Electron.gifgreen.gif

интернет-клуб увлеченных людей

В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ

В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ

20 Апрель 2024

Л. Ларкина. В Д А Л Ё К О М П Р О Ш Л О М Несколько чёрных птиц...

«Полежи, ещё наработаешься»

«Полежи, ещё наработаешься»

19 Апрель 2024

Страницы воспоминаний. «Полежи, ещё наработаешься». (О бабушке Климе или тайны «семейного двора»). Жизнь автора «выходит на финишную прямую», как сказано...

НА ТЕЛЕГРАФЕ

НА ТЕЛЕГРАФЕ

18 Апрель 2024

Л. Ларкина. Н А Т Е Л Е Г Р А Ф Е В это самое время в самом центре...

Вещее сердце матери и…сына

Вещее сердце матери и…сына

17 Апрель 2024

Вещее сердце матери и…сына. Не подлежит сомнению, что мать способна на особенные «предчувствия» в отношении детей, при этом расстояние значения...

УТРОМ НА ЗАВОДЕ

УТРОМ НА ЗАВОДЕ

16 Апрель 2024

Л. Ларкина. У Т Р О М Н А З А В О Д Е С Александром Игнатьевичем Борзыкиным мы...

О  «Челябинском метеорите»  неожиданным образом

О «Челябинском метеорите» неожиданным образом

15 Апрель 2024

О «Челябинском метеорите» неожиданным образом. Автор не взялся бы за изучение озаглавленной темы (не взялся и по горячим следам), если...

НА ДOРОГЕ

НА ДOРОГЕ

14 Апрель 2024

Л. Ларкина Н А Д О Р О Г Е Голубой жигулёнок легко и бесшумно покрывал километры лесной дороги, покрытой...

 

 

Александр Херсонов.

Возвращение Дмитрия Пожарского.

Мистика – не мистика, но нечто мистическое  в этом  усматривается.

От автора. В номере  журнала  «Грани Эпохи» (№ 80) читатель ознакомился с основательной и многосложной  работой  , посвященной  подвигу воеводы  Дмитрия Пожарского ,  поднявшего русский  народ на освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков .  Казалось бы,  всё, тема    исчерпана. Но,  не тут, то было.  В начале 2020  года автор  совершил туристическую поездку в  славный город Суздаль , где неожиданно  для себя встретился …с   героем публикации. Вернее, с  бюстом   Дмитрия Пожарского,  сооруженным  перед входом в  Спасо-Евфимеев монастырь, где нашёл  последний приют  народный герой. И это было  только начало... 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Внешний вид крепостных стен Спасо-Евфимеева монастыря.

*Все фото  выполнены автором.

Центральной частью монастыря является Спасо-Преображенский собор, рядом с которым  и похоронен  прославленный воевода (5).  

Изучая схему  размещения  построек , прежде всего определил место захоронения и памятника-часовни Дмитрия Пожарского   (№ 6,7).

И новая приятная  неожиданность. Направляясь к месту священного захоронения,  оказался  окружён  чарующими звуками чудесного перезвона колоколов.

 

Спасо-Преображенский собор.

Выяснилось, что подобные духовные  «концерты» происходят  в начале каждого часа и мне дважды удалось насладиться  символическим «приветом» от  героя-воеводы. При желании в сопровождении  гида можно  было подняться на колокольню и «вживую» посмотреть нелёгкую профессиональную работу звонаря.

 

 

Место родовой усыпальницы князей Пожарских.

 

 Мавзолей Дмитрия Пожарского.

 

 

 Спас Вседержитель. 1867- 1869

Мозаичная икона  с фронтона Мавзолея Пожарского. Художник М.Хмелевский по рисунку академика А.Бейдельмана.

 

 Внутренние стены Спасо-Преображенского  собора  содержат уникальные фресковые росписи  Гурия Никитина (1689 г).

 


 

 

 Разглядывая росписи стен и пытаясь угадать сюжеты  изображений, прихожу к выводу, что понимаю лишь один сюжет: в правом нижнем углу   изображена картина побития грешницы камнями…

 

Рака Преподобного Евфимия Суздальского.

Но  за что предоставлена  высокая честь Евфимию суздальскому  (1316-1404) , если его именем называли грандиозное  монастырское сооружение? Не трудно догадаться, что  Преподобный Евфимий являлся   основателем и первым  настоятелем Спасо- Преображенского собора  , вокруг которого  разросся величественный  монастырь. Следует заметить, что  Евфимий  собеседовал с  Сергией Радонежским  и являлся пострижеником  святителя Дионисия.

 

Но вернёмся к  герою повествования, князю Дмитрию Пожарскому.


Закладной камень с мавзолея Дмитрия Пожарского. 1863 г.

 

 

 

 


 Однако,   перейдём к делам ратным.

 

Из грамоты Д.Трубецкого и  Д.Пожарского в Ярёнск  воеводе Янову в октябре 1612 года.

 

Карта похода Минина и Пожарского  в 1612 году.

 

 Примитивное вооружение и отсутствие надёжной защиты требовало  большего  личного мужества и стойкости  ратников .

 

 

В  последний день.

В последний день пребывания  в Суздале, когда до отъезда оставалось  считанные часы ,  неожиданно для себя  принял решение обойти окрестности вокруг места  проживания. Бродяжничая ,  разглядел вдали  еле различимое  скульптурное сооружение. А подойдя поближе, обнаружил памятник, посвящённый  съёмочной группе кинофильма «Андрей Рублёв».

Википедия:«Андре́й Рублёв (около 1360[5] — 17 октября 1428Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных».

Кинофильм «Андрей Рублёв» ( первоначальное название «Страсти по Андрею»)  был снят Андреем Тарковским   в 1962 году .

 

Так, между двумя историческими явлениями русского духа,  связанными с именем «Андрей Рублёв»,   нашло  законное место   духовное явление с  именем  «Дмитрий Пожарский». Временная цепочка выглядит примерно так:  1420 год – 1620 год - 1960 год.

Но вернёмся к мысли автора о мистической подоплёке поездки в Суздаль и связанных с этим событиях. Надо признаться,  в Суздале   для меня имеется мощный  человеческий духовный фактор. И, тем не менее,  мог ли я не поехать в 2020 году в Суздаль?  Мог бы.  Поскольку о поездке  в Суздаль до 2020 года даже  и не думал. Однако,  поехал. Древний город словно  «позвал» в дорогу,   неощутимо  напомнил о себе , «притянул» духовным  магнитом к   историческим стенам. И , как  оказалось, «притянул»  ко  временам Дмитрия Пожарского.  Конечно, нет ничего  удивительного, а тем более мистического  в том, что фильм «Андрей Рублёв» снимался именно в Суздале. Это естественно и вполне объяснимо.

Удивительно другое. Как и чем  объяснить, что перед  тем,  как  покинуть  суздальские  места, неведомая сила  повернула  ноги к едва различимой издалека  скульптурной композиции?  Напомнила о гениальном иконописце «Андрее Рублёве»  и не менее гениальном кинорежиссёре Андрее Тарковском. Мысленно заставила  уйти  от времён  Дмитрия Пожарского на 200 лет  вглубь русской истории. Во времена Андрея Рублёва , в историю  борьбы русского духа,  обозначив три узловых момента её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии   

#1 RE: Возвращение Дмитрия Пожарского.Александр Херсонов 08.07.2020 13:49
Ай, да Пушкин, ай да молодец!

Добавить комментарий