,  остался невредимым?

Во втором случае ,  приложение во время крестного хода к иконе Божьей Матери  могло благотворно  сказаться на психо-эмоциональном состоянии  тяжело больного Прохора ,  положить начало выздоровлению. Однако,  на полное выздоровление повлияла не только чудодейственная икона. Юного Прохора  впоследствии ожидали  тяжкие  испытания, о которых  сложилось впечатление , что они посылаются с определённой целью: « В 1780 году тяжело заболел, все тело его распухло. Врачи не могли определить причину болезни, которая продолжалась в течение трёх лет. Половину из них Прохор провёл в постели. По свидетельству летописи болезнь принесла много душевной пользы: «Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога».

 

Невольное сравнение.

И здесь напрашивается  сравнение судьбы  Прохора Мокшина , будущего Серафима Саровского,  с судьбой учителя из Калуги Константина Циолковского, будущего  основоположника отечественной и мировой космонавтики. С той  разницей, что     по причине тяжёлой болезни , у юного Кости  развилась глухота.

Уйдя от мирской суеты в просторы беззвучия ,  Константин , как и Прохор,  получил «много душевной пользы».  Кстати, к «душевной тишине» после выздоровления   потянулся  и Серафим , о чём будет сказано особо.

Таким образом ,  Серафиму  и Константину   тяжелая  болезнь в конечном итоге  явилась  во благо,  поскольку   первому позволила «узреть Бога»,   а второму,  в «Грёзах о земле и небе»,  решиться на беспрецедентное  заявление: «Космос  подобен  добрейшему и разумнейшему животному». (1,  стр. 311)

Из биографии: «В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных (или Машниных). (По версии автора родился всё же в 1759 году).  Очень рано потерял отца. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре.

В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи».

Казалось  бы,  ничего необычного в начале биографии  Прохора не наблюдается.  В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу, но и это не удивительно.

 

 Но одно из ряда вон выходящее событие, всё же,  произошло: «Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания».

Жаль, что дата  судьбоносного  нападения на  Серафима в биографии не упоминается. По той причине, что астролог лишён возможности  исследовать  важнейшее обстоятельство жизни Святого.

 Прижизненный портрет Серафима.

Лучше помалкивать.

Из биографии: «В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года».

По этому поводу  имеется    высказывание Е.И.Рерих: «Древние заветы говорят <...> молитва – величественное объединение души с ее Создателем» (3).

Из признания Серафима: « Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаенному сердца человеку: сие должно разуметь о молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с другими занятиями духа молчальничество возводит человека к благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. Ты только седи в келье своей во внимании и молчании, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: «На кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (см. Ис. 66, 2). Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает подвижника не развлекаемым. Наконец,  приобретшего сие ожидает мирное состояние.   Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом».

Из биографии Серафима: «После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы».

К вопросу о «спорных мнениях».

Любопытно, способно ли астрологическое исследование разрешить так называемые «спорные мнения» жизни и творчества Святого?

Например, отражено ли в микрокосме рождения заявление  о том, что Серафим «никаких письменных сочинений после себя не оставил»?  Или:  почитал ли   Серафим старые обряды?

На этот счёт  предположения   астрологии  подтверждаются    событиями, последовавшими после  смерти Святого:  «По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и, безусловно, укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима. …11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления».

Таким образом,  в вопросе канонизации Серафима Саровского церковь решилась на уступку властям , чего ранее  не  случалось. Как бы там ни было,  но народ и ныне идёт на  поклон к батюшке  Серафиму. Причём идёт  в  массовом порядке.  В полном соответствии с призывом Святого: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!».

Это ли не признак действительной  Святости батюшки Серафима? 

Литература.

1. А.И.Херсонов «Звёздные тайны России», Москва, Бослен, 2008

2.К.Э.Циолковский «Грёзы о земле и небе», Тула, Приокское книжное издательство, 1986

3. Письма Е.И.Рерих, том 8, № 186

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