Серафим
Серафиму Саровскому являлась в Храм Богородица.
«Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю».
Святой Серафим Саровский.
Исследование жизни и судьбы Святого Серафима Саровского начну с давней авторской публикации , поскольку, как известно, новое - хорошо забытое старое. Речь идёт о небольшом очерке, опубликованном в 2008 году (1, стр.226).
В Дивеево за благодатью.
«В Дивеево, где пребывал преподобный и чудотворец всея Руси Серафим Саровский, находятся знаменитые святые источники. Серафим Саровский был великим провидцем и исцелителем, молитвы которого были услышаны Господом
По знаменитой канавке, которой он окружил монастырь, прошла Богородица, а дальше этой канавки чёрные силы не подступают».
Рассказывают удивительный случай, которому были сотни свидетелей – паломников: «Привозят в Дивеево мальчика. Его лицо страшно искажено и ни один врач не может определить причину недуга. У мальчика огромные распухшие уши и такое же лицо. В Дивееве множество источников и во всех искупали мальчика, но результата не было. Родители с молитвой обошли все храмы, поговорили со священниками, заказали молебны. Находились там около месяца. Но и это не помогало. Перед отъездом, на прощанье, решили в последний раз искупать мальчика в источнике Серафима Саровского. Это была последняя надежда. И вот…Родители опустили в источник уродца, а вынули здорового мальчика на глазах у многочисленных свидетелей. Произошло чудо» (1, стр.226).
Находит ли объяснение чудесному излечению недугов Серафим Саровский? Как это было в широко известном случае излечения мальчика в источнике его имени? Ответы на вопросы поищем в высказываниях Преподобного Серафима:
- Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
-Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
.-От радости человек может, что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.
- У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.
- Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
- Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет, и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.
- Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
Был такой случай.
Однажды, будучи с Владимиром ( имя моего приятеля) в командировке в Екатеринбурге, решили посетить место расстрела царской семьи, Храм-памятник на Крови . Экскурсовод завела группу в величественный Храм и приступила к рассказу. И тут оказалось, что в Храме находится рака с мощами Святого Серафима Саровского. Женщины по очереди принялись подходить к раке для общения со Святым. Неожиданно к раке приблизился Владимир, затем склонившись над стеклом, произнёс несколько слов. Это произошло столь неожиданно, что я не успел запечатлеть момент общения, но снимок раки, конечно же, сделал. И вот, когда группа покинула Храм, на мобильник Владимира последовал звонок. Сотрудница, принимавшая нас в Екатеринбурге сообщила , что с Владимиром хотела бы познакомиться одна интересная женщина. И надо сказать, Владимир , человек достойный , но по жизни одинокий, несказанно обрадовался звонку. В результате встреча Владимира с «неожиданной» женщиной состоялась , и вскоре приятель обрёл долгожданную «половину». Но это не всё!
Рака Серафима Саровского. Фото автора.
По возвращению в Москву, в разговоре вспомнился Екатеринбург и Владимир признался, что в Храме , склонившись над ракой, попросил Святого помочь в обретении семейного благополучия. Начало чему, безусловно, было положено обращением за помощью к святому Серафиму.
Затем выяснилось ещё одно обстоятельство , связанное с именем Святого. Оказалось, что из гостиницы к месту работы мы постоянно проходили мимо красивейшего храма. Впоследствии выяснилось, что это был храма Серафима Саровского
«В здоровом теле – здоровый дух»?
Итак, по мнению Серафима , чтобы иметь здоровое тело, следует иметь здоровый дух. Однако, на этот счёт известна латинская поговорка , смысл которой несколько иной: «В здоровом теле – здоровый дух». Что , думается, не всегда соответствует истине. Однако, значительно реже здоровый дух обнаруживается в теле болящего человека. Всё относительно… И всё же, залогом телесного здоровья является именно здоровье духовное, основанное на радости мироощущения, вере в лучшее, милосердии и заботе о ближнем, бесконечном терпение и упорном труде , как подчеркнул Серафим «внутреннем делании и заботе о душе своей». С позиции дня сегодняшнего основой здоровья является достаточный запас психической энергии, беречь и преумножать которую, призывает Учение Живой Этики. Иными словами, человеку по мере сил необходимо приближаться к животворящему источнику всего сущего, к Господу Богу, а лучше сказать к Божественной Сущности, которая единственно способна сотворить Чудо и наградить сотворением чуда , того, кто упорно продвигается в познании Божественного. На определённом этапе такой человек обретает способность чудотворчества. Как это произошло с Серафимом , по делам причисленному к лику Святых.
Из энциклопедии: «Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Иси́дорович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 (30) июля 1754(или 1759), Курск — 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории».
