Electron.gifgreen.gif

интернет-клуб увлеченных людей

БЛОКАДА

БЛОКАДА

24 Апрель 2024

Л. Ларкина. Б Л О К А Д А Я была уверена, что Джермида или кто-то другой из её команды...

ТАМАРА

ТАМАРА

23 Апрель 2024

Л. Ларкина. Т А М А Р А В тот необычный день девушка встала очень рано и, едва перекусив, отправилась...

Кулагина для Адаманта

Кулагина для Адаманта

22 Апрель 2024

«Она могла остановить сердце». «Параллельно будет развиваться и наука, подтверждая научно реальность трёх и более состояний материи, и то, что...

Игра «Биржа»

Игра «Биржа»

21 Апрель 2024

Внимание! Размещена новая таблица котировок. Что наша жизнь - игра,Добро и зло, одни мечты.Труд, честность, сказки для бабья,Кто прав, кто...

В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ

В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ

20 Апрель 2024

Л. Ларкина. В Д А Л Ё К О М П Р О Ш Л О М Несколько чёрных птиц...

«Полежи, ещё наработаешься»

«Полежи, ещё наработаешься»

19 Апрель 2024

Страницы воспоминаний. «Полежи, ещё наработаешься». (О бабушке Климе или тайны «семейного двора»). Жизнь автора «выходит на финишную прямую», как сказано...

НА ТЕЛЕГРАФЕ

НА ТЕЛЕГРАФЕ

18 Апрель 2024

Л. Ларкина. Н А Т Е Л Е Г Р А Ф Е В это самое время в самом центре...

Серафим

Серафиму  Саровскому  являлась в Храм Богородица.

«Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю».

Святой Серафим Саровский.

Исследование жизни и судьбы  Святого  Серафима Саровского начну с   давней  авторской публикации , поскольку, как известно, новое  -  хорошо забытое  старое. Речь идёт о  небольшом очерке, опубликованном в 2008 году   (1, стр.226).

В Дивеево за благодатью.

«В Дивеево, где пребывал преподобный  и чудотворец всея Руси Серафим Саровский, находятся знаменитые святые источники. Серафим Саровский был великим провидцем и исцелителем, молитвы которого были услышаны Господом

 

По знаменитой канавке, которой он окружил монастырь, прошла Богородица, а дальше этой канавки  чёрные силы не  подступают».

Рассказывают удивительный случай, которому были  сотни свидетелей – паломников: «Привозят в Дивеево мальчика. Его лицо страшно искажено и ни один врач не может определить причину недуга. У мальчика огромные распухшие уши и такое же лицо. В Дивееве множество источников и во всех искупали мальчика, но результата не было. Родители  с молитвой обошли все храмы, поговорили со священниками, заказали молебны. Находились там около месяца. Но и это не помогало. Перед отъездом, на прощанье,  решили в последний   раз искупать мальчика в источнике Серафима Саровского. Это была последняя надежда.  И вот…Родители опустили в источник уродца, а  вынули здорового мальчика на глазах у многочисленных свидетелей.  Произошло чудо» (1, стр.226).

Находит ли объяснение  чудесному  излечению  недугов     Серафим Саровский?  Как это было  в  широко известном случае   излечения  мальчика   в источнике его   имени? Ответы  на вопросы поищем в   высказываниях Преподобного Серафима:

- Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

-Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

.-От радости человек может,  что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

- У игумена ( а тем более у епископа ) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

- Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

- Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет,  и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.

- Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Был  такой случай.

