Александра Херсонова

 

«Чёрте  что…».

 Когда хотят сказать о чем то непонятном, то обычно   произносят : «Чёрте что!». Итак, поговорим о «чертовщине».  В народном сознании злые духи воспринимались «бесплотными существами, окружающими Вселенную, проникающими в жилище, преследующими людей и вселяющимися в них».  Меткий язык народа должен был поневоле  придать «бесплотности» зла определенный образ. Так возникли многочисленные представители нечистой силы. Толковый словарь великорусского языка В.И. Даля насчитывает около полусотни названий нечисти.  Вот некоторые из них:   черт, бес, дьявол, сатана, нежить, нечисть, демон, царь тьмы, князь ада, ворог, нечистый, вражья сила, лукавый, нечестивый, нелегкий, неладный, леший, лихой, шайтан, водяной, рогатый, кикимора, идол, немытый, супостат и другие.

Чертовские поверья.

Предки наши более всего опасались, как бы нечистая сила вместе с пищей и питьем не проникла внутрь человека, не вселилась в него, поэтому в деревенских избах кадки с водой всегда накрывались крышкой, тряпкой или двумя лучинами, положенными крест-наркест, «чтобы черт не залез». Существовало поверье, что черт боится молнии и во время грозы прячется за человека. Люди опасались, что Господь, целясь в черта, может попасть и в них, поэтому вовремя грозы крестились и приговаривали: «Свят, свят, свят». Чёрное – значит порочное.

Белое и чёрное.

Чаще всего черт представал перед человеком в образе черной кошки, отсюда выражение о ссорившихся: « «между  ними пробежала черная кошка». Но черт мог обернуться  и черной собакой, и грязной до черноты свиньей, и черным вороном.  Вещал черт отрывисто и резко, устрашающе громко, понять его было трудно, отсюда выражение «говорит черт - те что!», то есть непонятно. Черт превращался во многих птиц и зверей.  Но  кем он никогда не смог бы стать, так это коровой - самым полезным домашним животным,   дающим БЕЛОЕ и ГОРЯЧЕЕ молоко.  Или петухом – глашатаем БЕЛОГО дня, или же голубем – птицей мира и невинности.  Или  ослом, которого сам Господь выбрал для въезда в святой город.

 

Великий пакостник.

Задача черта – вредить человеку, толкать его на плохие поступки. Считалось, что черт подходит к человеку только с левой стороны и нашептывает ему в левое ухо (выражение «звенит в левом ухе» или «пойти налево», то есть в запретную зону). Беда, если черт порабощал человека. Он мог «попутать» до такой степени, что человек накладывал на себя руки. Про такого   в городе говорили: «Черту баран», то есть угодник рогатого. Считалось, что на том свете на утопленниках и удавленниках ездит сам сатана, поэтому их хоронили за кладбищенской оградой, без креста, без отпевания, часто не обозначая место могилы.

 Белые и чёрные болезни.

В народе существует поверье, что болезни посылаются Богом как кара за грехи. Если болело невинное дитя, то это считалось Божьим упущением. Но различные лихорадки, душевные болезни, неожиданно возникавшие боли в спине, ногах и руках относили к проискам черта или дьявола (беса).  На женщин бес насылал кликушество, и тогда говорили: «Бес вселился…» Бесовская сила имела свои пределы и была не вечной, поэтому считалось, что беса можно изгнать, чем и занимались, иногда не без успеха, знахари и  шаманы. Как известно, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».  На что же «намекают» русские народные сказки, бессчетно живописующие нечистую силу? Пословица «Богу молись, а черта не гневи» говорит о вере народа в то, что в любом человеке скрыта как светлая (ангел), так и черная (черт) сила.

По мнению С.В. Максимова.

Известный русский путешественник и этнограф Сергей Васильевич Максимов (1830-1902) писал: «Сознательно и твердо держится вера, что ко всякому человеку при рождении приставляются черт и ангел. Оба они не оставляют человека ни на минуту, причем ангел стоит по правую сторону, а дьявол – по левую. Между ангелом-хранителем и дьяволом-искусителем постоянная вражда. Они зорко следят друг за другом, уступая сопернику лишь в зависимости от поведения человека: радуется, умиляется ангел при виде добрых дел, злорадствует дьявол при виде послушания его не вето. Ангел ведет учет добрых дел, дьявол – злых, а когда человек умирает, ангел спорит с дьяволом о грешной душе его. Кто из двух победит, известно одному лишь Богу».

Чертовщина на научной основе.

Уместно задать вопрос: а нет ли у стойкого народного поверья серьезной научной основы? Оказывается, есть! Неспроста народ «выдумал» сказки, бессознательно отражая объективную реальность жизни многих и многих поколений людей. Согласно представлениям биологии космоса , с первой минуты жизни человек испытывает мощное материально-энергетическое, а значит, и духовное воздействие Космоса,  которое формирует или «программирует» определенные черты характера. Ту светлую (ангел) и черную (черт) силы, которые и поведут человека по жизни, определят  судьбу. Что касается народных преданий, то следует признать, что, несмотря на всю причудливость, они верно передают характер воздействий на человека космического пространства.

 

 

 

 

Добавить комментарий

ПЯТИОЗЕРЬЕ.РФ