Монастырь Серафима Саровского в Дивеево.
Что есть чудотворство?
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».
Борис Пастернак.
Обратимся к фактам биографии Серафима. «В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.
Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел».
В первом случае привлекает внимание возраст 7-ми лет(первая седьмица жизни), когда произошло падение Прохора с колокольни. Магическая сила числа 7 известна с глубокой древности. С точки зрения космобиологии, первые семь лет жизни проходят под знаком Овен , стихии огня и выражаются спонтанной, пылкой, темпераментной энергией, когда ребёнок заявляет миру: «Я – есть!». В эти годы с полной нагрузкой работают все органы чувств, в том числе и интуиция, сравнительно недавно обнаруженный шестой орган чувства. А это позволяет надеяться, что со временем будет обнаружен и седьмой орган чувства. Важно и то, что падение произошло на месте бывшего храма Преподобного Сергия Радонежского, на месте торжества русского духа, на месте намоленном. Не потому ли упавший с колокольни Прохор, остался невредимым?
Во втором случае , приложение во время крестного хода к иконе Божьей Матери могло благотворно сказаться на психо-эмоциональном состоянии тяжело больного Прохора , положить начало выздоровлению. Однако, на полное выздоровление повлияла не только чудодейственная икона. Юного Прохора впоследствии ожидали тяжкие испытания, о которых сложилось впечатление , что они посылаются с определённой целью: « В 1780 году тяжело заболел, все тело его распухло. Врачи не могли определить причину болезни, которая продолжалась в течение трёх лет. Половину из них Прохор провёл в постели. По свидетельству летописи болезнь принесла много душевной пользы: «Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога».
Невольное сравнение.
И здесь напрашивается сравнение судьбы Прохора Мокшина , будущего Серафима Саровского, с судьбой учителя из Калуги Константина Циолковского, будущего основоположника отечественной и мировой космонавтики. С той разницей, что по причине тяжёлой болезни , у юного Кости развилась глухота.
Уйдя от мирской суеты в просторы беззвучия , Константин , как и Прохор, получил «много душевной пользы». Кстати, к «душевной тишине» после выздоровления потянулся и Серафим , о чём будет сказано особо.
Таким образом , Серафиму и Константину тяжелая болезнь в конечном итоге явилась во благо, поскольку первому позволила «узреть Бога», а второму, в «Грёзах о земле и небе», решиться на беспрецедентное заявление: «Космос подобен добрейшему и разумнейшему животному». (1, стр. 311)
Из биографии: «В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных (или Машниных). (По версии автора родился всё же в 1759 году). Очень рано потерял отца. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре.
В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи».
Казалось бы, ничего необычного в начале биографии Прохора не наблюдается. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу, но и это не удивительно.
Но одно из ряда вон выходящее событие, всё же, произошло: «Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания».
Жаль, что дата судьбоносного нападения на Серафима в биографии не упоминается. По той причине, что астролог лишён возможности исследовать важнейшее обстоятельство жизни Святого.
Прижизненный портрет Серафима.
Лучше помалкивать.
Из биографии: «В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года».
По этому поводу имеется высказывание Е.И.Рерих: «Древние заветы говорят <...> молитва – величественное объединение души с ее Создателем» (3).
Из признания Серафима: « Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаенному сердца человеку: сие должно разуметь о молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с другими занятиями духа молчальничество возводит человека к благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. Ты только седи в келье своей во внимании и молчании, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: «На кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (см. Ис. 66, 2). Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает подвижника не развлекаемым. Наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом».
Из биографии Серафима: «После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы».
К вопросу о «спорных мнениях».
Любопытно, способно ли астрологическое исследование разрешить так называемые «спорные мнения» жизни и творчества Святого?
Например, отражено ли в микрокосме рождения заявление о том, что Серафим «никаких письменных сочинений после себя не оставил»? Или: почитал ли Серафим старые обряды?
На этот счёт предположения астрологии подтверждаются событиями, последовавшими после смерти Святого: «По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и, безусловно, укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима. …11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления».
Таким образом, в вопросе канонизации Серафима Саровского церковь решилась на уступку властям , чего ранее не случалось. Как бы там ни было, но народ и ныне идёт на поклон к батюшке Серафиму. Причём идёт в массовом порядке. В полном соответствии с призывом Святого: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!».
Это ли не признак действительной Святости батюшки Серафима?
Литература.
1. А.И.Херсонов «Звёздные тайны России», Москва, Бослен, 2008
2.К.Э.Циолковский «Грёзы о земле и небе», Тула, Приокское книжное издательство, 1986
3. Письма Е.И.Рерих, том 8, № 186