Однажды, будучи с Владимиром ( имя моего приятеля) в   командировке в Екатеринбурге, решили  посетить место  расстрела царской семьи, Храм-памятник  на Крови .   Экскурсовод завела  группу  в  величественный Храм и   приступила к  рассказу. И тут оказалось, что в Храме  находится рака с  мощами  Святого Серафима Саровского.  Женщины  по очереди принялись подходить к раке для общения со Святым. Неожиданно   к  раке приблизился  Владимир,  затем склонившись над стеклом, произнёс несколько слов. Это произошло столь  неожиданно, что я не успел   запечатлеть момент общения, но  снимок  раки, конечно же, сделал. И вот,   когда  группа  покинула Храм, на мобильник Владимира последовал звонок.  Сотрудница, принимавшая  нас  в Екатеринбурге  сообщила , что с  Владимиром хотела бы познакомиться одна интересная женщина. И надо сказать,  Владимир , человек   достойный , но по жизни одинокий, несказанно обрадовался звонку. В результате   встреча Владимира  с «неожиданной»  женщиной состоялась ,  и вскоре  приятель обрёл долгожданную «половину».  Но это не всё!

 

 

 

 

 

 

Рака Серафима Саровского. Фото автора.

 По возвращению в Москву,   в разговоре вспомнился Екатеринбург и Владимир признался, что в Храме , склонившись над ракой, попросил Святого помочь в обретении  семейного  благополучия.  Начало чему, безусловно, было положено обращением за помощью  к  святому Серафиму.

Затем выяснилось  ещё одно   обстоятельство , связанное с  именем Святого. Оказалось, что из  гостиницы  к месту   работы мы постоянно проходили мимо красивейшего храма.   Впоследствии  выяснилось, что это был храма  Серафима Саровского

 

«В здоровом теле – здоровый дух»?

 Итак,   по мнению   Серафима , чтобы   иметь  здоровое тело, следует иметь  здоровый дух.   Однако,  на этот счёт известна  латинская поговорка ,  смысл которой несколько иной: «В здоровом теле – здоровый дух».  Что , думается,  не всегда соответствует истине. Однако, значительно реже здоровый дух   обнаруживается в теле болящего  человека.  Всё относительно…  И всё же,  залогом телесного здоровья  является  именно здоровье духовное, основанное на   радости мироощущения,   вере в лучшее,  милосердии и  заботе о ближнем, бесконечном  терпение и  упорном  труде ,  как подчеркнул Серафим «внутреннем делании и заботе  о душе своей». С  позиции дня сегодняшнего основой здоровья  является   достаточный запас  психической энергии, беречь и преумножать которую, призывает  Учение Живой Этики.    Иными словами, человеку  по мере сил необходимо приближаться  к  животворящему источнику всего сущего, к Господу Богу, а лучше сказать  к Божественной Сущности, которая  единственно способна сотворить Чудо и  наградить сотворением чуда , того, кто упорно продвигается в познании Божественного. На определённом этапе  такой  человек обретает способность чудотворчества.   Как это произошло с Серафимом ,  по делам причисленному к лику Святых.

Из энциклопедии: «Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Иси́дорович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 (30) июля 1754(или 1759), Курск — 2 (14) января 1833Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II.  Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории».

 

Монастырь Серафима Саровского в Дивеево.

 

Что  есть чудотворство?

Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Борис Пастернак.

Обратимся к  фактам  биографии  Серафима. «В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.

 Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел».

В первом  случае  привлекает внимание возраст 7-ми лет(первая седьмица жизни), когда произошло падение Прохора с колокольни. Магическая сила числа 7 известна с глубокой древности. С точки зрения космобиологии,  первые семь лет жизни проходят под знаком Овен , стихии огня и выражаются спонтанной, пылкой, темпераментной энергией, когда ребёнок заявляет  миру: «Я – есть!». В эти   годы с полной нагрузкой работают все органы чувств, в том числе и интуиция, сравнительно недавно обнаруженный шестой орган чувства. А это  позволяет надеяться, что со временем будет обнаружен и седьмой орган чувства. Важно и то, что  падение произошло  на месте бывшего храма Преподобного Сергия Радонежского,  на месте торжества русского духа,  на  месте  намоленном.  Не потому ли упавший с колокольни Прохор,  остался невредимым?

Во втором случае ,  приложение во время крестного хода к иконе Божьей Матери  могло благотворно  сказаться на психо-эмоциональном состоянии  тяжело больного Прохора ,  положить начало выздоровлению. Однако,  на полное выздоровление повлияла не только чудодейственная икона. Юного Прохора  впоследствии ожидали  тяжкие  испытания, о которых  сложилось впечатление , что они посылаются с определённой целью: « В 1780 году тяжело заболел, все тело его распухло. Врачи не могли определить причину болезни, которая продолжалась в течение трёх лет. Половину из них Прохор провёл в постели. По свидетельству летописи болезнь принесла много душевной пользы: «Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога».

 

Невольное сравнение.

И здесь напрашивается  сравнение судьбы  Прохора Мокшина , будущего Серафима Саровского,  с судьбой учителя из Калуги Константина Циолковского, будущего  основоположника отечественной и мировой космонавтики. С той  разницей, что     по причине тяжёлой болезни , у юного Кости  развилась глухота.

Уйдя от мирской суеты в просторы беззвучия ,  Константин , как и Прохор,  получил «много душевной пользы».  Кстати, к «душевной тишине» после выздоровления   потянулся  и Серафим , о чём будет сказано особо.

Таким образом ,  Серафиму  и Константину   тяжелая  болезнь в конечном итоге  явилась  во благо,  поскольку   первому позволила «узреть Бога»,   а второму,  в «Грёзах о земле и небе»,  решиться на беспрецедентное  заявление: «Космос  подобен  добрейшему и разумнейшему животному». (1,  стр. 311)

Из биографии: «В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных (или Машниных). (По версии автора родился всё же в 1759 году).  Очень рано потерял отца. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре.

В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи».

Казалось  бы,  ничего необычного в начале биографии  Прохора не наблюдается.  В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу, но и это не удивительно.

 

 Но одно из ряда вон выходящее событие, всё же,  произошло: «Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания».

Жаль, что дата  судьбоносного  нападения на  Серафима в биографии не упоминается. По той причине, что астролог лишён возможности  исследовать  важнейшее обстоятельство жизни Святого.

 Прижизненный портрет Серафима.

Лучше помалкивать.

Из биографии: «В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года».

По этому поводу  имеется    высказывание Е.И.Рерих: «Древние заветы говорят <...> молитва – величественное объединение души с ее Создателем» (3).

Из признания Серафима: « Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаенному сердца человеку: сие должно разуметь о молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с другими занятиями духа молчальничество возводит человека к благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. Ты только седи в келье своей во внимании и молчании, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: «На кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (см. Ис. 66, 2). Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает подвижника не развлекаемым. Наконец,  приобретшего сие ожидает мирное состояние.   Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом».

Из биографии Серафима: «После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы».

К вопросу о «спорных мнениях».

Любопытно, способно ли астрологическое исследование разрешить так называемые «спорные мнения» жизни и творчества Святого?

Например, отражено ли в микрокосме рождения заявление  о том, что Серафим «никаких письменных сочинений после себя не оставил»?  Или:  почитал ли   Серафим старые обряды?

На этот счёт  предположения   астрологии  подтверждаются    событиями, последовавшими после  смерти Святого:  «По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и, безусловно, укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима. …11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления».

Таким образом,  в вопросе канонизации Серафима Саровского церковь решилась на уступку властям , чего ранее  не  случалось. Как бы там ни было,  но народ и ныне идёт на  поклон к батюшке  Серафиму. Причём идёт  в  массовом порядке.  В полном соответствии с призывом Святого: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому все и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!».

Это ли не признак действительной  Святости батюшки Серафима? 

Литература.

1. А.И.Херсонов «Звёздные тайны России», Москва, Бослен, 2008

2.К.Э.Циолковский «Грёзы о земле и небе», Тула, Приокское книжное издательство, 1986

3. Письма Е.И.Рерих, том 8, № 186

 

 

Добавить комментарий